КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткость
Нет необходимости приводить все аргументы, содержащиеся в социологической литературе и направленные на обоснование принципа краткости в формулировках вопросов. Практически каждому исследователю понятно, что чем длиннее вопрос, тем труднее респонденту понять его основной смысл. Обычно при восприятии длинного и сложного (составного) вопроса респондент чаще всего как бы забывает его первую часть, пока дочитывает или слушает последнюю. Читая (или слушая) вопрос вторично, человек пытается выделить основные (ключевые) слова, определяющие суть вопроса. Если респондент и со второго раза (а тем более — с третьего) не уловил смысл сказанного, он либо пропускает вопрос, либо отмечает любой вариант, создавая видимость ответа. Эксперименты в области межличностного общения позволили установить, что для большинства людей 11-13 слов являются пределом восприятия фразы без существенного искажения ее основного смысла. Однако потребность исследователя конкретизировать вопрос для получения необходимой информации часто приводит к значительному увеличению длины вопроса. Что можно предпринять в данном случае? Во-первых, необходимо убедиться в том, что вопрос нельзя сократить за счет вычеркивания отдельных слов (пример 1). Во-вторых, если вопрос представляет собой составное предложение (сложносочиненное или сложноподчиненное), можно разбить его на несколько предложений, и главное из них выделить другим шрифтом (пример 2). В-третьих, подчеркнуть ключевые слова, фокусируя внимание респондента на основном смысле вопроса (пример 3).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |