Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование объемов производства и реализации продукции




Планирование производства и реализации продукции

План производства и реализации продукции является центральным разделом плана социального и экономического развития на предприятии и бизнес-плана проекта. Все остальные разделы разрабатываются на его основе. Объем реализации продукции предприятия определяется на основе комплексного исследования спроса на рынке.

Объем реализации зависит от таких факторов конкурентоспособности предприятия, как уровень издержек производства и качество выпускаемой продукции, динамичность обратной связи с потребителями и т.д. Повышение конкурентоспособности содействует увеличению реализации и наоборот.

Прогноз реализации должен составляться по каждому виду продукции с разбивкой по месяцам и по территориям. Сбыт каждого продукта показывается в стоимостном и натуральном выражении. Часто отдельные продукты объединяются в группы или выделяются важнейшие виды продукции, а остальные проходят в графе «прочая продукция».

На основе плана реализации формируется план производства продукции в натуральном выражении. Затем рассчитываются явочная и списочная численность персонала, необходимого для выполнения этого объема работ, рассчитывается их фонд заработной платы, потребность в материальных ресурсах, электроэнергии и топливе, смета затрат на производства, себестоимость товарной продукции, себестоимость и цена единицы продукции. На основе этих расчетов определяются стоимостные показатели плана производства и реализации продукции: валовая, товарная и реализованная продукции. После этого осуществляется прогнозирование валовой, балансовой и чистой прибыли, составляется финансовый план.

Планирование производства и реализации продукции на буровых и нефтегазодобывающих предприятиях довольно полно изложено в отраслевой учебной литературе [40, 44, 46], однако, этот раздел необходим, так как план производства и реализации продукции является основной для разработки остальных разделов плана.

Основой производственной программы любого промышленного предприятия является план выпуска продукции.

Продукция промышленного предприятия выражается в двух формах:

- материальных ценностей, имеющих вещественную форму;

- работ промышленного характера, которые не имеют вещественной формы.

Продукция предприятия, имеющая вещественную форму, по степени готовности подразделяется на готовую продукцию, полуфабрикаты собственной выработки и незавершенное производство.

Готовым считается изделие, выпущенное предприятием в законченном и укомплектованном виде, полностью соответствующее стандарту или ТУ, принятое отделом технического контроля (ОТК) и сданное на склад готовых изделий отделу сбыта.

Полуфабрикатом называется изделие, технологическая обработка которого закончена в одном из основных цехов предприятия, но требует дополнительной доработки или переработки в другом цехе того же предприятия.

Если полуфабрикаты отпускаются на сторону, то для предприятия они входят в состав готовой продукции.

Незавершенное производство – это стоимость предметов труда, которые не прошли всех стадий обработки на данном участке, цехе, предприятии.

План производства и реализации продукции включает расчеты:

- объема и ассортимента вырабатываемой продукции в натуральном и стоимостном выражении;

- объема и ассортимента реализации продукции;

- производственной мощности и показателей ее использования.

Для определения выпуска продукции в производственной программе рассчитывают объемы:

- производства отдельных видов продукции в натуральном выражении;

- товарной продукции;

- валовой продукции;

- реализованной продукции;

- чистой продукции.

В состав товарной продукции включается:

- стоимость готовых изделий ГП, выработанных в планируемом году из своего материала;

- стоимость полуфабрикатов своей выработки ПФ, предназначенных к отпуску на сторону;

- стоимость работ промышленного характера Пр;

- стоимость производственных услуг Пу.

Товарная продукция Т рассчитывается по формуле:

. (2.1)

Стоимость готовых изделий рассчитывается по формуле:

, (2.2) где Qпрi – плановый товарный выпуск продукции i-го вида в натуральном выражении;

Цi– цена единицы i – го вида продукции, руб.;

n – количество видов продукции.

Товарный выпуск продукции i-го вида:

, (2.3)

где Qi – объем производства продукции i-го вида в натуральном выражении;

Qс.н.i – расход продукции i-го вида на собственные нужды;

Qпот.i – потери продукции i-го вида.

