КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К медицинским
Г. Потребления Отношение Нормы Медицинские Страны Зарубежные Развитые Продукты И зарубежных стран на душу населения Потребление продуктов питания населением России в 1980—1994 гг„ кг Хлеб и хлебобулочные изделия Сахар Масло растительное Картофель Овощи Бахчевые культуры Фрукты и ягоды Мясо и мясо- продукция Рыба Молоко и моло- копродукты Итого. Яйца, шт. 46,7 9,1 45,1 9,8 47,2 10,2 ПО 5,8 123,6 9,8 701,6 к 1990, % 18,8 ПО ПО 959,8 120,5 36,5 13,1 96,7 140,3 80,3 80,3 18,3 359,9 959,7 нормам, % Подсчитано по. ЭКО, 1995, № 7, с. 11. Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее количество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вы- 4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 139 честь картофель и хлебобулочные изделия, то потребление продуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в развитых странах — 788 кг и согласно существующим медицинским нормам — 741 кг. Это означает, что потребление населения России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и 59% по отношению к развитым зарубежным странам) Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по- новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ. 4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг Свойство товаров или услуг удовлетво- Взаимодополняемость рятъ потребности (личные или производ-
л г ственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (complementary good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю. MRS = 0. Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемыхтоваров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означаем, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. 140 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
М Н i \ \ \ \ \ \ \ С *.. -^ \\ \ \ \ \ ч \ Lb -4Ь \ "-^ \ *^>. U,
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |