Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е Интерколумний 18 Пикностиль 19 Систиль 20 Эустиль 21 Диастиль 22 Ареостиль 2 страница




Некоторые виды крестов. Иллюстрация из книги Lexikon der gesamten Technik (1904) von Otto Lueger

 

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

[Greek temple; Kreuzkuppelkirche f; cathédrale (f)] — тип храма, сложившийся в византийской архитектуре VI в. и являвшийся основным в древнерусской архитектуре. План такого храма построен в форме греческого креста по типу центральной симметрии. На четыре столба, расположенных в середине здания, опираются арки, на них возвышается барабан, перекрытый куполом, главенствующий во всей композиции храма. Плавный переход от арок к барабану осуществляется с помощью парусов. К центральному квадрату плана примыкают концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами; образующиеся угловые помещения также перекрыты куполами или сводами. Позже появились различные варианты крес-тово-купольных храмов. Их архитектура отличается массивностью стен и опор, большими поверхностями сводов, а также усиливающей торжественность интеръера храмовой росписью или скульптурой.

Примеры:

Собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг. Величайший купол в архитектуре Византии. Чертеж. Продольный разрез храма.

 

Церковь Сан-Витале в Равенне. 527—548 гг.

План церкви Сан-Витале в Равенне.

Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде хорошо видна выступающая между двух ниш апсида.

КРЕСТОЦВЕТ

[fleuron; Kreuzblume f; crucifère] — декоративный элемент в виде стилизованного цветка с крестообразно расположенными лепестками, характерен для готической архитектуры. Крестоцвет завершает башни, щипцы, фиалы, вимперги.

Общая схема:

Примеры:

Пинакль церкви в Паду, c фиалом, увенчанным крестоцветом

КРИПТА

(греч.) [crypt; Krypta f; crypte (f)] — 1. в древнеримской архитектуре — любое сводчатое подземное или полуподвальное помещение; 2. в средневековой архитектуре Западной Европы — подземная часть храма или часовни, где хранились особо ценные реликвии или производились особо почетные захоронения. Крипты обычно устраивали под алтарной частью храма.

Примеры:

Крипта базилики св. Сернина в Тулузе, Франция

Крипта церкви в Байё, Франция

КРОНВЕРК

(нем.) [kronverk; Kronwerk n; kronwerk (m), fortification (f) hors des remparts] — расположенное перед главным валом или крепостной стеной дополнительное укрепление, включавшее один или два полубастиона на флангах. Кронверки возводили с XVI в.

КРОНШПИЦ

(нем.) [spire; Kronspitze f; tour (m) de guet] — небольшая сторожевая флажная башня. В Санкт-Петербурге первый зодчий столицы Д. Трезини возвел такие деревянные башни у входа в Галерную гавань, впоследствии они были перестроены в камне.

Пример:

Санкт-Петербург. Восточный Кроншпиц (Сторожевая башня. Галерной гавани. Гребного порта).

КУПОЛ

(итал.) [dome, cupola; Kuppel f; coupole (f), dôme (f)] — пространственное покрытие зданий или сооружений, круглых или многоугольных в плане. Форма купола образуется от вращения различных кривых или многочастных сомкнутых сводов. Основным типом купола в древности был ложный, который образуется в результате напуска каменной кладки. Другими видами куполов являются: сферический — чаще всего в форме полушара; на парусах — купол, опирающийся на паруса; стрельчатый, имеющий стрельчатое очертание в вертикальном разрезе, и др. С развитием клинчатых арок, сводов и особенно с появлением железобетона купол стал играть значительную роль в архитектурных конструкциях, перекрывая без опор большие помещения, придавая им простор, торжественность, выражая основную идею сооружения. Разнообразные по конструкции купола применялись в крестово-куполъных храмах Европы и Кавказа. В дальнейшем над куполами стали возводить внешние оболочки, которые отличались по очертаниям от самого купола. Такие купола получили распространение в русской средневековой церковной архитектуре. С конца XVIII в. купол стали использовать и в светских постройках. Со второй половины XIX столетия тяжелые каменные и кирпичные купола сменились более легкими из дерева и железобетона с металлическим каркасом и остеклением.

Пример:

Разрез купола

КУРДОНЕР

(франц.) [gala courtyard; Ehrenhof m; cour (f) d'honneur] — парадный, почетный двор перед главным фасадом дворца, замка, окруженный с трех сторон зданиями. От улицы он отделяется обычно сквозной ограоой с воротами. Курдонеры были широко распространены в архитектуре Западной Европы в XVIII — первой половине XIX вв., в России они появились в начале XVIII столетия.

Пример:

Французский архитектор Луи Лё Во (Louis Le Vau) открыл внутренний двор Версальского дворца наружу, чтобы создать просторный парадный въезд, cour d'honneur, позже копировавшийся по всей Европе.

КУРИЦЫ

[kuritsy; Kantholz mit Wurzel unter Traufe; éléments (m, pl)._ du comble en bois sans clou, barres (f, pl) de sapln servant du crochet pour le créneau] — брусья, вытесанные из ствола ели с корневищем, и уложенные на слегах для поддержания водотечника.

Схема:

Двускатная кровля. На крючках курицы лежит полица. 1861 год постройки. Этногорафический музей народов Забайкалья.

КУРНАЯ ИЗБА

Курная изба в конце 17 века. Брикнер А.Г.

 

КУРТИНА

(франц.) [curtain, parterre, flowerbed; Kurtine f; corbeille (f), courtine (f)] — 1. часть крепостной стены, расположенная между двумя бастионами; 2. в искусстве планировки садов и парков — отдельно стоящая купа деревьев, кустов, а также обрамленный стрижеными кустами или деревьями участок газона.

Схема (значение 1):

Пример:

Невская куртина над Невскими воротами

http://www.regent-decor.ru/lib/glossary/k/?curPos=60

ЛАНТЕРНА, ЛАНТЕРНИН

(франц.) [lantern; Laterne f; lanterne (f)] — фонарик, в церковной архитектуре небольшой барабан с оконными проемами.

Пример:

А Типы куполов

1 Купол

2 Парусный купол

3 Купол на барабане

4 Вспарушенный купол

5 Восьмигранный купол

6 Зонтичный купол


В Опоры

7 Подпружные арки

8 Консольная кладка

9 Паруса


С Элементы

10 Фонарь (лантерна)

11 Купол

12 Барабан

13 Парус


D Особые детали

14 Окулюс (опейон)

15 Кессон

16 Аттиковый ярус

 

ЛЕМЕХ

[shingles; Spltzbrett n; petites lamelles (f, pl) (ecaillées) de bois couvrant des coupoles d'église] — небольшие деревянные дощечки, имеющие форму лопатки или плоской ступенчатой пирамидки, выполненные из осины. Лемех широко применялся в русском деревянном зодчестве для покрытия глав, шатров, барабанов и своим серебристым оттенком придавал строениям живописный вид.

Схема:

ЛОДЖИЯ

(итал.) [loggia; Loggie f; loge (f), loggia (f)] — включенное в общий объем здания помещение, которое вместо наружной стены имеет аркаду или парапет.

Лоджия Большого Царицынского дворца

Дворец Капитанио, Виченца. Лоджия. Архитектор - Андреа Палладио.

ЛОПАТКА

[pllaster, strip; Lisene f, Mauervorlage f, Pfeilervorlage f; pilastre (m) de mur, pllier (m) engage dans un mur et peu saillant] — характерный для древнерусского зодчества плоский вертикальный выступ стены без базы и капители, разделяющий стены фасада на прясла. Расположение лопаток на фасаде обычно отвечало внутренней планировке: они размещались по углам и в тех местах, где внутренние стены примыкали к наружным.

 

 

ЛЮКАРНА

(лат.) [lucarne; Lukarne f; lucarne (f)] — небольшое окно для освещения чердачного помещения.

Схема:

Ренессансная люкарна (Франция) Готическая люкарна (Франция)

ЛЮНЕТ, ЛЮНЕТТА

(франц.) [lunette; Lunette f; lunette (f)] — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.

Аналогичные фрагменты фронтонов треугольной формы называются тимпанами. Иногда «тимпан» используется в качестве синонима «люнетты».

Понтормо. Люнетная фреска с изображением Вертумна и Помоны в Поджо а Кайано (1519-21).

 

Филипп Фейт. Семь лет великого изобилия. 1816—1817. Старая национальная галерея. Берлин

MEPЛУH

(франц.) [merlon; Mauerzacke f; merlon (m)] — часть парапета между окнами-бойницами, зубец крепостной стены или башни. См. Зубец.

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

[Moorish style; maurischer Stil; style (m) mauresque] — архитектурный cmиль, зародившийся в Испании в VIII в. при завоевании ее арабами, жившими в Африке, — маврами. Здания и сооружения этого стиля отличаются изяществом и благородством линий и пропорций. Для мавританской архитектуры характерно использование большого количества арок, причудливого сплетения арочных конструкций, опирающихся на стройные, изящные колонны из мрамора, гранита и других материалов. Усилению оригинальной архитектурной композиции зданий способствует лепной оекор, узорчатые панно. Со временем мавританская архитектура утратила присущую ей легкость и здания приобрели более массивный вид.

Триумфальная арка (Барселона)

Неомавританский павильон в одном из парков Севильи

МАЗАНКА

[mud-walled dwelling; Lehmhütte f; maisonnette (f) créple d'argile] — 1. постройка каркасного типа, где между столбами, связанными горизонтальными элементами — перекладинами, закладывают кирпичи и обмазывают их глиной; 2. всякое небольшое жилье (хижина), обмазанное глиной. Мазанковые строения первого типа были широко распространены в Петербурге при Петре I.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

[architectural details of urban environment; kleinere architektonische Formen; formes (f, pl) architecturales] — общее название различных сооружений небольших размеров, которые дополняют или детализируют архитектурные, градостроительные или садово-парковые композиции. К одной группе малых архитектурных форм относятся такие, которые предназначены для благоустройства города, улиц и площадей. Другая группа включает элементы декоративного убранства, играющие значительную роль в архитектурных и садово-парковых ансамблях. Это декоративные фонтаны, каскады, бассейны, парковые павильоны, ограды, балюстрады, трельяжи, перголы и т.д. Малые архитектурные формы, к которым могут быть отнесены мемориальные памятники, небольшие обелиски и другие уникальные сооружения, часто выполняют роль композиционных доминант городских ансамблей.

МАНСАРДА

(франц.) [attic floor, mansard; Mansarde f; mansarde (f)] — чердачное помещение под высокой ломаной крышей, которое используется в качестве жилого. Мансарды дают дополнительную площадь, а мансардные крыши оживляют силуэт здания, его внешний облик. Помещения получили свое название по имени французского архитектора Франсуа Мансара, разработавшего данный тип конструкции крыши

МАСКАРОН

(итал.) [masque, mascaron; Maskaron n; mascaron (m)] — применяемая в архитектуре в качестве декора рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски, характерная для классицизма. Обычно маскароны размещали на замковом камне свода, арки, проема, на фризе, а также на каскадах и в настенных фонтанах.

МАСТАБА

(арабск.) [mastaba; Mastaba f; mastaba, monument de l'ancienne Egipte] — тип древнеегипетской монументальной гробницы. Наземная часть мастабы представляет собой прямоугольное в плане сооружение в виде относительно низкой усеченной пирамиды с гладкими стенами. Изнутри стены помещений были декорированы росписью и рельефами. Планировка мастабы довольно сложна: залы, кладовые и другие помещения соединялись многочисленными длинными узкими коридорами. Вертикальная шахта вела в подземную часть мастабы — погребальную камеру с несколькими помещениями.

Схема:

Мастаба Шепсескафа в Саккаре

МАШИКУЛИ

(франц.) [machicoulis; Maschikulus pl., Ausgußöffnungen pl, Pechnasenkranz m, Pechnasen pl.; machicoulis (m)] — навесные бойницы, располагавшиеся в верхних частях башен и крепостных стен. Довольно часто они имели зубчатое завершение. Помимо своего основного назначения — оборонительного — машикули использовались в качестве архитектурного декора.

Угловая башня древнерусской крепости (ок. XV в). Машикули выделены красным цветом.

МЕАНДР

(греч.) [meander; Mдander m, laufender Hund; méandre (m)] — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента, представляющий собой ломаную под углом или кривую линию с завитками. Широко применялся в искусстве Древней Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Меандр широко применяли в качестве декора архитектурных сооружений в Древней Греции, в эпоху Ренессанса и классицизма.

В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

МЕДАЛЬОН

(франц.) [medallion; Medaillon n; médaillon (m) ]— архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении. Медальоны широко применяли при декорировании стен зданий стиля барокко. Обычно медальон занимает середину фигурного картуша.

МЕЗОНИН

(итал.) [mezzanine, attic; Mezzanin n; mezzanine (m)] — неполная по высоте жилая надстройка верхнего этажа жилого дома, обычно над его средней частью.

Дом с мезонином. Москва, Пятницкая улица, первая половина XIX века

МЕТОПА

(греч.) [metope; Metope f; métope (f)] — небольшая плита, чаще всего квадратная, расположенная между двумя триглифами во фризе дорического ордера. Изредка метопы декорировали скульптурным рельефом или росписью.

Метопа Парфенона - битва кентавров с лапифами

МЕЧЕТЬ

(арабск.) [mosque; Mosche f; mosquete (f)] — мусульманский храм, основной тип которого сформировался в VII—VIII вв. С течением времени в разных странах под воздействием требований и традиций архитектуры его облик видоизменялся. Мечеть представляет собой прямоугольное в плане здание с двором, окруженным галереями и включенным непосредственно в композицию мечети. Просторный многонефный прямоугольный или круглый в плане зал перекрыт большим куполом. Часто нефы свободно открываются во двор. Одна из стен зала, в которой размещается михраб, ориентирована на Мекку. Богатый архитектурный декор, включающий большое количество полуколонн и аркатурных поясков, узорная кирпичная кладка, резной орнамент, мягкая цветовая гамма поливной керамики, мозаика, инкрустация, роспись составляют пышное убранство мечетей.

Примеры:

Мечеть Султан Ахмет, Стамбул

Мечеть Селимие в Эдирне Мечеть Омейядов в Дамаске была византийской церковью перед арабским завоеванием Сирии

МИНАРЕТ

(арабск.) [minaret; Minarett n; minaret (m)] — круглая или многогранная, часто с игловидным завершением высокая башня, стоящая рядом с мечетью или включенная в общий объем здания, служащая для призыва мусульман на молитву. Минареты имеют такой же богатый декор, как и мечети.

МИХРАБ

(арабск.) [mihrab; Mihrab m; mihrab (m), niche (f) au mur de la mosquee] — святилище, молитвенная ниша, устраиваемая в той стене мечети, которая обращена в сторону Мекки, где находится главная святыня мусульман — Кааба. Обычно михраб имеет полукруглый или многогранный план и завершается куполом или полукуполом. Архитектурный декор михрабов чаще всего состоит из полуколонок и архитектурных поясков. Кроме того, они украшены резным орнаментом, росписью, мозаикой.

МОДУЛЬ

(лат.) [module; Modul m; module m] — мера, условная единица, которую в архитектуре принимают для согласования между собой размеров отдельных частей здания или комплекса зданий и сооружений. Использование модуля дает возможность добиться стройности, соразмерности, гармоничности пропорций архитектурного сооружения. В различных странах в зависимости от композиции зданий и развития строительной техники за модуль принимались различные величины: диаметр колонны, ширина триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн.

Пример: триглиф как один из архитектурных модулей

МОДУЛЬОН, МОДИЛЬОН

(франц.) [modillion; Modulor m, Modillon m; modillon (m), mutule (f)] — архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров; иногда модульон является просто декоративным элементом.

МОЗАИКА

(франц.) [mosaic; Mosaik f; mosaïque (f), marqueterie (f)] — изображение, составленное из отдельных кусочков одного или нескольких материалов (дерева, цветного стекла, камней), закрепленных в слое цемента, извести, мастики или воска. Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства. Мозаичные работы существовали уже в зданиях и сооружениях античного мира, где мозаика применялась в основном для украшения полов. В дальнейшем этот вид оекора широко используется в интерьерах, a также при отделке фасадов зданий различного назначения, особенно храмов. Так, хорошо известная мозаичная облицовка порталов, куполов мавзолеев и мечетей строго подчинена их архитектуре. Мозаичные композиции в сочетании с позолотой, лепкой, резьбой органически дополняли архитектурный декор христианских храмов, обогащая их интерьеры. В настоящее время мозаичные панно украшают помещения многих общественных зданий.

13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

МОЛДИНГИ, ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ

(англ). [architectural moulds (mouldings); architektonische Kymas; moulures (f, pl), mouluration (f)], — греческие архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению, образующие профили главных частей opцepa и обладающие большой декоративностью. Обломы располагаются в основных горизонтальных элементах зданий и сооружений: карнизах, цоколях, базах колонн, междуэтажных поясах или тягах. Кроме того, их широко используют в архивольтах арок, нервюрах, наличниках окон и обрамлениях порталов. Обломы играют значительную роль в общей композиции сооружения, являясь одновременно и архитектурным декором его. Во многих случаях обломы украшены характерными для них орнаментами: для дорического ордера типичен живописный орнамент, для ионического — скульптурный. Основные греческие архитектурные обломы:

A. Полочка (плинт), плита [base moulding; Borte f, Plinthe f, Platte f; plinthe (f)], имеет вид узкого гладкого прямоугольного выступа и отделяет архитектурные элементы друг от друга;

Б. Вал, валик (торус), полувал, четвертной вал [torus; Torus m; bourrelet (m), tore (m), toron (m) ]образуют в сечении полуокружность или четверть ее;

B. Слезник, «ястребиный клюв» [larmier, beak, dripstone, hood mould; Mauerleiste f; larmier (m)] — выносная плита венчающего карниза;

Г. Кима (киматий), гусёк [cyma, cymatium, cyma recta, ogee, flute; Sima f; cymaise (f), doucine (f)], имеет очертание, составленное из двух дуг окружности, соединенных в виде буквы «г»; чаще всего он служит завершающим обломом карниза;

Д. Ионический «лесбийский киматий», или каблучок [cyma reversa; lesbisches Kyma; cymaise (f); lesbienne talon (m)], профиль которого представляет собой сочетание имеющей довольно большой вынос выпуклой и вогнутой кривых; часто применяется в базах колонн, цоколях;

Е. Выкружка [cavetto, gorge; geriefeltes Schmuckprofil; cavet (m), congé (m)] — вогнутый профиль в 1\4 окружности;

Ж. Скоция [scotia; Skotie f; scotie (f)] — вогнутый профиль, составленный двумя дугами различного радиуса;

3. Астрагал [astragal; Astragal m; astragale (m)], представляет собой сочетание полочки с валиком; астрагал в виде одного валика, иногда декорированного ниткой бус, служит сочленением ствола колонны с капителью или базой.

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

 

ФОТО ЗДАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОЛДИНГОВ В ОФОРМЛЕНИИ ФАСАДА

МУКАРНЫ

(арабск.) [stalactites; Tropfsteine pl; stalactite (f)] — см. Сталактиты.

Купол, опирающийся на паруса, сделанные мукарнами

Фрагмент сотового свода (мукарны)

МУРОЛЬ

(устар.) [architect; Baumeister m; architecte (m) ]— см. Зодчий.

Архитектор в средневековье:

МУСЕИОН

(греч.) [museum; Musen gewidmeter Tempel im alten Griechenland; temple (m) consacré aux muses] — в Древней Греции святилище, храм, посвященный музам. От слова «мусейон» произошло слово «музей».

МУТУЛ

(лат.) [mutule; Mutulus m, Dielenkopf m; mutule (f)] — в дорическом ордере плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза, являющийся как бы продолжением стропил крыши. Мутулы, на нижней поверхности которых находятся гутты, располагаются по одному над каждым триглифом и метопой.

МЫЗА

[myza (country estate); Anwesen n; propriété (f) en Estonie] — дача, отдельный загородный дом с хозяйственными строениями, хутор.

В России термин относился к петербургскому говору и употреблялся преимущественно в западной части Петербургской губернии, в настоящее время является устаревшим.

В Эстонии мызами назывались хутора; известен этот термин и в юго-западной части Ленинградской области (бывшая территория Ингерманландии). Правда, в последнем случае мызами в XVII-XVIII вв. назывались не хутора, а обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками (швед. håff), служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии

МОНОПТЕР

(греч.) [monopteral; Monopteros те, Rundtempel mit Säulenkranz; monopthére (m)] — тип круглого в плане древнегреческого храма, представляющего собой сквозную колоннаду без внутреннего объема — целлы. Моноптеры широко использовали архитекторы барокко, рококо и классицизма при устройстве нарядных торжественных парковых павильонов-храмов.

а — опистодом

б — наос

в — пронаос

HАOC

(греч.) [naos; Naos n; naos (m)] — в древнегреческом храме главное помещение, где находилось скульптурное изображение божества.

Место наоса в плане периптера:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.