Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ульяновск, 2008 11 страница




ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (в пед.) — познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей про­цессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.

ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ — См. Учебная программа.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (в пед.) — создание проектов новых учеб­ных планов, лабораторий и студий, новых образовательных про­грамм.

ПРОКСЕМИКА — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в каче­стве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, явля­ются компонентами коммуникативной ситуации. Знание этих норм поможет учителю квалифицированно выстраивать пед. общение.

ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ — просвещение, в ходе к-рого необходимо сформировать определенный уровень сексу­альной компетентности и дать представление о целом ряде сексу­альных понятий и явлений.

ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ - мотивы поведения челове­ка, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро. П. м. формируются в процессе воспитания и под влиянием окружающей среды.

ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ - пространство, в к-ром создается, перемещается и потребляется информация. На­правление и скорость информационных потоков, способы созда­ния и поглощения (использования) информации определяют структуру П. и. Структура этого пространства отражает информа­ционную инфраструктуру общества, куда входят наука, СМИ, образование. Понятие введено В.Н.Костюком.

ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ - пространство, на протяжении к-рого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образователь­ных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от ме­ста проживания.

ПРОСТУПОК — поступок, нарушающий нравственные и пра­вовые нормы.

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - несоответствие, воз­никающее и углубляющееся в процессе пед. практики между уста­ревшими пед. представлениями, концепциями, взглядами, систе­мами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ - документ, в к-ром дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций тре­бований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможно­стям и уровню подготовки.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — научно-практическая система подго­товки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельно­му выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенно­сти и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ — формы совместной деятельности учителей, органи­зационные формы включения их в принятие управленческих решений, в управление школой. В первую очередь к таким объедине­ниям относятся предметно-цикловые комиссии.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ — процесс пед. взаимодействия, в к-ром в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, име­ющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овла­дению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношени­ями.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ - См. Обучение.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche — душа, diagnostics — способный распознавать) — теория и практика оценки психол. свойств, процессов, состояний человека при помощи научно про­веренных методов, позволяющих получить достоверную информацию. Широко используется в практике школьных психологов и частично самих учителей.

ПСИХОДРАМА — см. Психотерапия.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — психол. помощь по преодолению не­достатков психического развития.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — межличностные отноше­ния, типичные для трудового или учебного коллектива, к-рые определяют его основное настроение.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа, logos — понятие, уче­ние) — наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности.

Психология гуманистическая — направление в психологии, при­знающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое творческим возможностям духовное начало. Психология когнитивная — направление в психологии XX в., задачей к-рого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Психология педагогическая (от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психол. проблемы обучения и воспитания детей и психол. основы пед. деятельности учителей, воспитателей, родителей, пед. коллективов.

Психология социальная — научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловлен­ные фактом их включения в соц. группы, а также психол. харак­теристика самих этих групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных соц.-психол. концеп­ций: «психология народов» (М.Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). П. с. как наука включает в себя следую­щие основные разделы: закономерности общения и взаимодей­ствия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (клас­сы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.

Психология управления — прикладная отрасль психол. науки, в к-рой изучаются проблемы, связанные с взаимодействием лю­дей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, предприятием, учреждением, груп­пой, коллективом и т. п.

ПСИХОТЕРАПИЯ — психическое воздействие (словом, по­ступками, обстановкой) на человека с целью его лечения, изме­нения его отношений к соц. окружению и собственной личности. Методы и средства П. в настоящее время начинают включаться в арсенал пед. методов.

Арттерапия — терапия средствами искусства; А. как метод осно­вывается на том, что внутренние переживания, трудности, конф­ликты человека имеют представительство на образном, символи­ческом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему; зада­ния на произвольную тему с самостоятельным выбором материа­ла; анализ и интерпретация произведений искусства; репродук­ция произведений искусства; совместное творчество воспитателя и ребенка. Служит способом освобождения от конфликтов и силь­ных переживаний, средством развития внимания к чувствам, уси­ления ощущения собственной личностной ценности и повыше­ния художественной компетенции.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхож­дение) — метод психической саморегуляции, самовнушения, са­монастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации. А. т. помогает управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Разработана нем. психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Каждому педагогу необхо­димо овладеть методикой А. т., к-рая снижает стрессогенность пед. деятельности.

Библиотерапия — метод воздействия на ребенка, его чувства при помощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведе­ний дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их соц. компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе.

Групповая психотерапия — использование закономерностей меж­личностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают: семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с ро­дителями, детьми и родственниками; Г. п. в условиях совместной деятельности, в различного рода психогигиенических клубах; иг­ровую психотерапию.

Имаготерапия — использование разного вида игр для коррек­ции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Свободные под­разделяются на регрессивные (возвращаясь к менее зрелым фор­мам поведения, ребенок превращается в маленького, просится на руки, ползает и т.д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностя­ми и желаниями), агрессивные (в войну, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ре­бенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — метод, основанный на феномене освобождения личности от травмирующих ее эмо­ций путем рассказа, воспоминания, сильной эмоциональной раз­рядки и раскрепощения. Метод введен австрийскими психиатра­ми 3. Фрейдом, И. Брейером.

Логотерапия (лечение смыслом) — направление в психол. и ме­дицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Л. ис­ходит из того, что основной движущей силой в поведении и раз­витии человека является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Ставит целью расширение возможностей кли­ентов видеть спектр жизненных смыслов, к-рые может содержать в себе любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных не­умением человека понять и определить смысл собственной жиз­ни, следует предупреждать в детстве путем формирования систе­мы жизненных ценностей, потребности в самоактуализации, соц. и профессиональной ориентации ребенка.

Моритатерапия — метод, с помощью к-рого дети ставятся в си­туацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на ок­ружающих, что помогает воспитывать правила хорошего тона. Мо­жет использоваться как метод воспитания.

Психодрама (социодрама) (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии. Попеременно выступая в качестве ак­теров и зрителей, пациенты моделируют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реак­ции, глубже самопознать себя, наладить взаимоотношения с окружающими. Понятие и процедура П. предложены Д. Морено (США).

Танцевальная психотерапия — использование танца и тан­цевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, миро­ощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить личность.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс закономерного изме­нения личности в результате ее социализации. Обладая природ­ными анатомо-физиологическими предпосылками к становле­нию личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения­ми человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса спо­собности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действи­тельностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в дея­тельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у лич­ности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.

Развитие профессиональное — рост, становление профессиональ­но значимых личностных качеств и способностей, профессиональ­ных знаний и умений, активное качественное преобразование лич­ностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой са­мореализации в профессии.

Развитие умственное — сложная динамическая система коли­чественных и качественных изменений, происходящих в интел­лектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим услови­ям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенно­стям его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, сво­бодное оперирование ими в процессах мышления, обеспечива­ющих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м.б. получена либо путем длительных психол.-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностиче­ских испытаний с помощью специальных методик.

РАНЖИРОВАНИЕ — расположение в определенной последо­вательности (убывания или нарастания) показателей, зафикси­рованных в ходе пед. исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ — план школьных занятий учащихся в течение недели.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — см. Защита психологическая.

РЕГРЕССИЯ — см. Защита психологическая.

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — измене­ния в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориента-циях, физическом состоянии учащихся и воспитанников. Р. о. п. в учреждении, получившем государственную аккредитацию, долж­ны соответствовать государственным стандартам.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабление или резкое сниже­ние мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Релак­сация м. б. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, наступающей в результате специальных усилий, напр. аутогенной терапии. Учителю необходимо владеть приемами Р. как средством для снятия физического и умственного утомления, а также предупреждения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимодействии.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ (соц.) — необходимая повторная соци­ализация личности в новых изменившихся соц. условиях и обсто­ятельствах.

РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent — отвечающий) — участ­ник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от ха­рактера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуе­мого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retro — назад, specio — смотрю) — обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

РЕФЕРАТ — (от дат. referre — докладывать, сообщать) — крат­кое изложение содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния к.-л. проблемы на основе обзорного сопос­тавления и анализа нескольких источников. Обучать учащихся ре­ферированию необходимо уже в средних классах школы.

РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА (от лат. referenc -сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели де­ятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными ус­тановками. Следует формировать у подрастающего поколения ус­тойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенство­вать способность противостоять им.

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ — человек, чьи личностные свой­ства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспитанников в роли таких Р. л.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. — осозна­ние того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — оценка) — аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное про­изведение. В процессе рецензирования работы определяется акту­альность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.

РИСКОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - новое направление в педагогике, изучающее поведенческий аспект профессионально­го труда педагога, сущность пед. риска как соц.-экономического и психол. явления, а также общие закономерности и специфику пед. деятельности в ситуации неизбежного выбора.

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856—1919) — философ, пи­сатель, педагог, литературный критик. Философско-пед. работы: «Сумерки просвещения», «Три главные принципа образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свы­ше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литера­туре, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образова­ния, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индиви­дуальности, принцип целостности, принцип единства типа. Вос­питание и образование для Р. были слитны и неразделимы. Р. как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского об­щества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной ци­вилизации, христианского спиритуализма и точных внешних по­знаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государствен­ных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психо­логию термин понимание.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (от фр. — role) — соц. функция лично­сти; соответствующий принятым нормам способ поведения лю­дей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в систе­ме межличностных отношений.

РОЛЬ ПОЛОВАЯ — система предписаний, модель мужского или женского поведения, к-рую личность должна усвоить и к-рой должна соответствовать. Формируется в процессе воспитания и социализации.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ -деятельность по координации усилий пед. коллектива, направлен­ных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирова­ние положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной дея­тельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.

