КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ум — manes
Кшурика упанишада 1. Н. Субрахманьям относит ее к Кришна Яджурведе, пользуясь, видимо, другой редакцией или устной традицией. 2. Удержание (внимания) — от — «дер жать». По-видимому, в йоге, которую описывает данная упанишада, дхарана — не шестая ступень, как в йога дар- шане Патанджали, а третья (без йамы и нийамы), как в некоторых других упанишадах — Майтри, Дхъянабинду и т. д. 3. Обузданный йогой — yoga-yuktasya. 4. Самосущий — svayambhu, эпитет Брахмана-Праджа- пати, творца и владыки существ. 5. Сидение — 6. ...как черепаха... — распространенный образ, исполь зуемый для объяснения сущности пратъяхары, устране ния чувств (ср. Бхагавадгита 2.58). 8. ...пранава в 12мер... — Пранава — слог ОМ. Мера - метрическая единица. В Йога таттва уп. — время, необходимое для того, чтобы не торопясь сделать круг пальцами по колену и затем щелкнуть пальцем. В Сканде пуране равна времени спокойного дыхания (по Йога чинтамани — дыхания во сне, которое равно 21 с половинойpe/fl, времени мигания глаза). 9. ...запирая все двери... — т. е. отверстия тела, через которые может выйти вдыхаемый воздух. 10. Существо — В данном случае, видимо, имеется в виду тело. 11. Дыхания — (мн.ч.). 12. ...туда... — судя по предыдущим шлокам, по-ви димому, в сердце. 13. Следуем Ж. Варенну, считающему, что здесь гово рится о приеме пранайамы (anuloma vilonta), при котором вдох и выдох производится поочередно через одну ноздрю при зажатой второй, а после выдоха — задержка с обоими зажатыми ноздрями. 14. Тройками — Н. Субрахманьям считает, что это ус тановка: 1) глаз на «глазе знания»; 2) внутрь направлен ного ума; 3) жизненного дыхания. По Ж. Варенну, это: 1) асана; 2) установка ума на одной точке ; 3) уп равление дыханием.
15. Копчик — По словарю В.А. Кочергиной SiSna — «хвост», по Моньер-Вильямсу — «пенис». Н. Суб рахманьям считает, что здесь говорится о Муладхаре. 16. ...в области пупа... — по Н. Субрахманьяму — манипура. Ср. с Йога таттвой, где область воздуха поме щается между сердцем и межбровьем. 17. Ток Тончайший — Токи (нади), или каналы, как иногда переводится это слово (но ни в коем случае не артерии или вены!), пронизывают тонкое тело человека. Срединный и главный ток — сушумна, по кото рому сила (шакти) в виде свернутой змеи, пребывающей в муладхаре, поднимается через центры (чакра) к Освобож дению. 18. По разным традициям, имеется пять или 101 ток, в ведийских текстах называемые также hita. В разных ис точниках имеются различия и относительно цвета. 19. Белый ток — цвет су шумны — белый или, чаще, прозрачный, как алмаз. 20. ...словно паук по нити — распространенный образ (ср. Брихадаранъяку уп. 2.1.20, Шветашватару уп. 6.10). Как паук испускает из себя нить паутины, по которой взби рается вверх, так осознанием посредством пранайамы со- держащейся в человеке праны занимающийся йогой поднимается к Высшему Сознанию. 21. ...кроваво-краснымлотосом... — raktotpala. Н. Суб- рахманьям указывает: или В тант- рийской символике цвет чакр или лотосов может разли чаться в зависимости от школы. 22. В ведантах (мн. ч.) — ведантой в ведийской тра диции часто называли упанишады. Здесь, вероятно, ссыл ка на какие-то упанишады йоги. 23. ...преодолев... — bhitva — букв, «пробив», «прон зив». 24. Этот ток... — сушумна. 25. ...ручным... — также «домашним». Ж. Ва- ренн переводит «тайным», видимо, читая guhyam. 26. Разум - Buddhi. 27. Верхняя часть стопы — padasyopari. В араньяках, «лесных» текстах для отшельников, считается, что на боль шом пальце ноги находится точка (магией), в которой как бы заключен Атман. 28. Форма и имя — Обычно обозначение проявленного названиями и формами и огра ниченного ими внешнего мира, связывающего Пурушу.
29. ...острием ума... — в тексте, по-видимому, описка: manodvarena вместо 30. ...ваджрой Индры... — ссылка на, пожалуй, глав ный сюжет Ригведы — рассечение змея Вритры могучим оружием Индры — ваджрой (молнией?). См. Мифы Древ ней Индии. — М., 1982. 31. Смертельное место — merman от mar — «уми рать». 32. ...посредством силы созерцания... — yogena. 33. Удержания — 34. Между бедер — urvomadhye. Возможно понима ние «в промежности». 35. См. прим. 31. 36. Освобождающее от дыхания — 37. Четыре повторения (или упражнения) — Неясное место: то ли речь идет о количестве, то ли о раз ных приемах сосредоточения. 38. Сотня — Слово имеет также нарицательный смысл «множество», как его здесь и понимает Б.Л. Смир нов. Ср.: «В сердце сто и одна жила (nadf), из них одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия, 14-952 во все (стороны) служат выходами другие» (Чхандогъя уп. 8.6.6.). 39. Чистая — также «незагрязненная», «неза пятнанная», «свободная от страсти». 40. Воплощенное Благо - 41. Сведущий в этом — знает Веду — очень распро страненная формула брахман и упанишад. 42. Противотоки — 43. Тайтила — taitila — букв, «носорог». В словаре Моньер-Вильямса со ссылкой на Кшурику уп. дается зна чение «подушка» или «подкладка». Ж. Варенн оставляет название без перевода, а Н. Субрахманьям вообще не упо минает, видимо, считая ее эпитетом су шумны. 44. Незапятнанная — nirmala. 45. См. прим. 38. 46. Сдержанный — dhlra, также «разумный», «мудрый». 47. ...приятными и неприятными состояниями.. В шлоке говорится о взаимно обусловленном существовании этих состояний и токов (nadi). 48....пылом... — (ара. 49. Лебедь — Символ души (jlva). 50. Текучесть — 51. Затухающий — Это слово встречается лишь в поздних упанишадах (напр. Йога таттве). 52. Острейшим лезвием (дхараны)... — текст допус кает разные понимания: по Варенну, лезвие — ум (манас), Н. Субрахманьям объясняет нейтрально: «практика йоги». 53. Бесстрастие — 54. Существом бессмертным... — 55. ...от желания... — в используемом нами тексте описка: вместо 56. ...все шесть... — шесть пороков, или недостатков, человека: желание, похоть; 2) krodha, гнев; 3) labha, жадность; гордыня; 5) mada, опьянение, безумство; высокомерие.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |