Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 4 страница




Конституционный орган, осуществляющий подготовку ре­шений Президента РФ в области обеспечения безопасности, именуется Советом Безопасности РФ (ст. 1 Закона РФ «О безо­пасности»).

Основными, задачами Совета Безопасности РФ являются:

— обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод чело­века и гражданина, охране суверенитета Российской Федера­ции, ее независимости и государственной целостности, органи­зации взаимодействия органов государственной власти, опреде­лению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

— определение жизненно важных интересов личности, об­щества и государства как основных объектов обеспечения на­циональной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

— разработка основных направлений стратегии развития го­сударства, обеспечения национальной безопасности и конку­рентоспособности Российской Федерации;

— подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внеш­ней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

— подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

— подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существен-ным социально-политическим, экономическим, военным, эко­логическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

476Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

подготовка предложений Президенту РФ о введении, про­длении или об отмене чрезвычайного положения;

— подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов испол­нительной власти субъектов РФ в процессе реализации приня­тых решений в области обеспечения национальной безопасно­сти и оценка их эффективности;

— подготовка предложений Президенту РФ по реформиро­ванию существующих либо созданию новых органов обеспече­ния национальной безопасности;

— решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности РФ являются:

— рассмотрение вопросов внутренней,, внешней и военной политики Российской Федераций в области обеспечения на­циональной безопасности;

— подготовка проектов решений Президента РФ по вопро­сам внутренней, внешней и военной политики в области обес­печения национальной безопасности;

— рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения нацио­нальной безопасности;

— подготовка проектов указов Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельно­сти федеральных органов исполнительной власти, осуществ­ляющих обеспечение национальной безопасности;

— организация и координация разработки стратегии в об­ласти внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

— подготовка предложений по определению основных кри­териев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

— подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов испол­нительной власти субъектов РФ в процессе реализации приня­тых решений в области обеспечения национальной безопасно­сти и оценка их эффективности;

— рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения нацио­нальной безопасности;

*У,ДЩ|»Д1|'>Ч.>1»?Ы|И1Д*У*ЧЕ~ '

Администрация Президента РФ477

-анализ информации о функционировании системы обес- печения Национальной безопасности, выработка рекомендаций но ее совершенствованию;

— рассмотрение вопросов в области оборонно-промышлен­ной безопасности и военно-технического сотрудничества Рос­сийской Федерации с иностранными государствами;

— принятие решений об образовании, реорганизации и уп­разднении межведомственных комиссий Совета Безопасно­сти РФ и научного совета при Совете Безопасности РФ;

_ — организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией:

—организация научных исследований по проблемам страте-­гии развития Российской Федерации и обеспечения нацио-­нальной безопасности.

В состав Совета Безопасности РФ входят Председатель Со­вета Безопасности РФ, которым по должности является Прези­дент РФ; Секретарь Совета Безопасности РФ; постоянные чле­ны Совета Безопасности и члены Совета Безопасности РФ, включаемые в состав Совета Безопасности РФ и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности РФ. Секретарь Совета Безопасности РФ входит в число постоянных членов Совета Безопасности РФ.

Заседания Совета Безопасности РФ проводятся на регуляр­ной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Предсе­дателем Совета Безопасности РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности РФ, как правило, один раз в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные, засе­дания Совета Безопасности РФ.

Институт полномочных представителей Президента РФ пред­ставлен полномочными представителями Президента РФ в фе­деральных округах, полномочным представителем Президен­та РФ в Конституционном Суде РФ, полномочным представи­телем Президента РФ в Совете Федерации и полномочным представителем Президента РФ в Государственной Думе. Пра­вовую основу их деятельности составляют соответственно По- ложение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденное Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849; Положение о полномочном предста- вителе- Президента РФ в Конституционном Суде РФ, утв. Указом. Президента РФ от 31 декабря 1996 г. № 1791;

478-Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

Положение о полномочном представителе Президента РФ в €&шш Федерации Федерального Собрания РФ и полномочном представителе Президента РФ в Государственной Думе ФедеральногоСобрания РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. №792

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Прези­дента РФ в пределах соответствующего федерального округа.

В пределах соответствующего федерального округа полно­мочный представитель обеспечивает реализацию конституцион­ных полномочий главы государства, назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий. Полно­мочный представитель непосредственно подчиняется Прези­денту РФ и подотчетен ему.