РУССО Жан Жак (1712—1778) — фр. философ-демократ, ос­нователь теории свободного воспитания. Основные работы: «Спо­собствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства меж­ду людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспи­тании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предпола­гаемой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природо-сообразное, воспитание, т. е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом человека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному раз­витию. Отсюда — взгляды Р. на дисциплину как на необходи­мость подчиняться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправ­ляет нанесенный им ущерб). Своеобразна предложенная Р. возра­стная периодизация с четко определенными задачами воспита­ния на каждом этапе. Женщина, по мнению Р., должна воспи­тываться дома.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической пси­хологии. По взглядам амер. психолога А. Маслоу, С. — это стремление человека к возможно более полному выявлению и разви­тию своих личностных возможностей, потребность в самосовер­шенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных соц.-истори-ческих условий и соответствующего воспитания.

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -изучение учителем состояния, результатов своей собственной учеб­но-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащих­ся. Функции пед. анализа: диагностическая, познавательная, преоб­разующая, самообразовательная.

САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ) - процесс внуше­ния, адресованный самому себе. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку эффективнее управлять своим вниманием, памятью, своими эмоциональными и сомати­ческими реакциями. С. может применяться в качестве метода са­моуправления в психотерапии, спорте, педагогике.

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Глав­ным условием С. является наличие истинного знания о себе, пра­вильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаи­мосвязи с воспитанием.

САМООБРАЗОВАНИЕ — специально организованная, само­деятельная, систематическая познавательная деятельность, направ­ленная на достижение определенных личностно и (или) обще­ственно значимых образовательных целей: удовлетворение позна­вательных интересов, общекультурных и профессиональных за­просов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но ре­гулируется самим субъектом.

Самообразование учителя профессиональное — многоком­понентная личностно и профессионально значимая самостоя­тельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. С. способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, по­могает осмыслению пед. опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовер­шенствования. Виды С. у. п.: фоновое общеобразовательное, фоно­вое пед., перспективное и актуальное. Разрабатывается Г. М. Код-жаспировой.

САМООБУЧЕНИЕ — процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбран­ных средств.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своих до­стоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), иде­альной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные пред­ставления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — наиболее полное выяв­ление личностью своих индивидуальных и профессиональных воз­можностей.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ (в психол.) (от лат. requlare — приводить в порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого пси­хического состояния, управление своей психикой. Может дости­гаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, само­принуждением, а также путем систематической аутогенной тре­нировки и др.

САМОСОЗНАНИЕ — одна из сторон сознания человека, осоз­нание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребно­стей, идеалов, достоинств и недостатков.

Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам.

Самосознание учителя профессиональное — комплекс пред­ставлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др. людей — учени­ков, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооцен­ку учителем своих отдельных сторон и становления профес­сиональной Я-концепции, придающей ему чувство профес­сиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отно­шении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей {актуальная самооценка), вчерашних {ретроспективная) и будущих достижений {потенциальная и иде­альная), оценку, сопряженную с мнением окружающих {рефлек­сивная самооценка). У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность про­фессией, эффективность работы в целом. Учитель с низкой про­фессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенно­сти, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к сред­ству психол. самозащиты. Особенно важно то, что положитель­ная ^-концепция учителя способствует и развитию положитель­ной Я-концепции учеников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учеб­ной деятельности, при к-ром предполагается определенный уро­вень самостоятельности ученика во всех ее структурных компо­нентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения про­стейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. С. у. р. — средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное са­мообразование.

САМОСТЬ — взгляд человека на себя, основанный на про­шлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выраже­ние общей тенденции организма вести себя таким образом, что­бы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга — архетип.

САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ — управление субъектами шко­лы (школьными работниками, учащимися, их родителями) жиз­недеятельностью своего школьного коллектива. Ученики участву­ют в управлении школой через общее собрание учащихся школы, школьную ученическую конференцию, совет учащихся, учени­ческий комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образо­вания, классные собрания и классные советы учащихся и т.п.; педагоги — через педсовет, методсовет, методобъединения и ко­миссии учителей-предметников, классных руководителей, воспи­тателей, аттестационные, правовые и др. комиссии; родители — через родительские комитеты разных уровней, комиссии. Совмест­ные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы.

Школьные советы — новый орган в структуре школьного само­управления, имеющий, в отличие от др. органов самоуправления, эксклюзивное право осуществлять законотворческую деятельность (разработка, утверждение и реализация устава, организационно-правовых параметров школьного процесса — режим работы, по­рядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одеж­ды, порядок дополнительной оплаты труда и т. п.); координиру­ющую деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительную деятельность по снятию противоречий и предупреждению конфликтов; организацию соуправ-ленческой деятельности со стороны школьных работников, уча­щихся и их родителей; разработку мер стимулирования различных видов учебной деятельности учащихся, представление интересов школы, защиту членов школьного коллектива от неблагоприят­ных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб, заявлений и т. п.).

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — достижение субъективной удовлет­воренности результатом и (или) процессом самореализации. САНГВИНИК — см. Темперамент.

СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятель­но, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализо-вывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Вве­дено в оборот О. Газманом.

СЕМИНАР — форма учебного процесса, построенная на са­мостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлени­ем материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуж­дения.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в по­вышенной чувствительности к происходящим событиям. Сензитивность возрастная — способность человека в определен­ные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.