Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 5




Орфография: ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 130-159; 212-216.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 72-85; 159-164.

3. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 21-25; 58.

 

ПЛАН

1. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений

2. Отрицательные и усилительные частицы

I. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений [ см. с. 64 данного издания ]

Задание1. Вставьте в местоимения пропущенные буквы. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями. Подчеркните предлоги при отрицательных местоимениях. Объясните написание.

 

Н....кто не ответил мне, н....кого не было, н....какой дичи, н....чего не слышал, н... на кого пенять, они н....к чему не имели особой страсти, лгать н... для чего, н...в какое время года, охотиться стало н... на что, н... с кем слово перемолвить, не получал решительно н....каких пособий, не состоял в родстве н.... с кем, н....кто не знал о его существовании.

 

Задание2 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ). Раскройте скобки, укажите слитное или раздельное написание частиц. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями, объясните их правописание.

1. Придерутся к тому, к сему, а чаще всего (....) к чему (Гр.). 2. Теперь у него кисет такой, какого (.....) у кого нет (Г.). 3. Базаров (......) в ком не нуждается, (.....) кого не боится, (.....) кого не любит и вследствие этого (......) кого не щадит (Писарев). 4. Малеев замолчал. Ганя его больше (....) о чем не спрашивала (Пауст). 5. Все получали письма, а я не получал. Просто мне (.....) от кого было их получать (Пауст).

Задание3 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ). Раскройте скобки. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями. Устно объясните их правописание.

1. (Не, ни) кто другой не мог так ободрить. 2. Жил (не, ни) кто человек. 3. Никогда (не, ни) о чем не разговаривал с нею. 4. Трудовая жизнь научила (не, ни) чего не бояться, (не, ни) от кого не зависеть. 5. Важно было (не, ни) кто первым выполнит работу, а как. 6. (Не, ни) кто иной, кроме тебя, не расскажет. 7. Мы вернулись (не, ни) с чем. 8. Здесь (не, ни) что почти не изменилось. 9. (Не, ни) кто другой не мог подробно рассказать о туристическом походе, кроме самого руководителя. 10. Он, (не, ни) на кого не глядя, вышел. 11. Раздумывать было (не, ни) над чем. 12. (Не, ни) кому я не мог сообщить о своих наблюдениях.

 

Задание4. Вставьте НЕ или НИ. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями. Расставьте знаки препинания.

1. По шоссе идущему мимо кладбища и пропадающему среди волнистых полей (.......) кто (......) когда не ездит (Бун.). 2. Ночь была теплая светлая но (......) что не радовало (Бун.). 3. Придать договору силу документа мог только нотариус, и (......) кто другой. 4. Перед нами был кратер угасшего вулкана, а (......) что иное. 5. Городишко маленький. Тайн (.......) каких тут нет и (.......) коим образом быть не может (Серг.-Ценск.). 6. Заблудившихся мальчишек в лесу нашли охотник с собакой, а (......) кто иной. 7. (......) каким образом обратно и вспять не повернуть времени (Маяк.). 8. Найти заветные грибные места (.....) кто иной, кроме дедушки, не мог. 9. Это (......) кто иной, как командир миноносца Отто Оттович Рихтер (Нов.-Пр.). 10. Махова сторожка и правда оказалась (......) иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом (Сол.).

II. Отрицательные и усилительные частицы [см. с. 65 данного издания]

 

Задание 5. Вставьте Е или И. Объясните правописание частиц НЕ и НИ.

I. 1. Кто н... смотрел новый спектакль, тем советуют посмотреть. 2. Кто н... читал этого романа, тем советую прочитать. 3. Что н... обещали – все выполнили. 4. Чего н... обещали, того н... сделали. 5. Где бы вы н... встречали эту книгу, купите ее мне. 6. Если н... найдете ее в ближайших магазинах, поищите в других. 7. Как н... велики трудности, мы преодолеем их. 8. Экспедиция шла вдоль ледника, куда еще н... проникал человек. 9. Куда только н... проник человек: и в глубь морей, и в недра гор, и в стратосферу! 10. До захода солнца во что бы то н... стало доберемся до стоянки.

II. 1. (Н...) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (н...) кроткий блеск лазури неба, (н...) запах, веющий с полей, (н...) быстрый лет коня ретива... – (н...) что души (н...) веселит (Бат.). 2. В глуши (н...) слышно было (н...) души(П.). 3. Но Кочубей богат и горд (н...) долгогривыми конями, (н...) златом, данью крымских орд, (н...) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (н...) что (н...) мучит, (н...) тревожит, и сердце вновь горит и любит оттого, что (н...) любить оно (н...) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь – (н...) истребят (н...) годы их, (н...) моды, (н...) пожары (Гр.). 6. (Н...) было лица, на котором бы (н...) выразилось удовольствия (Г.). 7. (Н...) ветер бушует над бором, (н...) с гор побежали ручьи – Мороз воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (н...) в чем (н...) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (н...) был (Ч.). 10. Для него (н...) было (н...) каких – (н...) физических, (н...) моральных оков: он все мог сделать, и (н...) чего ему (н...) нужно было, и (н...) чего (н...) признавал. Но, (н...) признавая (н...) чего, он (н...) только (н...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л.Т.).

 


III. Слитное и раздельное написание частицы НЕ [см. с. 66-67 данного издания]

 

Задание 6. Раскройте скобки, ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ.

I. 1. Вот (не) хотя с ума свела (Гр.). 2. Но, говорят, вы (не) людим: в глуши, в деревне все вам скучно (П.). 3. Мне (не) здоровиться что-то, у меня голова болит (А. Остр.). 4. Она (не) годовала, (не) навидела тетю (Ч.). 5. Тихон отвечал на расспросы о Никите туго, (не) вразумительно (М.Г.).

II. 1. (Не) хорошо прослыть (не) вежею, (не) приятно казаться и выскочкой (П.). 2. Вы можете рассердиться на мои слова, почувствовать (не) любовь ко мне за них (Черн.). 3. Ведь и здесь когда-то место было (не) жилое, а вот живут же люди (Л.Т.). 4. (Не) известности уже (не) было, все уже было ясно для меня (Ч.). 5. Кругом (не) уютно, одиноко, холодно (Шишк.). 6

III. 1. В молчании добро должно твориться. Но (не) чего об этом толковать (П.). 2. Всех его расспросов я передать (не) могу, да и (не) зачем (Т.).3. И скучно, и грустно, и (не) кому руку подать в минуту душевной (не) взгоды (Л.). 4. Когда его усадили, он как будто (не) сколько успокоился (Кор.). 5. (Не)смотря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи были (не) подвижны (М.Г.).

 

Задание 7. Раскройте скобки. Объясните правописание частицы НЕ.

1. В море остров был крутой, (не) привальный, (не) жилой (П.). 2. Слова звучали еще пошлее, еще (не) согласованнее с тем, что он чувствовал (Л.Т.). 3. Он был еще молодой человек, но уже (не) молодой дипломат (Л.Т.). 4. А разве воздействовать на людей – (не) великое искусство? (Фед.). 5. В самом деле, кто был Тредьяковский, как (не) вечный труженик? (П). 6. Люди были они хоть и (не) имущие, но образованные (Т.) 7. Никак не хотят понять, что (не) пустая забава эта охота (Пришв.). 8. И вовсе (не) узнаваемой становилась дорога. 9. Идти на шестерке без руля под двумя веслами – дело очень (не) простое (Соб.). 10. Кидает пальцы сверху вниз с (не) брежностью лихой. Смотрите, дескать, гармонист я все же (не) плохой (Твард.).

 

IV. Правописание НЕ с прилагательными, причастиями на-О при пояснительных словах [см. с. 67-68 данного издания]

 

Задание8. Раскройте скобки, ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ. Объясните данные пунктограммы.

I. (Не) известный писатель. Совершенно (не) известный писатель. Совсем (не) известный писатель. Отнюдь (не) известный писатель. Далеко (не) известный писатель. Никому (не) известный писатель. (Не) известный нам писатель. Вовсе (не) известный писатель. Совсем (не) известный нам писатель. Еще один (не) известный писатель. (Не) известный еще писатель.

II. (Не) выдуманные истории. (Не) выдуманные нами истории. (Не) выдуманные еще истории. Абсолютно (не) выдуманные истории. Никем (не) выдуманные истории.

III. (Не) выученный урок. (Не) выученный учеником урок. (Не) выученный нами урок. Никем (не) выученный урок. Совсем (не) выученный урок. (Не) выученный вовремя урок.

IV. (Не) нужные хлопоты. (Не) нужные никому хлопоты. Совершенно (не) нужное решение. Отнюдь (не) нужные выводы.

(Не) свойственная актеру манера играть. Манера, (не) свойственная актеру.

Все (не) торгово-промышленные предприятия.

 

Задание 9. Объясните слитное и раздельное написание отрицания НЕ в каждой паре.

I. 1. Эта река всегда неспокойна. 2. Разве не спокойна сегодня река? 3. Захватнические войны несправедливы. 4. Не справедливы ли меры, принятые для укрепления дисциплины? 5. Эти треугольники неравны. 6. Нет, эти треугольники е равны. 7. Самолет летел невысоко. 8. самолет летел не высоко. 9. Нетрудно понять горе матери. 10. Не слышно больше пения птиц.

II. 1. Куплена недорогая, но удобная мебель. 2. Куплена не дорогая, а дешевая мебель. 3. У нас речка неглубокая, но рыбная.4. У нас речка не глубокая, а мелкая.

 

Задание10. В рабочую тетрадь: а) выпишите из приведенной ниже группы слов в один ряд причастия (от глаголов переходных несовершенного вида), а в другой ряд •– отглагольные прилагательные (от глаголов переходных совершенного вида и от глаголов непереходных); б) выпишите отдельно слова, не употребляющиеся без НЕ.

Непереводимый, независимый, неразличимый, неосязаемый, несравнимый, нетерпимый, незаменимый, невидимый, неисчислимый, неумолимый, непобедимый, невыносимый, немыслимый, непроходимый, неугасаемый, неизменяемый, неумолкаемый, несклоняемый, необитаемый, неувядаемый, непроницаемый, невмещаемый, несгибаемый, неминуемый, нерастворимый, нелюбимый, неруководимый, невредимый, неизлечимый, недвижимый, неприемлемый, непоколебимый, необходимый, неподражаемый, неразличимый, несгораемый, неуловимый, нестерпимый, неизмеримый, недостигаемый.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.