Основными задачами полномочного представителя являются:

— организация в соответствующем федеральном округе ра­боты по реализации органами государственной власти основ­ных направление внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

— организация контроля за исполнением в федеральном ок­руге решений федеральных органов государственной власти;

-обеспечение реализации в федеральном округе кадровой, политики Президента РФ;

—представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом по­ложении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

В целях решения возложенных на него задач полномочный представитель осуществляет следующие функции:

—обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

анализирует эффективность, деятельности правоохрани- тельных органов в федеральном округе, а также состояние кад­ровой обеспеченности в. указанных органах, вносит Президен­ту РФ соответствующие предложения;

— организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ,

§ 5. Администрация Президента РФ479

органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

-разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциа­-циями экономического взаимодействия субъектов РФ програм­-мы социально-экономического развития территорий в пределахфедерального округа и т. д.

При исполнении должностных обязанностей полномочный представитель имеет право беспрепятственного доступа в лю­бые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

Статус полномочных представителей Президента РФ в пала­тах Федерального Собрания РФ схож со статусом полномочных представителей в федеральных округах, однако поставленные пе­ред ними задачи различаются. Полномочный представитель Пре­зидента РФ в Совете Федерации координирует в пределах своей компетенции деятельность самостоятельных подразделений Ад­министрации Президента РФ и представителей Правительст­ва РФ в Совете Федерации. Полномочный представитель Прези­дента РФ в Государственной Думе координирует в пределах своей компетенции деятельность самостоятельных подразделений Ад­министрации Президента РФ и представителей Правительст­ва РФ в Государственной Думе. Основное назначение полномоч­ных представителей Президента РФ в палатах Федерального Со­брания РФ — представление интересов Президента РФ и способствование реализации его конституционных полномочий соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе.

При Президенте РФ существует ряд совещательных органов. Это Государственный совет РФ, комиссии и советы при Прези­денте РФ.

Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по во­просам обеспечения согласованного функционирования и взаимо­действия органов государственной власти. Он учрежден и Действу­ет в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 201Ю г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации».

Основными задачами Государственного совета РФ являются:

- содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федера-

480-Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

ции и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение не-обходимых предложений Президенту РФ;

— обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюде­ния) федеральными органами государственной власти, органа­ми государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и рас­поряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;

— содействие Президенту РФ при использовании им согла­сительных процедур для разрешения разногласий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органа­ми государственной власти субъектов РФ, а также между орга­нами государственной власти субъектов РФ;

— рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих об­щегосударственное значение;

— обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;

— обсуждение информации Правительства РФ о ходе испол­нения федерального бюджета;

— обсуждение основных вопросов кадровой политики в Рос­сийской Федерации;

— обсуждение по предложению Президента РФ иных вопро­сов, имеющих важное государственное значение.

Государственный совет РФ формируется в составе председа­теля Государственного совета РФ (Президент РФ) и членов Го­сударственного совета РФ (по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государ­ственной власти) субъектов РФ). И председатель, и члены Го­сударственного совета РФ участвуют в его работе на общест­венных началах.

По решению Президента РФ в состав Государственного со­вета РФ могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполни­тельных органов государственной власти) субъектов РФ а имеющие большой опыт публичной (государственной и обще­ственной) деятельности.

§ 5. Администрация Президента РФ481

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета РФ в составе семи членов Государст­венного совета РФ, персональный состав которого определяет­ся Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода. Президиум Государственного совета РФ рассматривает план работы Государственного совета РФ, а также повестку дня его очередного заседания и материалы к заседанию.

Для оказания консультативной помощи членам Государст­венного совета РФ, президиума Государственного совета РФ по вопросам, включенным в план работы Государственного сове­та РФ, формируется консультативная комиссия Государствен­ного совета РФ, персональный состав которой определяется также главой государства. По решению Президента РФ в состав консультативной комиссии Государственного совета РФ могут быть включены лица, имеющие опыт публичной (государствен­ной и общественной) деятельности.

Члены консультативной комиссии Государственного сове­та РФ участвуют в работе Государственного совета РФ, причем либо на общественных началах, либо на платной основе.

Заседания Государственного совета РФ проводятся регуляр­но, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного совета РФ могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета. Заседание со­вещательного органа проводится, как правило, в Московском Кремле и является правомочным, если на нем присутствует боль­шинство от общего числа членов Государственного совета РФ.

Решения Государственного совета РФ принимаются на его заседании путем обсуждения. По решению председателя Госу­дарственного совета РФ голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета РФ вправе также устанавливать порядок принятия реше­ний по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.

В случае выработки решения о необходимости принятия фе­дерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект феде­рального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Ду­му в порядке законодательной инициативы Президента гч>.

При Президенте РФ действует ряд комиссии (на сегодняш­ний день их 9) и советов (их 13).

 

482 Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

К числу комиссий при Президенте РФ относятся следующие:

- по вопросам военно- технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

- по предварительному рассмотрению кандидатур на должность судей федеральных судов;

- по формированию и подготовке резерва управленческих кадров;

- межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом;

- по вопросам реформирования и развития государственной службы;

-по модернизации и технологическому развитию экономики России;

-по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России;

- по государственным наградам;

- по совершенствованию проведения единого государственного экзамена.

Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством РФ, федеральными судами, прокуратурой РФ, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте РФ действует Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Указанный совет вырабатывает предложения главе государства по совершенствовании механизмом обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также граждан РФ, находящихся за пределами, систематически информирует Президента РФ о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом.

Кроме данного Совета существуют следующие советы при Президенте РФ:

-по науке, технологиям и образованию;

- культуре и искусству;

-развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению 22 зимних Олимпийских игр и 11 Паралимпийских игр 2014 г. в г. Сочи;

-развитию местного самоуправления;

Вопросы для повторения и самостоятельной работы 483

— кодификации и совершенствованию гражданского законодательства;

— реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике;

— противодействию коррупции;

— развитию финансового рынка;

— развитию информационного общества в Российской Фе-дерации;

— делам инвалидов;

— делам казачества;

— взаимодействию с религиозными объединениями;

— содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. В чем состоит особенность положения Президента РФ в системе органов государственной власти?

2. Каковы требования, которым должен отвечать кандидат на должность Президента РФ?

3. Какие основания прекращения полномочий Президен­та РФ вам известны?

4. Что такое отрешение Президента РФ от должности? Мож­но ли отстранить Президента РФ от должности?

5. Назовите гарантии Президенту РФ, прекратившему ис­полнение своих полномочий.

6. Кто исполняет обязанности Президента РФ во всех случа­ях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обя­занности сам?

7. Дайте общую характеристику полномочий Президента РФ

в сфере внешней политики.

8. Назовите основные направления взаимодействия Прези­дента РФ и органов власти субъектов РФ.

9. При каких условиях Президент РФ распускает законода­тельный (представительный) орган субъекта РФ.

10.На какие виды законов не распространяется право вето

Президента РФ?

11.Какие виды правовых актов издает Президент? Како-ва их юридическая сила, соотношение с иными источникамиконституционного права?

484 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собраний РФ

12. Каков порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ?

13. Определите статус Администрации Президента РФ.

14. Какие структуры входят в состав Администрации Прези­дента РФ?

15. Что представляет собой Государственный совет РФ и ка­ков его статус?

Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации

§ 1. Конституционная характеристика Федерального Собрания РФ

Положения о структуре и порядке формирования Федераль­ного Собрания РФ, о принципах осуществления его деятельно­сти, о полномочиях каждой из палат, об основах законодатель­ного процесса и о статусе парламентариев определяются гл. 5 «Федеральное Собрание» Конституции РФ.

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является парламентом Российской Федерации, т. е. представи­тельным и законодательным органом государства. Конститу­ция РФ учредила парламент, который принципиально отличен как от высших представительных органов в бывшем СССР, так и от Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, пре­тендовавших на доминирующую властную роль в механизме российской государственной власти.

В соответствии с ч. I ст. 11 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ осуществляет государственную власть наряду с Президентом РФ, Правительством РФ, судами РФ на основе принципа разделения государственной власти.

Конституция РФ называет Федеральное Собрание РФ пред­ставительным органом Российской Федерации (ст. 94). Федераль­ное Собрание РФ выражает интересы всего многонационально­го народа России, формируется на основе всеобщего политиче­ского участия населения. Вместе с тем представительная роль парламента имеет и другую сторону, отражающую федератив­ный характер государственного устройства, — представитель­ство субъектов РФ. Это обусловливает структуру Федерального Собрания РФ, которое согласно ст. 95 Конституции РФ состо-

§1.Конституционная характеристика Федерального Собрания РФ 485

ит из двух палат Государственной Думы и Совета Федера-: ции. Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля 1995 г. № 2-П, в своей организации и деятельно­сти обе палаты призваны отражать разные стороны народного представительства, в Российской Федерации — прямое предста­вительство населения и представительство субъектов РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в названном постановлении, представительный характер Федерального Собрания РФ может быть поставлен под сомнение, если состав, его палат в значительной степени не по­лон. Акты парламента должны воплощать интересы общества в целом, а не только самого парламентского большинства. Пред­ставительный характер парламента и легитимность принимае­мых законов гарантируются в том случае, если они принимают­ся большинством от общего числа его членов. Применительно к Государственной Думе общее число ее депутатов — 450.

Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ, обес­печивая необходимое взаимодействие палат, вместе с тем наде­ляет их относительной самостоятельностью по отношению друг к Другу, несовпадающей компетенцией, создает своеобразное «разделение труда», включая использование некоторых «сдер-жек и противовесов».

Конституция РФ исходит из определения Федерального Со­брания РФ как законодательного органа Российской Федерации ст. 94). Исполнение им законодательной функции проявляется в том, что никакой другой орган не имеет права издавать феде­ральные законы. Законы, принимаемые Федеральным Собра­нием РФ, имеют высшую юридическую силу и прямое действие На всей территории Российской Федерации, им должны следо­вать все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения, физические и юридические лица. Исключительное право законодательствовать определяет особую роль Федерального Собрания РФ в осуществлении го­сударственной власти.