К работам промышленного характера относятся выполненные по заказам со стороны для других предприятий: капитальный ремонт и модернизация оборудования и транспортных средств, механизмов, приборов и другой промышленной продукции; изготовление запасных частей и нестандартного оборудования; отдельные операции по частичной обработке деталей и материалов, по доведению изделий, изготовленных другими предприятиями, до полной готовности.

К производственным услугам относится стоимость готовой продукции вспомогательных цехов (пар, вода, электроэнергия, тепловая энергия и др.), отпущенной сторонним предприятиям.

Товарная продукция исчисляется в действующих оптовых ценах предприятия.

Валовая продукция – это вся сумма стоимости произведенной предприятием продукции (независимо от степени ее готовности), выполненных работ промышленного характера и производственных услуг за определенный период времени в сопоставимых или действующих оптовых ценах.

В состав валовой продукции включается:

- товарная продукция Т;

- изменение остатков незавершенного производства;

- изменение остатков полуфабрикатов собственной выработки.

Валовая продукция В на практике рассчитывается по формуле:

, (2.4)

где НПкг, НПнг – стоимость продукции, незавершенной производством, на начало и конец года;

ПФнг, ПФкг – стоимость остатков полуфабрикатов на начало и конец года.

В нефтегазодобыче остатки незавершенного производства не планируются.

Валовая продукция на предприятии может определяться по заводскому методу путем вычитания из валового оборота ВО внутризаводского оборота ВЗО:

. (2.5)

Валовой оборот представляет собой сумму стоимости продукции, изготовленной всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами предприятия, стоимости работ промышленного характера и производственных услуг независимо от их дальнейшего использования. Валовой оборот включает стоимость внутризаводского оборота.

Внутризаводской оборот – это сумма стоимости продукции и услуг всех цехов, используемых внутри данного предприятия. Во внутризаводской оборот включается стоимость всех изделий, деталей и полуфабрикатов, изготовляемых цехами и используемых для производства на данном предприятии, а также стоимость услуг, которые цехи оказывают друг другу.

Не подлежат включению в валовую и товарную продукцию:

- затраты на опыты, анализы, исследования, испытания;

- стоимость продукции опытных заводов и учебных мастерских, не реализуемой на сторону;

- стоимость покупных электроэнергии, воды, пара и газа, отпускаемых на сторону;

- стоимость покупных материалов, полуфабрикатов и изделий, отпускаемых на сторону без обработки на данном предприятии;

- стоимость продукции, услуг и работ подсобных производств непромышленного характера;

- стоимость работ по капитальному строительству или восстановлению предприятия, по капитальному и текущему ремонту зданий, сооружений (за исключением нефтегазодобывающих предприятий) и передаточных устройств (за исключением предприятий по транспорту нефти и газа);

- стоимость работ по монтажу и демонтажу оборудования и металлоконструкций.

Реализованной считается продукция, оплаченная потребителем.

Реализованная продукция по оплате рассчитывается по формуле:

, (2.6)

где Р1 – стоимость готовой продукции на складах предприятия на начало планируемого года в оптовых ценах планового периода, тыс.руб.;

Р2– стоимость продукции и услуг, сданных и оказанных потребителям на начало планируемого года, но неоплаченных ввиду не наступления сроков оплаты, в оптовых ценах прошлого года, тыс. руб.;

Р3 – стоимость продукции и услуг, не оплаченных потребителями в установленные сроки, в оптовых ценах прошлого года, тыс. руб.;

Т – товарная продукция, тыс. руб.;

Р4 – стоимость проектируемого запаса продукции на конец планируемого года, выручка от реализации которой поступит в следующем году, в оптовых ценах планируемого года, тыс. руб.;

Р5 – стоимость продукции и услуг, сданных и оказанных потребителям на конец планируемого года, но подлежащих оплате в последующем году, в оптовых ценах планируемого года, тыс. руб.

Чистая продукция – это вновь созданная живым трудом стоимость, которая определяется вычитанием из товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия, принятых в плане, полной суммы материальных затрат МЗ и амортизационных отчислений А, то есть стоимости прошлого овеществленного труда.

Чистая продукция рассчитывается по формуле:

. (2.7)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.