Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили научного изложения результатов исследования




СТИЛИ И ЖАНРЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА (ПУБЛИКАЦИИ)

Оо

Оо



Задачи заключительного этапа — решение о способах изложения итогов исследования для «широкого» читателя, включающих объяснения формиро­вания подходов к разрешению проблемной ситуации, раскрытию сущности предмета на основании установленных научных фактов, обоснований концеп­туальных (теоретических) выводов и рекомендаций, предназначенных для реализации в научной деятельности и журналистской практической работе.

Движение от «произведения» к «тексту» и «информации» — сложный интерпретирующий результаты исследования процесс, по ходу которого не­редко возникают в ходе очередного витка «приключений мысли» (рацио­нально-логических и интуитивно-эвристических) новые идеи содержатель­ного и формального характера.

При этом чрезвычайно важным является умение интерпретированные ис­следователем «для себя» результаты донести через объяснение и обоснова­ние «для других»«для заказчика» и для «внешних» читателей, заинтере­сованных в получении итоговой, теоретически и/или практически важной для них информации. И, понятно, та интерпретация, к которой пришел исследова­тель, приобретает в каждом из этих двух «представлениях» результатов осо­бенные характеристики, поскольку характеристики, объяснения и обоснова­ния предназначены для заинтересованных читателей разного уровня и своеобразных интересов и поэтому предоставляются им по-разному.

Студенческие рефераты, курсовые и дипломные сочинения; аспирантские тезисы, статьи и кандидатские диссертации; работы молодых и зрелых иссле­дователей (рецензии, обзоры публикаций коллег, доклады, монографическо­го типа статьи, докторские диссертации, сборники статей, индивидуальные и коллективные монографии) — это целый мир типов «отчетов» о результа­тах исследований различных форм фиксации, каждая из которых обладает своеобразными чертами.

При этом различаются стили (способы, типы) изложения и его жанровые формы.

Поскольку существуют разные типы исследователей (идущих по экстенсив­ному и интенсивному пути — эмпирики, систематизаторы, критики, универ­сальные исследователи, разработчики и реализаторы) и исследований (опи­сательных, объясняющих, инженерных), способы изложения различаются.


Среди стилей (способов, типов) изложения результатов исследования (где главное — представление содержания концепции), используемых в разного типа работах, можно назвать следующие:

Прямое изложение, при котором «жестко» проводится концептуально оформленные положения, к которым пришел исследователь. При таком из­ложении оказываются как бы «снятыми» другие точки зрения, подходы и ин­терпретации, с которыми столкнулся исследователь в «литературе вопроса», на конференциях, при обсуждении в ходе публичных дискуссий (даже по по­воду собственной работы). Наиболее отчетливо такой подход к представле­нию результатов проявляется в учебной литературе, которая трактует про­блему и объясняет сущность предмета «так и только так». Нередко при этом приводятся цитаты, но лишь согласующиеся с авторской позицией. Применя­ется такая манера (хотя и не часто) в статьях и монографиях авторов, счита­ющих свою позицию исключительно верной.

Компилятивное (лат.сотрНаУо — ограбление, накопление выписок, со­бирание) — подборка материалов из изученной «литературы вопроса», ког­да автор, систематизируя накопленные знания, относящиеся к разрабатыва­емой им проблеме, в меру своих творческих способностей создает в своем роде уникальный текст. Это как бы «неизвестное через известное». Прира­щение знания в этом случае идет именно через сведение известного и пози­тивно оцениваемого автором, но разбросанного во многих источниках, в не­кий новый научный продукт. Разумеется, здесь важно цитировать с точными отсылками. Но между цитатами необходимы «прокладки», соединяющие их оригинальной комментирующей авторской мыслью. Так, чтобы не было по поговорке «одни цитаты, а между ними вата». Тогда это не простая сводка «чужих» идей и тем более не плагиат (лат. plagiatus — похищенный), а серь­езная работа исследователя. Самостоятельность его проявляется и в отборе, и в соединении «чужих» фактов, подходов, суждений своей «работающей» проблемно направленной мыслью.

Реферативное (flaT.referre — докладывать, сообщать) изложение — крат­кое (часто тезисное) представление научной общественности как собствен­ных законченных работ (это обязательно для диссертаций; о студенческом реферате см. с. 190), так и публикаций других исследователей, притом обыч­но без критического анализа. Этот тип изложения — своего рода научное обозрение — необходим тогда, когда возникает нужда в ознакомлении раз­личных слоев специальной аудитории (от студентов до опытных исследовате­лей) с основными результатами проведенных научных разработок. «Литерату­ра вопроса» по журналистике все более обширна и разнообразна, притом издается на многих языках. Поскольку даже крупные работы далеко не всегда переводятся, не говоря уже о журнальных статьях и других публикациях, и ча­сто недоступны специалистам (по трудностям поиска, незнанию тех или иных языков), реферирование оказывает неоценимую услугу исследователям.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.