Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Флора и растительность




Флора — это исторически сложившаяся совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории. Но рас-тения не растут порознь, а образуют группировки разной степени сложности, которые называются растительными сообществами, или фитоценозами.

Фитоценоз можно определить как совокупность растений на однородной территории, характеризующуюся определенным со-ставом, сложением и взаимоотношениями между растениями и средой, или как совокупность популяций автотрофных растений, связанных сходным отношением к условиям среды. Границы со-обществ нечеткие и одно сообщество постепенно переходит в дру-гое. Вся совокупность фитоценозов, или растительных сообществ, образует растительный покров, или растительность, этой террито-рии.

Флора и растительность исторически связаны между собой, так как флористический состав определяет состав фитоценозов, сла-гающих растительность. Каждый фитоценоз — это часть так назы-ваемой экосистемы, представляющей собой единство живого (включая животных, грибы„микроорганизмы) и неживого. При-чем растительное сообщество снабжает все остальные организмы экосистемы энергией и является показателем условий среды, т.е. показателем таких характеристик почвы, как увлажнение, плодо-родие, засоление и т.д.

Состав и строение фитоценоза зависят от комплекса абиоти-ческих условий среды (количества осадков и ритма их поступле-ния, обеспеченности почвы минеральными веществами, темпе-ратурного режима) и свойств слагающих фитоценоз популяций растений. Знание законов организации растительных сообществ— основа научно обоснованной системы их использования, повы-шения продуктивности и охраны. В вопросах восстановления леса на вырубке, создания лесных посадок, при изменении трав на осушенном сенокосе не обойтись без знания законов жизни рас-тительного сообщества. Например, посадка леса там, где он сам может восстановиться, нецелесообразна. Не следует использовать гербициды в посевах однолетних культур, если растения сами могут справиться с сорняками, и т.д. Законы жизни растительного со-общества очень сложны. Еще недостаточно изучены взаимоотношения растений в естественных сообществах, где обитает много видов. При совместном произрастании растений возникают борь-ба за существование, конкуренция за свет, воду, пищу, простран-ство. Это приводит к отмиранию большого числа особей в период формирования сообщества, к угнетенности значительного числа видов. Борьба за существование оказывает формирующее влияние на фитоценоз.

При формировании фитоценоза на площади, лишенной расти-тельности (отмели, лесные гари), первыми поселенцами часто бывают случайно занесенные растения. Они растут разреженно, далеко друг от друга и не влияя друг на друга. С годами число растений увеличивается, продолжается занос зачатков, не оста-ются постоянными и условия произрастания растений — изменя-ются влажность, освещенность, состав питательных веществ в почве. Между растениями начинается борьба за существование, в процессе которой выживают наиболее приспособленные. Убедиться в этом можно на любом участке леса.

На вырубке или на другой площади, заселенной всходами дре-весных растений, на 1 га можно насчитать сотни тысяч всходов. Число стволов на 1 га во взрослом (100 — 150 лет) древостое всего лишь несколько сот. Пока деревца были маленькими, они росли более или менее изолированно; пространства, влаги и питатель-ных веществ в почве для них всех хватало. Но по мере роста они начали затемнять друг друга, их корневые системы начали конку-рировать из-за воды и питательных веществ. После смыкания крон они начали теснить друг друга и из-за пространства. Слабейшие оказались побежденными, поэтому число стволов на единицу пло-щади с годами уменьшается. В смешанных ценозах процесс борь-бы за существование еще сложнее.

Растения, выросшие в фитоценозе, обычно резко отличаются от растений, выросших на свободе. У деревьев в фитоценозе ствол без ветвей, небольшая узкая высокоподнятая крона. У деревьев, выросших на свободе, крона широкая, развесистая, низко опус-кается по стволу, нижняя часть ствола значительно толще верх-ней; они лучше размножаются.

В лесу деревья перехватывают большую часть света и под поло-гом леса создают условия неполного освещения для трав. Ель дает густую тень и под пологом елового леса могут произрастать не-многие растения. Здесь обычно много сапрофитов.

Каждый вид растений имеет свой диапазон распределения по факторам среды. Но занимает не то местообитание, где он может расти, а то, где он наиболее конкурентоспособен.

Когда в образовании фитоценоза принимают участие растения разных видов и жизненных форм и с неодинаковыми экологичес-кими особенностями, сообщество приобретает определенную структуру. Различают два вида пространственной структуры сооб-щества: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная структура выражается в ярусности, которая проявляется в таежных и отчас-ти в широколиственных лесах.

Первый и второй ярусы образуют деревья; третий — кустарни-ки подлеска; четвертый — травы; пятый — мхи и лишайники; шестой — грибы и микроорганизмы. Внеярусные растения: ли-шайники на стволах деревьев и мхи на пнях.

Временно растения могут находиться в не свойственном им ярусе, например, всходы деревьев — в пятом, подрост — в пологе четвертого или третьего яруса. Ярусность приводит к более полно-му использованию пространства и света. Горизонтальная структу-ра фитоценоза выражается в ее мозаичности, существовании мик-рогруппировок.

Фитоценоз находится и развивается в постоянном взаимодей-ствии с внешней средой, формируется под влиянием среды и сам существенно влияет на среду. В лесу температура, осадки, влаж-ность воздуха, освещенность, ветер будут совершенно иными, чем на открытой территории. И сама почва является результатом жиз-недеятельности растительного сообщества. Как и всякое явление в природе, фитоценозы возникают, развиваются и сменяются по-добными молодыми или другими фитоценозами. Смена фитоце-нозов во времени называется сукцессией. Флора более консерва-тивна и изменяется медленнее растительности.

18.2. Охрана природы

В настоящее время человек своей деятельностью наносит боль-шой вред биосфере. Растет загрязнение воздуха и воды. Повышает-ся содержание диоксида углерода в атмосфере. Снижается плодо-родие почв, возрастает ее загрязнение, сокращаются запасы пре-сной воды, разрушается растительный покров. Охрана природы— одна из главнейших проблем человечества. Его существование и будущее все больше зависит от растительного мира, дающего не только пищу, кров, лекарства, кислород, но и представляющего собой важный компонент естественной среды обитания человека. Сохранение растительного покрова стало одной из важнейших проблем сохранения жизни на земле. Работа по охране раститель-кого мира проводится в трех направлениях.

— Организация рационального использования растительных ресурсов, обеспечивающая их восстановление и повышение про-дуктивности.

— Сохранение растительного мира в урбанизированных и про-мышленных районах, изучение влияния различных антропоген-ных и техногенных факторов на растительность и борьба с небла-гоприятными влияниями.

 

— Охрана отдельных видов растений, растительных сообществ и экосистем на территориях, где запрещена хозяйственная дея-тельность (заповедники, заказники, национальные парки, памят-ники природы). Охрана редких видов осуществляется путем со-ставления и утверждения списков видов, нуждающихся в охране и публикация их в виде красных книг. Для многих областей утвер-ждены списки охраняемых видов. Один из путей спасения редких и исчезающих видов — сохранение их в ботанических садах, где создаются участки местной флоры. Разрабатывается вопрос об ох-ране редких и эталонных растительных сообществ, для чего про-водится инвентаризация сообществ, нуждающихся в охране, со-здается «Зеленая книга».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Васильев А.Г. Ботаника. Морфология и анатомия растений /А.Г. Васи-льев, Т. И. Серебрякова. — М.: Просвещение, 1988.

Веретенников А. В. Физиология растений / А. В. Веретенников. — Во-ронеж: ВГЛТА, 2002.

Еленевский А. Г. Систематика. Ботаника высших, или наземных, рас-тений / [А. Г. Еленевский и др.|. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Матвеева Г. В. Ботаника / Г. В. Матвеева, А.Д. Тарабрин. — М.: Агро-промиздат, 1989.

Родионова А. С. Ботаника/А.С. Родионова, М. В. Барчукова. — М.: Аг-ропромиздат, 1990.

Скупченко В. Б. Анатомия растений / В. Б. Скупченко. — СПб.: ГЛТА, 2004.

Хржановский В. Г. Ботаника / В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко.— М.: Агропромиздат, 1988.

Яковлев Г. П. Ботаника / Г. П.Яковлев, В.А. Челомбитько. — М.: Выс-шая школа, 1990.

Якушкина H. ИH. Физиология растений / Н. И.Якушкина. — М.: Про-свещение, 1993.

 

Дополпителъиая литература

Боброва Т.А. Ботаника / Т.А. Боброва. — М.: Терра, 2000.

Тахтаджян А.Л. Систематика магнолиофитов / А.Л. Тахтаджян. — Л.: Наука, 1987.

Эсау К Анатомия семенных растений / К.Эсау. — М.: Мир, 1980.

Яковлев Г. П. Ботаника для учителя: в 2 ч. / Г. П.Яковлев, Л. В.Аверь-янов. — М.: Просвещение, 1996.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.