Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Германия




заменов (письменных и устных) выбирают с начала курсового обучения 4 предмета. Знания учащихся оцениваются сначала по традиц. шкале отметок (от 1 до 6), затем по системе очков. Практически эта т. н. общая квалификация учащихся весьма сложна и вызывает много критич. замечаний педагогов. Дискуссии вокруг проведённой реформы, её критика про-должалиев и в 80-е гг.

Общая интегриров. школа (Gesamtschule) принимает всех учащихся (без разделения по разл. типам школ). Др. разновидности общей школы — объединённая и кооперированная — сохраняют существующее деление школ в одном шк. здании. Общая школа — надстройка над основной. В ней предусмотрены ликвидация классно-урочной системы занятий, глубокая дифференциация и индивидуализация обучения. Уч-ся в зависимости от успеваемости, способностей и интересов могут изучать иредметы небольшими группами или бригадами. На ст. ступени сохраняются и обязат. предметы — математика, нем. яз., полит, воспитание и физич. культура. Остальные предметы — по выбору или спецкурсы. Для каждого уч. предмета введены 2 программы — углублённая и сокращённая (с прохождением лишь нек-рых важнейших тем). Предполагалось обучение с 5 лет, продолжительностью 12 лет. Экзамены на аттестат зрелости проводятся в 2 тура — после 10-го кл. и после 12-го кл. В 1987 насчитывалось 365 общих школ (св. 244 тыс. уч-ся).

После объединения герм, гос— в (1990) т. н. новым землям для организации преподавания в школах в соответствии с принятыми в ФРГ нормами были предоставлены кредиты для закупки учебников, шк. оборудования и др. В нач. 90-х гг. число оощеобразоват. уч. заведений в ФРГ превысило 38 тыс. (св. 8 млн. уч-ся, св. 612 тыс. учителей).

Общее образование взрослых осуществляют вечерние реальные школы для работающей молодёжи (срок обучения 3 года); вечерние гимназии (срок обучения 3 года; дают право на получение аттестата зрелости; условия приёма — окончание подготовит, курса в течение одного семестра); колледжи (ст. ступень гимназии; готовят с отрывом от практич. деятельности к экзамену на аттестат зрелости; условия приёма те же, что для вечерних гимназий). В 1987 насчитывалось ок. 350 общеобра-зоват. уч. заведений этого типа (св. 43 тыс. уч-ся), в т. ч. 120 — вечерних реальных школ (ок. 10 тыс. уч-ся), св. 230 вечерних гимназий и 73 колледжа (всего ок. 330 тыс. уч-ся). Функционировало 840 нар. ун-тов (Volkshochschulen), а также св. 370 тыс. разл. уч. курсов n кружков.

Профессиональное образование. Только часть из проф. уч. заведений являются государственными. Осн. часть находится в руках корпораций, частных предприятий, профсоюзов и др. организаций. С 1968 решением Постоянной конференции министров культов в значит, степени упорядочены названия профшкол. Проф.-техн. образованием охвачено ок. 80% молодёжи в возрасте от 16 лет и старше.

В гос. систему проф.-тех. обучения входят неск. типов уч. заведений. Обязат. профшколы с обучением без отрыва от произ-ва (Berufsschule) и уч. заведения одногодичной нач. проф. подготовки (Berufsbildungsgrundjahr) с отрывом от произ-ва обязаны посещать все подростки до 18 лет включительно, окончившие основную (главную) школу и не продолжающие общее образование в др. типах школ. В профшколе надстроечного типа (Berufsaufbauschule) курс 1—3,5 года, в зависимости от уровня образования и формы обучения; завершение обучения в такой школе приравнивается к окончанию реальной школы. Спец. профшкола (Berufsfachschule; курс 1—2 года с отрывом от произ-ва после окончания обязат. профшколы) после 2 лет обучения и экзамена даёт право поступления в высш. техн. школы. Успешно окончившие спецшколу повышенного типа (Fachoberschule; курс 2 года после реальной школы) могут продолжить обучение в техн. вузах. Спец. гимназия (Fachgymnasien; срок обучения 3 года после окончания реальной школы или получения эквивалентного диплома) даёт право поступления в высш. школу. Разл. спецшколы для продолжения проф. образования (курс от 6 до 4 мес в зависимости от формы обучения и наличия проф. образования и практич. опыта по специальности) сохраняют систему проф. подготовки учеников на произ-ве на основе договорной системы в соответствии с законом о проф. образовании (принят в 1976). В 1987 в системе проф. образования насчитывалось св. 7,5 тыс. школ (св. 2,5 млн. уч-ся, св. 90 тыс. преподавателей). После объединения герм, гос— в общее число школ проф. обучения всех типов составило св. 8,5 тыс. (2,6 млн. уч-ся, св. 105 тыс. преподавателей).

Высшая школа руководствуется законом 1976, к-рый определил цели, задачи обучения, организац. структуру, режим работы вузов и т. д. Общая тенденция развития высш. школы — переход от автономии к общегос. типу уч. заведений. Земли частично сохраняют законодат. и адм. власть в этой сфере. Централизация усиливается вследствие расширения сферы федерального законодательства по высшей школе и гос. финансирования. Вместе с тем к нач. 80-х гг. земельные власти несли осн. долю расходов на высш. школу. Наряду с вузами, управляемыми земельными властями, имеются вузы федеральные, бундесвера, церкви и частные (отличаются от гос. вузов спец. статусом и часто более узкими задачами). Обучение в вузах всех типов платное.

Конституция ФРГ гарантирует ун-там полную свободу в вопросах организации уч. процесса и науч. исследований. Все вузы с университетским статусом делятся на т. н. старые ун-ты с традиц. ф-тами философии, права, теологии и медицины; структура всех их ф-тов перестроена по совр. областям знания; специализированные вузы, в т. ч. технические, т.е. ун-ты, а также вузы с мед. или экон. профилем; «новые ун-ты» или вузы (возникли в 60-х гг.). В 1974 в земле Сев. Рейн-Всстфалия открыт первый заочный ун-т.

Общая высш. школа (Gesammthoch-schule) возникла в 1970 в землях Сев. Рейн-Вестфалия, Гессен и Бавария в результате слияния неск. вузов уже существовавших или основанных вновь. Уч. процесс в уч. заведениях этого типа дифференцирован по уч. курсам и сочетается с науч. исследованиями. С сер. 70-х гг. развитие общих высш. школ фактически приостановлено. В ряде земель кол-во их сократилось. Специализиров. высш.

школы созданы из бывших инж. и специ-ализиров. ср. школ. Срок обучения 3—3,5 года. Уч. процесс ориентирован на практич. деятельность, включает науч. исследования и продолжит, практику по профилю обучения. Имеются также ху-дож. вузы разл. профилей. Срок обучения 4—5 лет. Часть студентов готовится к преподавательской работе по художественному воспитанию в гимназиях и школах.

В 1988/89 уч. г. насчитывалось 243 вуза, в т. ч. 61 ун-т, 52 частных вуза и 7 общих высш. школ, 98 техн. вузов, 24 управленческих, 8 пед. высш. школ, 29 худож., 9 теологических. В вузах в 1988/89 уч. г. было св. 1,5 млн. студентов, в т. ч. в ун-тах ок. 990 тыс., в техн. вузах 306 тыс., в педагогических св. 10 тыс.; занято св. 340 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. 292 тыс. штатных. Принцип «академич. свобод» разрешает студентам свободное посещение лекций, самостоят, выбор уч. дисциплин, сроков сдачи экзаменов. После объединения герм, гос— в в стране стало св. 290 вузов (ок. 1,6 млн. студентов). Вузы быв. ГДР, среди к-рых ун-ты со значит, науч. традициями (Лейпцигский, осн. в 1409; Гумбольдтовский в Берлине, осн. в 1810; Технический в Дрездене, осн. в 1828), в 1990—91 действовали на основе спец. временных правил.

Крупнейшие ун-ты (1990/91 уч. г.): Мюнхенский (осн. в 1471; св. 60 тыс. студентов), Свободный в Берлине (1948; ок. 60 тыс. студентов), Кёльнский (1388; ок. 57 тыс. студентов), Мюнстерский (1780; совр. статус с 1902; ок. 43 тыс. студентов), Геттингенский (1737; ок. 30 тыс. студентов), Гейдельбергский (1386; ок. 27 тыс. студентов).

Координирующий центр в области высш. образования — спец. К-т по высш. школе при Постоянной конференции министров культов. В 1949 основана герм. конференция ректоров ун-тов и вузов. Решения её носят рекомендательный характер.

Педагогическое образование. Пед. вузы возникли из пед. уч-щ, число к-рых в 50-е гг. достигло 80, а к кон. 60-х гг. возросло до 100. В нач. 70-х гг. ок. 30 из них в качестве самостоятельных пед. высш. школ были присоединены к разл. отраслевым вузам, не-к-рые — к ун-там. Самостоятельные пед. высш. школы остались только в трёх землях (насчитывают, как правило, 1—3 тыс. студентов). Крупнейшие из них — в Дортмунде и Мюнстере (по 5 тыс. студентов), Кёльне, Бонне, Гёттингене, Киле, Ганновере. Срок обучения 3—4 года, готовят учителей для нач., осн., реальных школ. Учёба заканчивается гос. экзаменом. Учителя гимназий готовятся в ун-тах. Повышение квалификации учителей осуществляется на разл. курсах, семинарах и в специализированных ин-тах. В 80-х гг. значит, число пед. вузов ФРГ было закрыто из-за сокращения потребности в учителях нач. и основных школ.

Педагогическая наука. С кон. 40-х — 50-х гг. существенное влияние на пед. мысль продолжали оказывать традиц. филос. и пед. течения. В 60-х гг. осн. дискуссии проходили между сторонниками технократич. ориентации педагогики (Р. Лохнер, В. Брецинка, X. Франк, Ф. фон Кубе и др.) и традиц. философской или гуманитарной педагогики (geisteswissenschaftliche Pädagogik) в её




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.