Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гостеприимство




Счастье заботы о чужом. Гостеприимство – институт, обеспечивающий

чужому прием и заботу. Развитые формы гостеприимства ориентированы на

человека, прибывшего издалека, незнакомого или малознакомого, а наиболее

простые, зачаточные формы наблюдаются при приеме хорошо знакомого гостя,

соседа или родственника. Во Франции для женщин, умеющих изобретательно

встретить, вкусно накормить, увлеченно занять гостя, установлена награда –

почетный знак “Голубая лента”.

Многие, вероятно, помнят с детства то чувство радостного нетерпения,

которое охватывает при ожидании гостя. В представлениях многих народов его

появление сулит счастье. «С гостем приходит счастье», – говорили кабардинцы.

Для гостя предназначено лучшее из того, что есть дома. Каждая семья старается

приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Что укрыто от гостя, при-

надлежит дьяволу.

У адыгов существовал обычай засевать для гостей часть поля и держать

специально для них определенное количество голов скота, которым хозяин вла-

дел номинально, гости – реально. В любом хозяйстве есть «доля гостя», которая

принадлежит ему по праву. Гость имеет в моем доме свою долю и вносит в дом

изобилие.

Зародышевую форму гостеприимства представляют собой кормления,

призванные установить дружеские отношения с существами из чужого, враж-

дебного мира. В дом приглашались умершие родственники, животные, природ-

ных стихии (мороз, ветер, тучи). Цель приглашения – предотвратить посещение

незваных гостей в неурочное время. В ряде языков “гость” и “чужак_______” обозна-

чаются словами одного и того же корня. Слово, обозначающее гостя, может от-

носиться также и к богу (русское “гость” родственно “господин” и “господь”),

но может обозначать и недобрых людей, незваных посетителей, воров. Прише-

лец может оказаться и Богом, наделяющим счастьем и долей, и врагом, готовым

лишить их (ср. хевсурскую пословицу: “Жди гостя и смерти”). Все эти муки

распознавания сменяются душевным равновесием, когда пришелец становится

гостем.

Гостеприимство обосновывается представлением о том, что Бог в челове-

ческом облике ходит по земле. Осетины встречают гостя словами: “Гость – Бо-

жий гость”. Каждый знакомый и тем более незнакомый посетитель мог оказать-

ся посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик.

Гостеприимство помогало выжить. В черный год, когда не хватает пищи,

нивх отправляется в гости, зная, что со временем ему отплатят тем же. Отправ-

ляясь в дальний путь, скотоводы не брали с собой запаса провизии: они знали,

что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь

или верблюда.

На Северном Кавказе феодально-зависимые крестьяне кормили и обслу-

живали челядь гостя своего феодала, а сами феодалы подолгу гостили у васса-

лов.

В наиболее общем случае гость ведет себя пассивно: принимает угощения

и подарки, знаки внимания, но не проявляет существенной инициативы. На-

пример, у адыгов вставать без нужды со своего места, выходить без сопровож-

дения из кунацкой во двор, заглядывать на кухню, где готовят угощения, заго-

варивать с домашними считалось не вполне пристойным. У многих народов

считалось крайне неприличным, чтобы гость вмешивался в семейные дела хо-

зяина. Пассивность, неподвижность гостя соответствуют его высокому статусу.

Во многих традициях хозяину полагалось стоять в присутствии гостя и есть

только после него или только ту пищу, которую передавал гость. В начале ХХ

века у белорусов Могилевской губернии во время семейных праздников гостей

рассаживали по старшинству, причем старейшие родственники и почетные ли-

ца из местных жителей занимали места «на куте», а хозяин и хозяйка прислу-

живали гостям.

В самых разных традициях обязательный, принудительный характер име-

ет трапеза, и гость не может отказаться от нее, чтобы не обидеть хозяев. У мно-

гих народов считалось обязательным, чтобы хозяева упрашивали гостей есть.

Где хозяйка не понукает гостей, там молодые люди, а особенно женщины, сты-

дясь есть, выходят из-за стола полуголодные. У нивхов во время медвежьего

праздника величайшей честью для хозяина считается накормить гостей до пре-

сыщения. Любезность доводится до того, что когда гость, объевшись жировой

похлебки, начинает изрыгать ее обратно, хозяин почтительно подставляет рот и

выпивает изрыгаемое.

Считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель или

еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим. Чукчи утвер-

ждали, что хозяин должен сохранить доброжелательное отношение к гостю,

даже если тот его побьет. Хозяин должен был в случае необходимости жертво-

вать для гостя жизнью.

С особым почетом относились к гостям, прибывшим издалека. Такой

гость был в центре внимания семьи и не оставался в одиночестве. Его сажали на

почетное место, с ним беседовали, для него приглашали родственников и сосе-

дей, его развлекали, дарили подарки и старались всячески угодить.

При приеме гостей мы несем определенные затраты, но со временем эти

затраты компенсируются. Завершение одного гостевого цикла сопровождается

началом другого гостевого цикла.

Куначество (от тюркс. кунак – гость) проявляется в гостеприимстве по

отношению к знакомым и постоянно, тогда как гостеприимство оказывается

любому человеку и единовременно. На Северном Кавказе каждый горец имел

кунацкую – специальное помещение для гостей. У некоторых адыгских дворян

и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя,

и блюда сменялись трижды в день. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с

мясом, пастой и сыром: “пища того, кто придет”.

Д. Белл, пребывавший в Черкесии в конце 1830-х годов, рассказывал, как

однажды старик-хозяин дома, придя к нему в кунацкую, сказал: «Ты мой сын, и

этот дом уже больше не мой дом, а твой». Гость как бы вступает во временное

родство с хозяином дома, и даже не только с ним, но и со всем его родом. В

другой раз после прибытия Дж. Белла хозяин дома «своей собственной рукой

принес в жертву молодого быка в знак скрепления братских уз между нами, и

мне говорят, что я теперь должен считаться во всех отношениях одним из чле-

нов его семьи, которого они обязаны как такового почитать и уважать».

У состоятельных адыгов для гостей строили за оградой отдельный дом,

чтобы всякий приезжий мог без стеснения и затруднения заехать в этот дом.

Гостевой дом являлся также своеобразным клубом, где собиралась молодежь,

исполнялись музыка и танцы, происходил обмен новостями.

Проксения. В гомеровский период греческой истории широкое распро-

странение получили отношения гостеприимства между частными лицами (ксе-

ния). Частное лицо оказывало покровительство приезжему иноземцу, защищало

его интересы в своем полисе, ходатайствовало о его делах. Отношения частного

гостеприимства становились обычно взаимными и передавались по наследству.

С укреплением связей между полисами возникла потребность иметь в

другом полисе постоянного покровителя, который мог бы оказать услуги при-

бывающим мореплавателям, послам, художникам, певцам и т. д., обеспечить

послам сношения с властями, дать купцам юридическую защиту в чужом горо-

де, даже если они не связаны узами личного гостеприимства ни с кем из его

граждан. Поскольку при автаркии полисов иностранец не мог защищать инте-

ресы своего государства в чужой стране (он был бесправным за пределами ро-

дины), стали прибегать к услугам коренных граждан, которые принимали на

себя обязанность оказывать гостеприимство и всякое содействие не только от-

дельным _______лицам, но и всему коллективу граждан какого-либо полиса. Так из

обычая частного гостеприимства постепенно развивалось гостеприимство пуб-

личное – проксения. Государство заключало от своего лица (от лица всей граж-

данской общины) договор о гостеприимстве с одним из граждан какого-то час-

то посещаемого полиса. Демосфен, например, был проксеном фиванцев.

Публичный гостеприимец покровительствовал иностранному государству

и его гражданам в суде, обеспечивал иноземцам допуск в храмы для соверше-

ния религиозных обрядов в чужом городе, присутствовал как свидетель при со-

вершении некоторых гражданских актов, например при составлении завещания;

проксен оказывал всяческое содействие купцам, прибывающим в его родной

город. За предоставляемые услуги греческие государства могли жаловать про-

ксену следующие привилегии: 1) неприкосновенность, безопасность проксена и

его имущества, гарантируемая полисом в мирное время и в случае войны с его

собственным государством; 2) имущество проксенов находилось под защитой

государств, связанных с ними; 3) проксен, являясь простатом иностранного го-

рода на своей родине, сам в этом городе мог обходиться без покровителя; 4) по-

кидая родину из-за превратностей судьбы проксен мог эмигрировать в связан-

ное с ним государство, приобретая там полное гражданство; 5) проксенам пре-

доставлялось освобождение от обложения налогами и пошлинами; 6) проксены

получали право собственности на землю и дом, право пастбища; 7) публичные

гостеприимцы получали право занимать почетные места на представлениях, их

торжественно перед всем народом награждали золотыми венками.

Гостевая экономика. Древнерусские города возникали как центры отды-

ха для купеческих караванов. Города назывались “гостищами” и “погостами” –

от слова “гость” (купец). Гостевой характер русских городов вызвал к жизни и

само русское государство. Пришли варяги-гости и остались навсегда, поправ

правила гостеприимства.

Собирание в гости – это _______целая ритуал, во время которой человек собира-

ется с духом, меняется в лучшую сторону и готовит себя к тому, чтобы быть

лучше, чем обычно. Собирание в гости задавало определенную дистанцию ме-

жду людьми и приучало смотреть на себя со стороны. Фигура гостя ставила хо-

зяина в положение, когда он вынужден делить всех присутствующих на “сво-

их”, домочадцев, и “чужих”, приглашенных. Причем, к чужим – к гостям – хо-

зяин должен относиться с большей заботой, чем к своим.

Гостевое угодничество воспринималось иногда как рабское поведение.

Хозяева были рады угодить гостям. Гость, может быть, и обнаглел, но он все-

таки гость и когда-нибудь уйдет сам по себе. Русским надо много времени, что-

бы увидеть в госте врага.

В гостевой экономике все люди на Земле – гости; главный человек –

гость, главное занятие – принимать гостей и ходить в гости. Ходить в гости, хо-

дить туда-сюда, уходить от себя и приходить в себя после гостей. В гости идут

не спрашивая “зачем”: просто надо куда-то идти. Атом российской экономики –

“круг гостей”.

Гостя не кормят чем подешевле, на гостя тратятся. В гостевой экономике

техника ориентируется на забаву гостей. Для развития техники нет иного сти-

мула, чем удивление званых и незваных (во время войны) гостей. Русский во-

енно-морской флот вырос из “потешного флота” молодого Петра. Освоение

космоса неэкономично, затратно, но сколько радости и гостей!

Задания и упражнения:

1) Почему русская поговорка гласит: «Незваный гость – хуже татарина»?

2) Распишите на календарный год фазы гостевого цикла для круга ваших

гостей.

3) Представьте туризм и гостиничный бизнес как индустрию гостепри-

имства.

4) Какие элементы института гостеприимства практикуются в современ-

ном бизнесе?

5) Что у вас имеется в доме необходимое для приема гостей?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.