Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы управления




Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Что представляет собой социальное партнерство?

2. На каких принципах строятся партнерские отношения, дайте их характеристику?

3. На каком уровне развито социальное партнерство в России?

4. Охарактеризуйте новую парадигму социального партнерства.

5. Каковы основные факторы социального партнерства?

6. Охарактеризуйте профсоюзы как субъекта социального партнерства.

7. В чем состоит роль предпринимателя (работодателя) и наемного работника в социальном партнерстве?

8. Какова роль государства в становлении и развитии социального партнерства?

9. Раскройте механизм социального партнерства.

ГЛАВА 13. ПРОБЛЕМЫ «ВЫЖИВАНИЯ» ТРУДОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В условиях реформирования общества произошли существенные изменения окружающей среды, появилось многообразие форм собственности, определенное развитие получило предпринимательство, постепенно стали меняться и сами люди. То есть произошли глубинные трансформации во всех сферах жизнедеятельности:

· в социально-политической жизни – это переход от тоталитаризма к демократии;

· в экономике – от централизованно-планируемого развития народного хозяйства– к рынку;

· в духовной жизни – от идеологического монополизма и диктата – к плюрализму;

· в личной жизни отдельного человека – от единообразия ценностных ориентации и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения.

Все эти изменения внешней и внутренней среды обусловили особые требования к формированию новой парадигмы управления.

Среда – это совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект. Социальная среда – это совокупность объективных факторов, окружающих индивида и влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют:

· макросреду – это характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитание и т.д.;

· микросреду – трудовая организация, семья, школа, институт и т.д.

Социальная среда личности определяется общественными отношениями на уровне общества в целом, на уровне социальных классов, отраслей общественного труда, региона, города и деревни, социальной организации, социальных ценностей и норм. Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации *и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса. Сама социализация состоит из двух этапов:

· первый – это адаптация – приспособление индивида к существующим условиям жизнедеятельности, т.е. к имеющимся нормам и ценностям коллектива, группы, общества,

· второй – интериоризация, когда усвоенные нормы и ценности становятся его внутренним «Я», его установками (постоянством реакции на одни и те же события), ценностями, нормами.

* Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. – Энциклопедический социологический словарь. – М: ИСПИ, 1995. – с. 686.

 

Поэтому взаимодействие человека с социальной средой находится в центре внимания социологии и психологии управления. Особый интерес в этом процессе представляет микросреда посредник между обществом и индивидом. Этот понятие отражает тот факт, что процесс взаимодействия идет не прямо от общества к индивиду, а через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт. Социальная среда – самое близкое, относительно устойчивое окружение личности.

Проводимые реформы существенно изменили трудовую среду средства, условия труда и взаимоотношения индивидов в связи с появлением большого количества разнообразных форм собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:

а) государственная (в том числе муниципальная);

б) кооперативная;

в) акционерная;

г) собственность трудового коллектива;

д) частная;

е) совместная с иностранным капиталом;

ж) иностранная.

В зависимости от формы собственности специфически складываются взаимоотношения личности со средой и вся система управления. Меняется общая парадигма управления, обязывающая учитывать и анализировать изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

Внешняя среда в управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных систем: макроокружения и непосредственного окружения. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. На различные организации макроокружение оказывает разное влияние, но при этом необходимо учитывать и разные компоненты.

Изучение экономической компоненты позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Она предлагает анализ таких характеристик, как влияние валового национального продукта, темпа инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, нормы налогообложения, платежного баланса и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. При изучении правовой среды обычно обращают внимание на сложившиеся традиции в области законодательства и процессы его реализации.

Политическая составляющая макроокружения в необходима для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику; чтобы знать, какие группы лоббируют различные отрасли и направления, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании страны возможны в ближайшем будущем, насколько стабильно правительство и т.д.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов:

· как отношение людей к работе и качеству жизни;

· существующие в обществе обычаи и верования;

· разделяемые людьми ценности;

· демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и готовность их к перемене места жительства и т.д.

Значение социальной компоненты очень важно, так как она влияет на другие формы макроокружения и на внутреннюю среду организации. Хотя сами социальные процессы протекают не так быстро, они оказывают влияние на другие типы и виды процессов и их также необходимо учитывать в управлении.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть и отреагировать на те возможности, которые открывает для производства новой продукции развитие науки и техники. Прогресс науки и техники несет для фирм как огромные возможности, так и угрозы. Опоздали с обновлением оборудования, его модернизацией и фирма теряет свое место и долю на рынке.

Проводя изучение различных компонент макроокружения, очень важно иметь в виду два следующих момента.

Во-первых, все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к изменениям в других компонентах макроокружения. Поэтому управленческую деятельность необходимо распространять на все компоненты макроокружения.

Во-вторых, необходимо учитывать, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна.

С изменением макросреды, меняются сегодня и требования к менеджерам. Они не должны как раньше, пассивно наблюдать за этими изменениями, необходимо влиять на внешнюю среду, происходящие в ней процессы, работать в опережающем режиме, думать и внедрять новые изобретения, технологии, принимать новые решения. В этом процессе важное значение имеет внутренняя среда трудовой организации.

Внутренняя среда трудовой организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации. Этот внутренний фактор необходимо постоянно учитывать в управленческой деятельности. Внутренняя среда имеет разные срезы.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

· взаимодействие менеджеров и работников;

· найм, обучение и продвижение кадров;

· оценка результатов труда и стимулирования;

· создание и поддержание отношений между работниками и т.д.

Организационный срез включает в себя:

· коммуникационные процессы;

· организационные структуры;

· нормы, правила и процедуры;

· распределение прав и ответственности;

· иерархию подчинения.

Маркетинговый срез охватывает все процессы, связанные с реализацией продукции. Это:

· стратегия ценообразования;

· стратегия продвижения продукта на рынке;

· выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с эффективным использованием и движением денежных средств организации. В частности, это поддержание прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.д.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой *, которая также должна учитываться при осуществлении управленческих действий. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчивой, выживающей в конкурентной борьбе. Особая важность анализа организационной культуры для управления состоит в том. что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает влияние на то, как организация строит свои взаимоотношения с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

* Организационная культура это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, разделяемых всеми членами организации. – Ньюстром Дж. В., Девис К. Организационное поведение. – СПб: Питер, 2000. – с. 435.

 

Представление об организационной культуре дает наблюдение за тем, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они контактируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах и т.д. Показателем организационной культуры может быть и система карьеры, существующая на предприятии. Если в организации работники продвигаются быстро и не по результатам индивидуальных достижений, то можно предположить, что в ней существует слабая организационная культура. Если же карьера работников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры. Чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе, трудовая организация должна уметь прогнозировать трудности, которые могут возникнуть на ее пути в будущем, а также новые адаптивные возможности.

Ни одна организация не может существовать и функционировать в качестве изолированного острова. Каждая организация зависит от окружающей среды как в отношении привлечения кадров, так и в отношении всех остальных своих ресурсов (материальных, финансовых, духовных и т.д.) и, наконец, в отношении потребителей, пользователей результатов ее деятельности, будь это товары, услуги, идеи, знания, верования и т.п. Поэтому в деятельности организации возрастающую значимость в современных условиях приобретает комплексный анализ всех компонентов и динамики внешней социальной среды и осуществления на этой основе процесса стратегического планирования. Таким путем можно определить тенденции развития организации и перспективы ее деятельности в изменяющихся условиях внешней среды.

Итак, на эффективную деятельность организации оказывает влияние множество факторов как действующих внутри ее (наличие четких целей и задач, мотивация, сплоченность и т.д.), так и оказывающих влияние на нее из внешней среды (состояние экономики, степень конкуренции, жесткое или мягкое регулирование со стороны государства, социальные установки, существующий уровень культуры в обществе и т.д.). Поэтому эффективное функционирование любой организации определяется не только соотношением стоимости входных ресурсов (затрат) и стоимости выходной продукции, но и всесторонним учетом в разработке и осуществлении управленческих решений всей совокупности действий внутренних и внешних факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.