Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование спроса на ресурсы




Объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации прибыли. Логика решения этой задачи в принципе та же самая, что и при оптимизации объема производства (см.темы 6-10). Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход сравнивается с предельными издержками (правило MR = MC). Разница лишь в том, что раньше решался вопрос, до какого объема надо наращивать выпуск продукции (на рис. 11.2 это изображено стрелкой, связывающей прямоугольники 1 и 2), а теперь выясняется, в каких объемах следует закупать дополнительные ресурсы (на рис. 10.2 это изображено стрелкой, связывающей прямоугольники 1 и 3).

Конкретнее, объем спроса на ресурс зависит от трех составляющих:

1) производительности (отдачи) данного ресурса, т. е. того, сколько готовой продукции можно получить, используя одну единицу ресурса;

2) цены товаров, произведенных с его помощью;

3) цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет предприятие на его приобретение.

Для большей конкретности рассмотрим процесс формирования спроса на ресурсы на примере такого ключевого фактора производства, каким является труд. Спрос на иные ресурсы, в принципе, определяется похожим образом.

Воспользуемся понятиями рассмотренными в теме 6: предельный продукт (МР), предельный продукт в денежной форме (MRP) и предельные издержки на ресурс (MRC). В случае их применения к трудовым ресурсам необходимо ввести в анализ следующие уточненные определения:

· предельный продукт труда (MPL) ¾ прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения одной дополнительной единицы труда (в частности, найма одного нового работника);

· предельный продукт труда в денежной форме (MRPL) ¾ прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей труда (этот показатель равен предельному продукту труда, умноженному на цену дополнительно произведенной продукции, т. е. MRPL = P ´ MPL);

· предельные издержки на трудовой ресурс (MRCL) ¾ прирост общих издержек производства в результате применения одной дополнительной единицы труда.

Для начала ограничимся несколькими исходными графиками, позволяющими выяснить общую динамику спроса на трудовой фактор. В соответствии с законом убывающей отдачи (см. 6.2.1) при неизменном объеме других используемых фирмой факторов производства величина предельного продукта труда будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда (L) (рис. 11.3).

Рис. 11.3. График динамики предельного продукта труда

Чтобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейти от натуральных показателей к стоимостным. Это достигается с помощью построения графика динамики предельного денежного продукта труда, где на оси ординат фиксируется цена трудового ресурса (т. е. зарплата), а на оси абсцисс ¾ количество применяемого труда (рис. 11.4).

Рис. 11.4. График предельного денежного продукта труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Падение предельного денежного продукта труда (MRPL) обусловлено снижением предельного продукта труда (MPL). Ведь чем меньше дополнительных единиц продукции удается произвести, подключая все новые и новые трудовые ресурсы, тем меньше будет и выручка от их продажи.

Что касается быстроты снижения доходности трудового фактора, то в условиях совершенной (абсолютно свободной) конкуренции она будет меньше, чем при несовершенной (с разными уровнями монополизации рынка). Отсюда и наклон графика во втором варианте выглядит более крутым, чем в первом.

Причины различия в поведении графиков MRP1 и MRP2 проста и обусловлена формулой MRPL = Р ´ MPL. Падение MRP1 связано только с сокращением предельного продукта труда (MP), цены на готовую продукцию фирмы (Р) в условиях совершенной конкуренции не меняются с ростом объема продаж. Падение же MRP2, кроме этого фактора, подстегивается и снижением цен, типичным для несовершенной конкуренции при росте размеров продаж.

Рис. 11.5. Динамика предельных издержек на трудовой ресурс в условиях совершенной (1) и несовершенной (2) конкуренции

Перейдем теперь к рассмотрению предельных издержек на трудовой ресурс (рис. 11.5). Горизонтальная ось на нем по-прежнему изображает объем закупаемого ресурса труд (L), а на вертикальной оси откладывается цена, которую придется заплатить за новые порции труда (Р или W от англ. wage ¾ зарплата).

На рисунке видно, что при совершенной конкуренции предельные издержки фирмы на трудовой ресурс не меняются, поскольку слишком мала ее рыночная доля. Так, если владелец табачного ларька наймет дополнительно 2, или 3 продавцов, или даже 10 новых продавцов, общее соотношение спроса и предложения на труд в Москве не изменится. Следовательно, за каждого дополнительно нанятого работника мелкой фирме (совершенному конкуренту) всегда приходится платить одну и ту же цену, равную установившемуся уровню зарплаты.

При несовершенной конкуренции предельные издержки приобретают тенденцию к росту по мере увеличения общей численности работающих. Если, например, «Газпром» задумает увеличить численность своего персонал на 10%, ему неизбежно придется повышать зарплату ¾ ведь рабочих надо будет переманивать из других предприятий и отраслей.

Правило MRP = MRC

Теперь мы готовы решить проблему определения оптимального объема спроса фирмы на трудовые ресурсы (рис. 11.6).

Рис. 11.6. Определение оптимального спроса на труд

Покупая трудовой фактор (проще говоря, нанимая работников), предприятие должно сравнивать доходность этого фактора с издержками на его покупку, точнее ¾ предельный денежный продукт труда (MRP) с предельными издержками на трудовой ресурс (MRС). При этом максимальная прибыль теоретически достижима в случае полного равенства этих величин (на практике ¾ в момент их существенного сближения).

В точке B, где пересекаются прямые MRP (предельный денежный продукт труда) и MRC (предельные издержки на трудовой ресурс), наблюдается полное равенство предельного денежного продукта и предельных издержек, т. е. здесь дополнительные издержки равны дополнительному доходу. В этом примере фирма для обеспечения максимально прибыльного равновесия должна предъявить спрос на 5 работников при ставке зарплаты 50 единиц. Если же фирма примет на работу еще одного человека (точка С на графике), то он будет создавать меньший предельный денежный продукт (40 единиц), чем потрачено денежных средств на его оплату (50 единиц). В то же время отказ от найма одного дополнительного работника (точка А на графике) обернется потерей дополнительного дохода, который он мог бы принести, в размере 10 единиц. Естественно, что сопоставляя все варианты, фирма наймет 5 работников, т. е. такое число, при котором в силу выполнения правила MRP = MRC максимизируется прибыль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.