Конституция РФ прямо не говорит о такой традиционной форме парламентской деятельности, как осуществление кон-троля по отношению к другим органам государственной власти. Вкееде с тем палаты Федерального Собрания РФ наделены многими изтех полномочий, которые в совокупности составля-ют контрольную функцию парламента. Так, ч. 5 ст. 101 Консти-туции РФ зацепляет за Федеральным Собранием РФ функцию

486 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

контроля за исполнением федерального, бюджета. В соответст­вии с постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. № 12-П парламент вправе осуществлять контроль за со- блюдением установленного порядка, распоряжения федераль­ной собственностью.

Контрольная функция Федерального Собрания РФ осуществляется также посредством использования Государственной Ду­мой права отказывать в доверии Правительству РФ, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президен­том РФ (Ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).

Специальными контрольными полномочиями в отношении Правительства РФ Государственная Дума была наделена Зако­ном РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Ду­мы в отношении Правительства Российской Федерации».

Российский парламент является постоянно действующим ор­ганом (ч. 1 ст. 99 Конституции РФ). Это означает, что на протя­жении всего созыва или периода работы палаты вправе соби­раться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Постоянство деятельности Федерального Собрания РФ соглас­но правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 11 ноября 1999 г. № 15-П, гарантируется следующими содержащимися в Конституции РФ положениями:

— обновлением состава Совета Федерации в порядке рота­ции членов;

— невозможностью роспуска Совета Федерации;

— строгой регламентацией периода формирования Государ­ственной Думы;

— отсутствием перерыва между сроками полномочий Госу­дарственной Думы прежнего и нового созывов;

— обязанностью Президента РФ одновременно с роспуском Государственной Думы назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума шбралаеь не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска;

— запретами на роспуск Государственной Думы в; течение года после ее избрания по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. Ш Конституций РФ; с момента выдвижения. Государстве ной Думой обвинения против Президента РФ до принятия со­ответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109 Кон­ституции РФ); в период действия на всей территории Россий-ской Федерации военного или чрезвычайного положения; в

§ 2. Совет Федерации487

течение шести месяцев до окончания срока полномочий Пре­зидента РФ (ч. 5 ст. 109 Конституции РФ). Кроме того, Госу-дарственная Дума не может быть распущена исполняющим обязанности Президента РФ (ч. 3 ст. 92 Конституций РФ).

§ 2. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: состав, структура, полномочия, порядок деятельности

Состав и порядок формирования Совета Федерации. Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собра­ния — парламента РФ.

В Совет Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конститу­ции РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по. одному от представительного и исполнительного органов го­сударственной власти.

Совет Федерации первого созыва был сформирован в декаб­ре 1993 г. сроком на два года посредством проведения выборов в силу прямого предписания Конституции РФ (п. 7 раздела второго «Заключительные и переходные положения»).

Иной порядок формирования Совета Федерации был опре­делен Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который ныне не действу­ет. Палата состояла из 178 представителей субъектов РФ по должности — глав законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов РФ. Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязан­ностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте РФ.

В настоящее время порядок формирования Совета Федера­ции регламентируется Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № Ш-фЗ «О порядке формирования Совета Федерации Феде­рального Собрания Российской Федерации». Данный Закон оп­ределил, что Совет Федерации состоит из представителей, из­бранных законодательными (представительными) органами го­сударственной власти субъектов РФ, а также назначенных главами субъектов РФ (руководителями высших исполнитель­ных органов государственной власти субъектов РФ)-

Срок полномочий таких представителей определяется сро­ком полномочий органов, их избравших или назначивших, од-нако полномочия представителей могут быть прекращены до-

488 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

срочно избравшим (назначившим) его органом в том же поряд­ке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного госу­дарства либо вида на жительство или иного документа, под­тверждающего право на постоянное проживание граждани­на РФ на территории иностранного государства, не моложе 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на террито­рии субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Фе­дерации, и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В феврале 2009 г. в Закон были внесены изменения и допол­нения, в соответствии с которыми требование о 10-летнем сроке проживания на территории субъекта РФ будет отменено. Кроме того, Совет Федерации будет формироваться из числа лиц, из­бранных в представительные органы власти, и депутатов законо­дательного (представительного) органа соответствующего субъ­екта РФ. В случае избрания эти лица должны будут сложить с се­бя депутатские полномочия. Эти инициативы были предложены Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федера­ции от законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого ор­гана его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями па­лач-. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законода­тельного (представительного) органа принимается тайным го­лосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) орга­на — совместным постановлением обеих палат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.