Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности интеграционных процессов в странах «третьего мира» и странах с переходной экономикой




4.3.

В 60-е гг. повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран . Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция — это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это, прежде всего, средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации .

Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется:

· внутренними особенностями экономик отдельных стран (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления региональных проектов);

· существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития;

· характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран);

· факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран , значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций);

· политической нестабильностью.

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:

· различные побудительные причины интеграции;

· различные исходные экономические и политические условия интеграции;

· развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;

· отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны. После распада СЭВ в 1990 г. страны Восточной Европы создали интеграционное объединение «Вышеградская тройка» , в которую вошли Венгрия , Польша , Чехословакия . После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку» . С 1993 г. в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА) , цель которого — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривалась не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС , что и произошло в 2004 г.

На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ) . 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан , Армения , Беларусь , Казахстан , Кыргызстан , Молдова , Россия , Таджикистан , Туркменистан , Узбекистан , Украина ) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.

Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и, будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.