Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике




Структура и содержание учебной практики по ботанике 1 курса

Общая трудоемкость учебной практики составляет 4,5 зачетные единицы, 162 часа, в том числе 54 часа – самостоятельная работа студентов.

 

№ п\п Разделы (тематический план) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
  Введение. Цели и задачи практики. Содержание практики. Методика полевого изучения растений. План морфологического описания растений. Темы индивидуальных самостоятельных работ. Охрана растений. Техника безопасности на практике. Вводная лекция. Инструктаж по технике безопасности. Морфологический анализ растений с использованием наблюдений и литературного материала (8 ч.).   Собеседование, проверка записей в тетради. Зачет.    
  Сезонные явления в жизни растений. Весенняя экскурсия. Особенности раноцветущих растений. Экскурсия. Сбор и гербаризация раннецветущих растений. Результаты наблюдений и литературных данных. Определение растений. Этикетирование гербарных образцов (16 ч.).
  Определение водорослей, грибов, лишайников района практики. Экскурсия. Сбор, фиксация, гербаризация объектов. Определение в природе и в лаборатории. Оформление результатов наблюдений с использованием литературных данных, ведение дневника практики. Составление списка видов деревьев и кустарников района практики для сдачи латинских названий (18 ч.).
  Растения лиственного леса. Жизненные формы, эколого-морфологические особенности. Экскурсия. Наблюдения, сбор, гербаризация растений. Определение собранного материала, систематизация. Этикетирование гербарных образцов. Морфологическое описание растений, заполнение флористической тетради по результатам наблюдений и с использованием литературных данным, ведение дневника практики (16 ч.).
  Растения соснового леса. Эколого-морфологические и анатомические особенности, разнообразие жизненных форм. Экскурсия. Наблюдения, сбор, гербаризация растений. Определение собранного материала, систематизация. Этикетирование гербарных образцов. Морфологическое описание растений, заполнение флористической тетради по результатам наблюдений и с использованием литературных данным, ведение дневника практики (16 ч.).

 

  Растения елового леса. Эколого-морфологические и анатомические особенности, жизненные формы. Экскурсия. Наблюдения, сбор, гербаризация растений. Определение собранного материала, систематизация. Этикетирование гербарных образцов. Морфологическое описание растений, заполнение флористической тетради по результатам наблюдений и с использованием литературных данным, ведение дневника практики. Составление списка лесных видов района практики для сдачи латинских названий (16 ч.).   Собеседование, проверка записей в тетради. Зачет.  
  Растения луга. Эколого-морфологические особенности. Разнообразие. Злаки, бобовые, разнотравье. Основные жизненные формы. Экскурсия. Наблюдения, сбор, гербаризация растений. Определение собранного материала, систематизация. Этикетирование гербарных образцов. Морфологическое описание растений, заполнение флористической тетради по результатам наблюдений и с использованием литературных данным, ведение дневника практики. Составление списка луговых видов района практики для сдачи латинских названий (16 ч.).
  Водные и прибрежные растения. Анатомо-морфологические особенности. Определение собранного материала. Экскурсия. Наблюдения, сбор, гербаризация растений. Определение собранного материала, систематизация. Этикетирование гербарных образцов. Морфологическое описание растений, заполнение флористической тетради по результатам наблюдений и с использованием литературных данным, ведение дневника практики (16 ч.).
  Биологические особенности и разнообразие сорных и культурных растений. Экскурсия. Наблюдения, сбор, гербаризация растений. Определение собранного материала, систематизация. Этикетирование гербарных образцов. Морфологическое описание растений, заполнение флористической тетради по результатам наблюдений и с использованием литературных данным, ведение дневника практики (16 ч.).
  Выполнение самостоятельных индивидуальных тем, оформление коллекций, подготовка к зачету. Освоение методики исследования, проведение исследовательской работы. При необходимости сбор, гербаризация, описания, измерения и обработка результатов измерений. Использование литературных данных. Заключение и выводы по работе. Монтировка морфологического (или онтогенетического) гербария по индивидуальному заданию, ведение дневника практики (18 ч.).
  Заключительная конференция. Зачет. Защита самостоятельной работы на конференции, сдача отчетных материалов, подготовка дневника и отчета (6 ч.) Зачет.

 

 


Учебная практика состоит из трех этапов:

1. Подготовительный и организационный этап:

На первом этапе раскрываются

− цели, задачи, содержание практики, темы самостоятельных работ, отчетные материалы, методы изучения растений (оборудование и снаряжение, методики полевого изучения, наблюдения; правила сбора, сушки и гербаризации растений; охрана растений), получение индивидуального задания, консультации по сбору материала.

− проводится инструктаж по технике безопасности (обязанности и ответственность преподавателя, обязанность и ответственность студента, правила поведения в природе; техника безопасности на практике, первая помощь при обмороке, тепловом и солнечном ударах; первая помощь при ранении; первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок; оказание помощи при попадании инородных тел; первая помощь при кровотечении;первая помощь при отравлениях растениями; меры личной профилактики заболеваний, передаваемых иксодовыми клещами (клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, туляремия и др.); меры личной профилатики геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

 

2. Экспериментальный этап:

− знакомство с флорой (аборигенной и адвентивной), знакомство с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями района практики, их эколого-биологическими особенностями; отличительные особенности раннецветущих растений; экскурсии в различные растительные сообщества района практики (лесные, луговые, водно-прибрежные, сорные, культурные растения; их эколого-биологические особенности, практические значение); сбор, гербаризация и определение растений, водорослей, грибов, лишайников района практики.

.− Самостоятельный сбор и анализ материала. Проведение морфологического анализа растений. Оформление флористической тетради, ведение дневника практики. Составление списков и заучивание латинских названий растений. Самостоятельная работа в бригаде из 2-3 человек: сбор материала по индивидуальному заданию для морфологического или онтогенетического гербария, этикетирование систематической гербарной коллекции растений. Выполнение самостоятельной работы.

 

3. Итоговый этап:

− Монтировка тематического гербария.

− Сдача гербарной коллекции по семействам.

− Сдача латинских названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения).

− Оформление самостоятельной работы.

− Подготовка отчета.

− Сдача отчетных материалов по итогам учебной практики.

Каждый день учебной практики, как правило, состоит из двух этапов работы студентов:

- наблюдения, исследования и сбора материала в природе;

- обработка, записи в дневнике и оформление собранного материала.

 

В ходе практики проводятся установочные лекции по тематике экскурсий, экскурсии в разные растительные сообщества. Во время экскурсий проводятся: соответствующие наблюдения и их регистрация, беседа с преподавателем, сбор материала для последующей его камеральной обработки, определение в полевых условиях. Занятия в лаборатории предполагают обработку материала, собранного во время экскурсий; определение, описание, сушку, фиксацию и гербаризацию материала. Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуального задания предполагает как теоретическое, так и практическое исследование, которое может быть выполнено с применением интернет-технологий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.