Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды




Дар созидания

Эйфелева башня. Париж

Трудно представить себе современ­ную жизнь без больших и малых го­родов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтана­ми, с потоком машин, броскими, за­зывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами... И весь этот шумный, бес­покойный, пестрый, многозвучный мир — дело рук множества людей.

Жилой комплекс «Алые паруса». Москва

Человек во все времена, создавая ок­ружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался прису­щими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, мате­риалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и пред­ставлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковы­ми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое не­повторимое искусство.

Сегодняшний предметный мир со­здается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета го ворить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся де шевле и доступнее для массового по купателя.

Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт промышленного производства не только целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно­ значимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.

 

• Найдите в справочной литературе понятия: промышленное искусство, техническая эстети­ка, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения, которые отражают их смысл.

• Изучите облик вашего города (района), поселка, деревни. Какие особенности говорят о тра­дициях в его облике, а какие — о новаторстве?

• Проследите историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или ору­дия труда (чайник, утюг, пила и др.)

Художественно-творческие задания

► Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке (селе)», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских) праздниках», «Традиции и совре­менность в облике моего города».


Архитектура исторического города


 

Карта Москвы XVI века

В. Васнецов. XVI века. Расцвет Кремля


 


Архитектура (лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооруже­ния, организующие пространственную сре­ду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Одним из самых полезных для жиз­ни человека искусств является архи­тектура.

Если сравнивать архитектуру с дру­гими искусствами, то по мере услов­ности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и ма­тематика, не имеет аналогов в окру­жающем мире — ее форма абстрак­тна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитек­туры с музыкой? «Застывшей музы­кой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

С древнейших времен человек на­учился строить для себя жилище. Для этого использовались природные ма­териалы, которыми была богата окру­жающая местность. Большое количе­ство домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от вы­ражений «огораживать», «обносить ог­радой», «городить».

Акрокоринф. Греция Афинский акрополь. Греция

Планировка и строительство горо­дов — это одна из областей архитек­туры, она получила название «градо­строительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

Новгородский детинец. Современная аэрофотосъемка

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиоз­ный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Каждый средневековый город ог­раждали могучими каменными сте­нами с зубцами и башнями, окружа­ли глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овла­деть его воротами означало овладеть всем городом.

 

В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие ка­менные стены, раз и навсегда опре­делившие его границы, город средне­вековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природ­ного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И воз­любив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Город обычно вырастал на возвы­шенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте зани­мал детинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредото­чены самые большие, монументаль­ные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского го­рода был кафедральный собор. Поб­лизости располагалось администра­тивное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Фео­дальный замок располагался за город­ской чертой.

Площадь и здание городской ратуши. Прага Регистан. Самарканд. Узбекистан

Экономическим и стратегическим центром восточного средневеково­го города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых му­сульман призывали на молитву. Важ­ную роль в архитектурной компози­ции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к го­родским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной тради­ции градостроительства: в конце ши­роких прямых улиц обязательно раз­мещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величест­венность перспективы.

 

Карта Санкт-Петербурга начала XX в.

 

По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тща­тельно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части го­рода трезубцем сходятся к площадям.

 

Санкт-Петербург. Исторический центр

 

 

• Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

• Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.

• Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архи­тектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.

• Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура — застывшая музыка» и «Архитектура — от­звучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?

Художественно-творческое задание

► Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характер­ные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).


 


Архитектура современного города

 

 

Ш. Ле Корбюзье. Дом над водопадом.

Каждый город имеет свое собствен­ное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современ­ной планировки и строительства. Сов­ременные города и современные райо­ны исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чер­тежах и макетах выверяются не толь­ко расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструкту­ра микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поли­клиники, места отдыха (скверы, парки, и т. д.) — все то, что необходимо для нормальной жизни человека.

Ш. Ле Корбюзье. Вилла Савой

В современных микрорайонах стро­ятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. Однако обществен­ные здания часто возводятся по специ­альным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духов­ные устремления людей и воздейству­ет на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверен­ные временем соотношения объемов и ритмов, формирующих пространс­твенную среду.

Язык архитектуры всегда совреме­нен, так как он учитывает физиологию и психологию человека.

Ш. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О

Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архи­тектурных форм и технологий ХХ! в., стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. Появление новых стро­ительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внут­реннее пространство помещений.

Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965) впер­вые начал использовать в своих пост­ройках сборные модули из железобе­тона.

Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к зарождению в архитектуре таких на­правлений, как конструктивизм, раци­онализм, функционализм и т. д. Сами названия говорят о том, что архитек­торы стремились к созданию целесо­образной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художествен­ного образа используются асиммет­рия, контрастное противопоставле­ние горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.

Муниципалитет в Таллине. Эстония

Если раньше в городе возвыша­лись шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади вверх потянулись жилые и офисные здания. Особенно наглядно это про­явилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка.

Новый смысл получили связанные с архитектурой монументальная жи­вопись и декоративная скульптура.

Современные архитекторы пользу­ются открытиями бионики — науки, которая изучает особенности строе­ния и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются анало­гичные формы. Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, ку­курузных початков и т. д.

Дом Оперы в Сиднее. Австралия

Эти тенденции проявляются и в современной музыке. Например, в конкретной музыке, композиция ко­торой составлялась из предваритель­но записанного материала (природ­ные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последо­вательности.

Д. Сикейрос. Вехи истории.. Мехико

Первопроходцем в этой области был Пьер Шеффер (1910-1995) — один из пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musique concrete). Этот стиль появился благода­ря развитию звукозаписывающей тех­ники, появлению доступных микрофо­нов и, как следствие, благодаря доступ­ности проведения экспериментов.

Д. Сикейрос. Индустрия Детройта Д. Сикейрос. Культурный центр в Мехико «Темный корнишон». Лондон

 

Оливье Мессиан (1908—1992) — фран­цузский органист, композитор и выдаю­щийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он тщательно изучал, но- тировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».

 

 

 

• Рассмотрите изображения современных архитектурных построек. Определите:

а) для каких климатических условий они созданы архитекторами;

б) какие функции они выполняют в городском ландшафте; в) какие строительные материалы использованы для их воплощения; г) каковы приемы формообразования (асимметрия, сопостав­ление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.); д) какие природные конструкции они повторяют; е) каким образом они вписываются в природную среду города.

• Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоратив­ной скульптуры (в современных микрорайонах вашего города, областного центра, других городов России и мира).

Художественно-творческие задания

► Выполните коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чер­теж, макет, описание, расчеты). Аргументируйте выбор средств и материалов для ее воплощения.

^ Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте ди­зайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).

► Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного).

► Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школь­ной конференции «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)»

 

 

Специфика изображений в полиграфии

 

Г. Доре. Дон Кихот Г. Доре. Ад. Вергилий и Данте

 

Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жиз­ни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью-. книжная и журнальная графика, пла­каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга — синтетическое произведе­ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре­дакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор ком­понентов ее оформления, изготовле­ние макета, иллюстраций.

Специфика оформления книги за­висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот­ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли­тературе главное — содержание, поэ­тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе­лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляю­щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли­тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате­лю в осознании замысла автора.

Создание иллюстраций к художест­венному произведению — дело слож­ное и деликатное. Художнику-иллюст- ратору недостаточно владеть матери­алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необхо­дима особая интуиция, умение по­чувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Толь­ко в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литера­турного образа. Неразрывная его це­лостность и остается в сознании чи­тателя.

А. Бенуа Медный всадник. М.Врубель Демон А. Бенуа. Пиковая дама.

 

Замечательный иллюстратор Н. Кузь­мин пишет о том, что художник, вло­живший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой кни­ги «вечными спутниками». Для многих поколений читателей «Робинзон Кру­зо» Д. Дефо неотделим от иллюстра­ций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключе­ния барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского гра­фика Г. Доре.

Художник ищет присущий каждо­му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя­тежной поэзии М. Лермонтова.

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой...

В иллюстрациях А. Бенуа к произ­ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест­венной культуры.

Выдающий иллюстратор, блиста­тельный мастер гравюры В. Фавор­ский создал много серий иллюстра­ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро­ощущение. Через пластическое ос­мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе­редавал общечеловеческую значи­мость содержания. «Его иллюстра­ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество... Он умел читать!» — сказал о Фаворском ху­дожник и искусствовед Д. Бисти.

Есть такие литературные произведе­ния, которые иллюстрировались мно­жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

В XX в. жанр иллюстрации пред­ставлен не только в книжной графи­ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур­ным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повес­ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Ки­хот» К. Караева к одноименному рома­ну М. Сервантеса.

 

И. Билибин. Василиса прекрасная

 

Найдите в справочной литературе определений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».

• Рассмотрите книжные иллюстрации. Как характер линии отражает эмоциональный строй литературного произведения?

• Какими средствами художник-график может передать состояние покоя, умиротворенности, радости, веселого порыва, трагедии, ужаса?

• Прочитайте повесть А. Пушкина «Метель», а затем послушайте пьесы из «Музыкальных ил­люстраций...» Г. Свиридова к ней. Какими средствами выразительности композитор передал ко­лорит пушкинской эпохи? Какая из частей этого произведения произвела на вас наиболее яркое впечатление? Почему?

• Рассмотрите один из глянцевых журналов. Какие приемы художественного оформления в нем использованы?

• Прочитайте отрывки из литературных произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Сервантеса, Р. Распе. Рассмотрите на предыдущих страницах учебника иллюстрации к ним. В какой технике они выполнены? Какими средствами художники подчеркивают особенности каждого образа?

• Послушайте фрагменты музыкальных сочинений, в основе которых лежат литературные про­изведения.

Художественно-творческие задания

► Найдите иллюстрации, выполненные разными художниками, к вашему любимому произве­дению с изображением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его (перо, тушь, акварель, пастель, аппликация и др.).

► Разработайте идею и выполните фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографи­ями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы.

Журнальная графика в послед­нее время приобрела особую попу­лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за­глянуть внутрь и познакомиться с са­мыми разнообразными сферами жиз­ни и деятельности современного чело­века. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо­тографы. Современный дизайнер дол­жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол­няются на компьютере.

Имитация картины Арчимбольдо с использованием настоящих овощей и фруктов. Современная фотография

#

• Рассмотрите товарные знаки (логотипы) тех книжных издательств, которые выпускают учеб­ники по разным школьным предметам. Какие символы используют авторы для этих товарных знаков?

• Приведите примеры понравившихся вам решений упаковки какого-либо товара. Объясните художественную ценность этой упаковки. Найдите самую остроумную, на ваш взгляд, рекламу ка­кого-либо изделия.

• Изучите рекламные щиты на улицах вашего города (поселка, села). На какие виды можно условно разделить уличную рекламу (социальная, услуги, товары, отдых, учеба и др.)?

• Посмотрите на канале «МузТУ» один из видеоклипов популярных исполнителей. Какие рек­ламные приемы усиливают впечатление от содержания музыкального произведения, а какие — направлены на разрушение музыкального образа?

• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой из них наиболее це­лесообразно использовать в магазинах: а) продуктов; б) спортивных товаров; в) парфюмерии и косметики; г) модной молодежной одежды?

Художественно-творческие задания

Оформите пригласительный билет; поздравительную открытку; программу музыкального кон­церта, конкурса, фестиваля искусств (по выбору).

Разработайте и выполните оформление для компакт-диска с вашей любимой музыкой или кинофильмом.

Разработайте антирекламу какого-либо товара, изделия, услуги, используя трансформацию действительно существующей рекламы.

Организуйте конкурс на изготовление буклета своей школы, используя фотографии со школь­ных праздников, с перемен и уроков, интерьеров школы, тексты с необходимыми данными о шко­ле (номер, адрес, количество классов и учащихся, формы дополнительного образования, кружки и студии, традиции и др).


Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

Ч. Макинтош. Стул

Формирование красивой и ком­фортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На ру­беже Х1Х—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет анг­лийское происхождение, в переводе означает «проект, замысел, чертеж, рисунок». Дизайнеры — это художни­ки, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Бурный технический прогресс в ХХ в. определил появление фабрик и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом про­изводстве в изготовлении каждой вещи стал принимать участие большой кол­лектив, выпуская одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую цен­ность предметам быта.

Классицизм, модерн, арт-деко, ми­нимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

Дизайн (англ. design — про­ект, замысел, чертеж, рису­нок) — термин, обозначаю­щий различные виды проек­тировочной деятельности

Англия стала родиной нового стиля в искусстве — модерна. Модерн возник в творчестве шотландского архитек­тора и дизайнера Чарлза Макинтоша (1868—1928). Он создал свой собствен­ный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчерки­вающий утонченность и яркую инди­видуальность владельца. Линии в мо­дерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент. Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструк­ции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле модерн, ориентировались на природные формы.

С. Малютин. Фрагмент дереянной резьбы

В России в стиле модерн работа­ли известные художники М. Врубель, С. Малютин и др. Достаточно посмот­реть на особняки начала XX в., где все дизайнерские элементы, начиная с витиеватых решеток и заканчивая орнаментом на стенах, выполнены в одном стилевом решении. Создавая интерьер в стиле модерн, дизайнер импровизировал, подчиняя все одной тематике.

Дизайнеры второй половины ХХ в. проектировали предметы домашнего обихода и мебель ярких, кричащих цветов и самых немыслимых форм. Именно в это время появилась одно­разовая посуда, являющаяся тоже про­дуктом дизайна.

Современные дизайнеры выполня­ют художественное проектирование продукции всех производств, начи­ная от самой серьезной техники и машин и заканчивая упаковкой для молока и йогуртов. Им принадлежат идеи так называемой комплексной эстетизации пространства которая выражается в поиске оп­тимального сочетания функций и формы серий­но выпускаемых предметов: мебели, телевизо­ров, радиоприемников, телефонных аппаратов, светильников, предназначенных не только для создания комфорта в повседневной жизни че­ловека, но и для ее украшения.

 

Ч. Макинтош. Интерьер Дома любителя искусств

С. Дали.. Идея шляпки в форме туфли

Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство, технологии и промышленное произ­водство образовали взаимовыгодное содружест­во, в результате которого в искусстве появилось множество новых возможностей самовыраже­ния, а различные технологические процессы получили эстетический смысл.

Фотография из журнала «Vogue». 1970-е гг.

Взаимосвязанными в ХХ в. оказались искус­ство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода подчас диктовала художни­кам некоторые идеи. Например, известный ис­панский художник Сальвадор Дали (1904—1989) разработал для популярного в Италии Дома мод проекты женских шляпок в виде туфли. А де­монстрации моделей одежды в крупных городах превратились в настоящие театрализованные представления.

Дизайн одежды спас положение в музыкаль­ных театрах Италии и Америки во второй по­ловине ХХ в. В эти театры были приглашены мастера авангардного искусства. Декораторам и художникам по костюмам представилась воз­можность реализовать свои самые смелые твор­ческие замыслы при создании сценических кос­тюмов для персонажей опер и балетов.

 

 

 

• Найдите в справочной литературе определения стилей дизайна: классицизм, модерн, арт- деко, минимализм, хай-тек, китч, этно. Подберите в журналах изображения различных интерь­еров, выполненных в этих стилях.

• Рассмотрите изображения различных изделий дизайнерского искусства. Какие элементы ху­дожественного языка делают их привлекательными для потребителя?

Художественно-творческие задания

 

^ Выполните проект какого-либо предмета быта — посуды или мебели (рисунок-эскиз предме­та, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).

► Послушайте фрагменты музыкальных спектаклей (опера, балет, мюзикл). Посмотрите киновер­сию одного из них. Создайте эскизы костюмов главных действующих лиц одного из спектакля.

► Создайте проект дизайнерского оформления пришкольного участка, спортивной площадки, сквера или парка около вашего дома.

 

 

Декоративно-прикладное искусство

 

Дипилонский кратер. Греция

Декоративно-прикладное искусст­во — сложное и многогранное явле­ние культуры. Оно охватывает мно­гие виды народных промыслов, свя­занных с созданием художественных изделий, имеющих практическое на­значение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, укра­шения, игрушки и т. д.). Декоративно­прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древ­ность и развиваясь в наши дни.

Фрагмент краснофигурной вазы. Греция

Произведения декоративно-при­кладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространс­твенным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комп­лекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. — с художественным конструированием и дизайном.

К. Маковский. Боярыня у окна

Человек издавна стремился укра­сить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практи­ческом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представ­ление мастера об окружающем мире.

В народном искусстве всегда нахо­дила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преоб­раженные фантазией художника, пре­вращались в изделии в яркий, вырази­тельный орнамент.

Глиняные фигурки играющего на лире и танцующих женщин. Греция

 

Фарфоровые тарелки. Китай

Фаберже. Пасхальное яйцо

Кинжал и ножны.

Западная Европа

 

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Вы­ражая представление о прекрасном своими специфическими средства­ми, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а пе­редает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного мате­риала, его декоративных достоинств и особенностей технологической об­работки.

Иван-царевич. Дулево

Язык декоративно-прикладного ис­кусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств ма­териала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традицион­ных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-при­кладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Ритуальная маска. Габон. Африка

Современные изделия декоративно-­прикладного искусства созданы с уче­том народных традиций и моды сегод­няшнего дня. До сих пор самыми попу­лярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных тради­ций, являются изделия из стали, ков­ры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в вос­точных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; изде­лия из янтаря — в прибалтийском ре­гионе; ритуальные маски — в Африке; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фан­тастическими животными, — в Китае и Японии и т. д.

Большая императорская корона. Россия

Морской янтарь и изделия из него.

Много прекрасных образцов деко­ративно-прикладного искусства можно увццеть в художественных, историчес­ких, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выстав­ка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и сов­ременными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание сле­довать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с про­изведениями декоративно-приклад­ного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пы­таясь понять, какими художественны­ми и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попыта­ется любовно сделать своими руками, будет доставлять окружающим людям

Персидский ковер. Иран

 

• Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Поднос с черненым орнаментом. Москва Поднос. Жостово

• Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-при­кладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

• Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Художественно-творческие задания

► Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию, познакомьте с ней одноклассников.

► Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово,

Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,

«Золотая рожь» и др.

► Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства раз­ных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок, преданий, пословицы, поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

 

Музыка в быту

Трудно представить жизнь совре­менного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праз­дники, развлечения и т. п.

У каждого наверняка есть своя фо­нотека — коллекция любимых музы­кальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радос­ти и веселья, и в минуты раздумий, переживаний, размышлений о жизни. Поэтому всегда рядом существует му­зыка серьезная и музыка легкая.

Музыка серьезная — это та музыка, которая прошла испытание временем и не подвластна ни изменчивым вку­сам, ни влияниям моды. К серьезной музыке относится большое число клас­сических произведений. Напомним, что термин «классический» значит «образцовый». Познание этой музыки требует от слушателей и исполните­лей большого напряжения душевных сил. Не случайно венгерский компо­зитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка, которая к нам идет, и — дру­гая, которая требует, чтобы мы к ней шли».

Камерный ансамбль Максим Федотов Симфонический оркестр

 

 

 

Исаак Дунаевский

Содержание легкой музыки измен­чиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними про­изведениями и их исполнителями, за­втра — другими.

Самым популярным и демократич­ным жанром музыкального искусства является песня. Песня — душа народа. В ней как в зеркале отражаются мыс­ли и чувства людей.

П. Кончаловский. Портрет С. Прокофьева Менуэт. Рукописные ноты

Котильон. Старинная гравюра

 

Неизвестные сочинители созда­вали песни, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста и сопровождали человека во все периоды его жизни. Младенцу пели колыбельные; трудовые песни облег­чали процессы работы; обрядовые (хороводы, заклички, колядки, плачи, духовные песнопения, молитвы) слу­жили основой для многочисленных ритуальных действий — прослав­ления таинственных сил природы, прощания с ушедшим из жизни че­ловеком, поклонения божеству и мо­литвенному созерцанию; лирические песни раскрывали внутренний мир поющих; солдатские — укрепляли волю и дух воинов-защитников.

 

Самодеятельные фольклорные исполнители. Россия

В дни праздников наши предки, как и мы сегодня, не обходились без тан­цев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инстру­ментах. До наших дней дошли извес­тные плясовые наигрыши: «Калинка», «Барыня», «Камаринская» и др.

Пение и танцы сопровождали са­мые разные музыкальные инстру­менты. Они составляли часть целого направления музыкальной культуры прошлого — искусства скоморохов. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Их инструменты сжигались на кострах. Но несмотря на это многие старинные инструмен­ты дошли до нашего времени и стали основой оркестра народных инстру­ментов и современного симфоничес­кого оркестра.

Танцевальная музыка прошла дол­гий путь развития — от старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез и др.) до современных (кад­риль, фокстрот, вальс, танго, твист, рок-н-рол, брейк-данс и др.).

Марш — шествие, движение впе­ред — организует одновременное, синхронное движение большого ко­личества людей. Обычно маршевая музыка отличается размеренным тем­пом, соотнесенным с шагом, поступью человека, четкими ритмами, яркими запоминающимися призывными ин­тонациями.

Одной из самых древних разновид­ностей маршевой музыки являются во­енные марши. Они звучали в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем Риме, сопровождая и сами боевые действия, и различные тор­жественные церемонии, на которых чествовали победителей.

Военные марши исполняются при обучении войск, проведении парадов, строевых смотров и других воинских ритуалов.

Традиции русской военной музыки восходят к эпохе Киевской Руси (IX- XII вв.). Но значительное свое разви­тие она приобретает в начале XVIII в., когда в России создается регулярная армия и в ее полки вводятся военные оркестры. По мнению великого русского полко­водца А. Суворова, развернутые знамена и гром­кая музыка удваивают, утраивают армию.

Духовой военный оркестр

В эпоху царствования Петра I, прославив­шегося ратными подвигами, наряду с кантами (многоголосными хоровыми песнями), звучала и инструментальная маршевая музыка, исполня­емая военными оркестрами, прикомандирован­ными к войскам.

Во время Великой Отечественной войны (1941 — 1945) музы не молчали. Музыка обеспе­чивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа.

В развитии маршевой музыки большую роль играет духовой оркестр. Состав духового оркес­тра может колебаться от 20 до 100 исполните­лей. Интересен тот факт, что музыку для духо­вых оркестров писали разные композиторы, в том числе и такие известные, как Л. Бетховен, Н. Римский-Корсаков и др.

Звучат ли марши в мирное время? Конечно, звучат! Они сопровождают спортивные соревно­вания и парады, массовые мероприятия, школь­ные праздники.

Поскольку песенная, танцевальная и марше­вая музыка является частью окружающей нас жизни, то она будет всегда присутствовать там, где речь идет о человеке — поющем, танцую­щем, шествующем. Жанры песни, танца и марша находят свое яркое воплощение в сценической музыке (оперы, балеты, мюзиклы, драматичес­кие спектакли, музыка к кинофильмам), а также в камерной и симфонической музыке, становясь частью сонаты, сюиты, симфонии.

• Послушайте несколько музыкальных произведений и определите, к какой области музыки они относятся — серьезной или легкой. Аргументируйте свои ответы, прибегая к анализу содер­жания, эмоционального строя музыки, средств ее выразительности.

• Составьте перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам: «Класси­ческая музыка», «Народная музыка», «Современная музыка». Какие сочинения в вашей коллекции преобладают? Как вы думаете, почему?

Художественно-творческие задания

Подготовьте программу вечера песни (информация о композиторах и исполнителях, фоно­граммы, исполнение соло, ансамблем, хором) на одну из предложенных тем: «С песней на Руси родились», «Вся Россия просится в песню», «Духовные песни», «Популярные песни и их исполни­тели», «Любимые барды».

Разработайте содержание танцевального конкурса или дискотеки на тему «От гавота до брейк-данса». Придумайте элементы костюмов, отражающие эпоху, подберите музыкальные за­писи, подготовьте выступления танцевальных пар.

Составьте музыкальную композицию для проведения спортивного праздника, включив в него известные марши; праздника, посвященного Дню Победы («А музы не молчали»). Подумайте о художественном оформлении праздников — плакаты, афиши, пригласительные билеты и пр.

Подготовьте компьютерную презентацию на темы: «Классическая музыка в современной об­работке», «Классика на мобильных телефонах».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 6079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.261 сек.