КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семейный календарь
Народный календарь служил годовым расписанием жертвоприношений (церковный календарь) и хозяйственных работ (сельскохозяйственный кален- дарь). Вместе с тем косвенным образом он определял распорядок, годовой круг семейной жизни по месяцам и сезонам Демографические события семейной жизни – браки, рождения, смерти – взаимосвязаны. Разброс демографических событий по календарю не был слу- чайным, хаотичным, он подчинялся довольно строгим закономерностям. Эти события объединялись в годовые циклы (круги) – матримониальный, детород- ный и летальный, –находившиеся в цепочной взаимосвязи. Структура циклов объясняется с позиций многофакторного подхода. Ве- дущую роль играли природные (сезонные и климатически), хозяйственные и религиозные факторы. Некоторые факторы действовали в одном направлении и усиливали друг друга. Векторы воздействия других могли быть направлены в разные стороны и уравновешивались. Ниже излагаются результаты проведенного В.А. Зверевым исследования семейно-демографического календаря в селениях Сибири (вторая половина XIX – начало XX в.). Календарь брачности. Всплеск матримониальной активности наблюдал- ся два раза в году: зимний в январе-феврале, когда заключали 50–60% всех бра- ков, и осенний в октябре-ноябре, на который приходилось почти 20% свадеб. Православная церковь не венчала браки прихожан во время четырех мно- годневных постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Петрова (20 дней в мае- июне), Успенского (1–14 августа) и Рождественского (15 ноября – 24 декабря). Действовал религиозный запрет на браки также между Рождеством Христовым и Крещением (25 декабря – 6 января), на протяжении масленицы – недели перед
Великим постом, в пасхальную неделю. В указанные сроки русские свадьбы не играли. Суеверия удерживали сибиряков от браков в мае: “В мае жениться – век маяться”. 206 Осенний сезон сватовства и свадеб повсеместно открывался с Покрова Богородицы (1 октября), т. е. с окончанием полевых и огородных уборочных работ, когда появлялись продуктовые запасы, больше времени высвобождалось для гулянок. Вместе с тем в это время завершалась подготовка к зиме, что сдерживало свадебную активность. Разгар осеннего свадебного периода прихо- дился на день празднования явления иконы Богородицы в Казани (“Казанская”, 22 октября). Зимнее бракосочетание для крестьянской семьи в Сибири было удобнее осеннего по хозяйственно-бытовым причинам: продажа хлеба и мяса давала к этому времени денежные средства на свадьбу; “мужской полк” возвращался к морозам из тайги с охотничьего промысла; после свадьбы к весне – к новому хозяйственному сезону в дом приходили молодая работница или работник. В Зимний мясоед венчали даже несовершеннолетних. С апреля по сентябрь из-за интенсивных полевых работ заниматься брач- ными делами было некогда, да и средств на свадьбу у средней семьи до нового урожая не было. Традиция заключения браков зимой оправдывалась также тем, что дети, родившиеся осенью, за зиму подрастали и с весны “баба могла впрячься в работу и ней ойкнуть... малец мог обходиться хлебной соской и меньше тянул мать”. Свадьбы, сыгранные в любой другой сезон, были менее благоприятны для времени рождения скорых первенцев. Календарь рождаемости. Генеральная закономерность: в осенне-зимний период наблюдалось увеличение интенсивности зачатий, а весной летом проис- ходил _______спад; соответственно, летом-осенью наблюдался подъем рождаемости, а в зимне-весеннюю пору – ее сокращение. Физиологические особенности женского организма подталкивают его к
особой половой активности осенью и вначале зимы, когда световой день стано- вится коротким и сокращает выработку в организме мелатонина – гормона, по- давляющего сексуальность, а иногда препятствующего наступлению беремен- ности. Зачатые в октябре–декабре рождаются в конце лета – начале осени, ко- гда малыши и сама мать меньше всего рискуют пострадать от голода. 207 В феврале–марте у женщин наступает естественное снижение способно- сти к оплодотворению. Весенний подъем сексуальности в силу зимнего исто- щения людей и скудости сибирской флоры незначителен. Длительные периоды летней жары, наличие обширных заболоченных ме- стностей, благоприятствовали распространению в теплое время года эпидемий, особо опасных для рожениц и грудных детей. Зная об этом, крестьянки стара- лись предотвратить зачатие детей в первые осенние месяцы, откладывали поло- вую активность на конец осени и зиму – чтобы рождение ребенка не пришлось на начало лета. Во время интенсивных аграрных работ в августе половая жизнь сверты- валась, происходили сбои менструального цикла у женщин, что вело к падению рождаемости в конце зимы и весной, особенно в мае. Неравномерность деторождения определялась сезонностью крестьянской экономики. В осенне-зимний период крестьяне имели в относительном изоби- лии калорийную пищу и приурочивали сюда молодежные игрища и свадьбы. Учащение зачатий с сентября по февраль вело к всплеску рождаемости в летне- осенний период (55% рождений). Май, июль, август характеризуются интен- сивными работами, что снижало количество и зачатий и, соответственно, по- следующих рождений в феврале и апреле–мае. Июнь – между окончанием по- севной и началом сенокоса – был относительно свободным, и в марте рождае- мость возрастала. В отдельных группах населения особенности годового детородного круга определялись сезонностью занятий: летними лагерными сборами у казаков, мужским отходничеством на золотые прииски летом, сезонностью рыболовного и охотничьего промыслов. Длительные многодневные посты – Великий и Рождественский – опреде- ляли минимум зачатий в марте и декабре, и, соответственно, минимумы рожде-
ний в сентябре и декабре. В моменты выхода из длительных постов возрастал интенсивность половых отношений, что сказывалось на увеличении рождаемо- сти в январе и октябре. 208 Календарь смертности. В традиционной экономике 40–60% умиравших составляли младенцы, следовательно, их смертность формировала генеральные закономерности смертности во всем населении. На период июня сентября (третья часть года) приходилось более полови- ны умерших в возрасте до 1 года, а в июле–августе количество смертей превы- шало среднегодовой показатель для данной группы в 2–2,5 раза. Смертность детей в возрасте 1–5 лет (таковые составляли 15–20% всех усопших) в июле– августе была тоже велика, но все же в холодные месяцы они умирали значи- тельно чаще грудничков. В возрастной группе старше 5 лет пик смертности на- блюдается в зимне-весенний период. Для взрослых самым опасным временем года была весна. Главной естественной причиной летнего максимума смертности является длительная жара, которая приводила к перегреву организма, а в местах заболо- ченных и сырых, при отсутствии дренажа провоцировала бурное размножение возбудителей многих инфекционных заболеваний. Так, эпидемии дизентерии являлись причиной четверти всех смертей в деревнях и почти половины случа- ев гибели младенцев. Зимние морозы заставляли членов крестьянской семьи скучиваться на долгое время в тесном жилище, что благоприятствовало заражению детей ос- пой, корью, скарлатиной (гибель от этих болезней преобладала в возрастной группе 1–5 лет), а взрослых – тифозной “горячкой”. Весной и поздней осенью, когда в Сибири велики перепады температуры и часты холодные ветры, чаще простужались, ведь дети и взрослые много времени проводили на улице. В первый месяц после родов от пороков организма погибало 20–30% всех младенцев, умерших в возрасте до 1 г. В разгар сезона рождений обычным де- лом было отсутствие тщательного осмотра и обмывания новорожденного, фи- зические травмы от “правления” его головки, занесение инфекции при небреж-
ном перерезывании пуповины, содержание постоянно в душной атмосфере из- бы без прогулок на воздухе, что ослабляло детей и делало их восприимчивыми к болезни. Губительным оказывалось неправильное питание малышей, вклю- 209 чавшее в себя все, “что едят взрослые”, и основанное часто на скисшемся в не- мытой соске коровьем молоке. Детей постарше родители летом не уберегали от поедания недозрелых огородных овощей, лесных ягод. Весенний всплеск смертности был связан с отсутствием у многих детей (да и взрослых из бедняц- ких семей) удобной и теплой обуви, подходящей по сезону одежды. Весной с началом полевых работ учащалась смертность подростков и взрослых вследствие травм и простуд от ночевки на сырой пашне. Малыши умирали от недосмотра матерей, которые поголовно были задействованы на се- нокосе, уборке хлебов и не появлялись дома сутками, так как при залежно- паровой системе полеводства многие пашни располагались далеко от деревни. Большинство грудных детей, страдавших дизентерией, были лишены материн- ского молока и ухода, находились на попечении престарелых бабушек и дедов, малолетних сестер и приходящих нянек, нередко несправлявшихся со своими обязанностями. Задания и упражнения: 1) Наблюдается ли в настоящее время неравномерность годового цикла свадеб, рождений и смертей? 2) Используя дополнительные источники, определите факторы, влияю- щие на специфику семейного календаря населения, относящегося к другому хо- зяйственно-культурному типу. 3) Является у людей весна порой любви? 4) Проанализируйте помесячную структуру дат рождения членов вашей группы. 5) Какие практические выводы вы сделали для себя, после изучения пред- ставленного материала? 210 ГЛАВА IV. Брачный проект
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |