Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список 2 страница




[134] Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнитель­ного профессионального образования. — М., 1998; Бюллетень Госкомвуза РФ — 1995. - № 10. - С. 2-20.

[135] Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 20 11 1996 г №344.

[136] Горлинский И.В., Четко Е.Е. Организация и содержание работы, кабинета педаго­гического мастерства и школы начинающих преподователей в образовательных учреждениях МВД России: Методические рекомендации. — М., 1997. — С. 3—29.

[137] В научной литературе и практике используются термины «кадры», «сотрудники», «личный состав», «рабочие и служащие», а в последнее время и «персонал». Часто они употребляются как равнозначные, хотя существует мнение, что применитель­но к системе государственной службы и таких ее подсистем, как военная и право-Охранительная, нам более удачным кажется первый термин — «кадры», так как он используется в Конституции РФ (ст. 72), Федеральном законе «Об основах государ­ственной службы Российской федерации» (ст. 5, 8, 26, 28), Федеральном конститу­ционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 19), Законе Россий­ской Федерации «О милиции» (ст. 19, 21, 22) (см. по этому вопросу: Мякишев Г.М. Обязанности, права и ответственность начальника горрайоргана внутренних дел в работе с кадрами. — М., 2002. — С. 13—15).

[138] Ушинский К.Д. Избр. соч. — М., 1968. — С. 351.

[139] Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1949. - Т. 8. - С. 55.

[140] Различные варианты принципов воспитания в общей, вузовской и профессио­нальной педагогике см.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1982. — С. 290—307; Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. — М., 1992. — С. 77—86.; Юридическая педагогика в МВД / Под ред. А.М. Столяренко — М., 1997. — С. 147—155; Смирнов В.И. Общая педаго­гика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999. — С. 304; Методика прове­дения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел / Под ред. В.М. Бурыкина и В.М. Шамарова. - М., 2002. - С. 13.

[141] См. подробнее о методах: Методика воспитательной работы с личным соста­вом органов внутренних дел / Под ред. В.М. Бурыкина и В.М. Шамарова. — М 2002. - § 1.2.

[142] Федотов А.А. Методы воспитательной работы. — М., 1995. — С. 4 — 5.

[143] Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1949. — Т. 1. — С. 150.

[144] О специфике этой работы в правоохранительных органах см.: Тонкое Е.Е. Пе­дагогическое управление конфликтом. — М., Белгород, 1999.

[145] Ушинский К.Д. Собр. сочинений. — М., 1949. — Т. 3. — С. 83.

[146] Писарев Д.И. Сочинение. — М., 1956. — С. 197.

[147] Бунаков Н.Ф. Школьное дело. - СПб., 1986. - С. 214.

[148] Подробно о специфике индивидуальной работы см.: Педагогика в деятельности руко­водителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского — М., 2002. — Глава 9.

[149] Часть научных работников различает значение слов «нравственность» и «мо­раль». Среди разных вариантов толкований преобладает такое: нравственность — мораль в реальной жизни, мораль — форма общественного сознания, а этика — философское учение о морали, нравственности. В тексте учебника понятия мо­раль и нравственность используются как равнозначные, исходя из того, что пер­вое произошло от латинского moralis — нравственный, а второе от русского «нравы» — обычаи, сложившиеся нормы морального поведения. Кроме того, от­деление поведения от сознания чревато серьезными теоретическими и приклад­ными ошибками.

[150] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т.1. — С. 163.

[151] Шамаров В.М., Лойт Х.Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. — М., 2000. — С. 52—53.

[152] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Хрестоматия по педагогике. — М., 1976. - С. 189.

[153] См.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 308—326.

[154] Кукушин В.М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежных Концепций. — М., 1994; Профессиональная этика сотрудников правоохранитель­ных органов: Учеб. пособие. — 2-е. изд. — М, 1999. — С. 16—17.

[155] Шамаров В.М., Лойт Х.Х., Никифоров А.В. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению. — М., 1997. — С. 26.

[156] Если в большинстве стран за нарушения прав сотрудников правоохранитель­ных органов, препятствия в исполнении ими своих обязанностей и преступле­ния против них предусмотрены резко повышенные по строгости меры уголовно­го наказания, то у нас этого пока нет.

[157] Буданов А.В., Дашкова ИЛ. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений. — М., 1997.

[158] Там же. С. 46.

[159] Ушинский К.Д. Собр. соч. - М.; Л., 1950. - Т. 5. - С. 355.

[160] См., например: Курс стрельб из боевого ручного стрелкового оружия для рядо­вого и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (КС-98). - М., 1998.

[161] Калашников А.Ф. Физическая и огневая подготовка полицейских США // Из­вестия Методического центра профессионального образования и координации научных исследований. - 1997. - № 2. - С. 188-190.

[162] Щипин АИ., Ковшов Н.В. Совершенствование навыков стрельбы из табельного оружия // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — 1995. — № 3. — С. 33.

[163] Подлипшие Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слуша­телей вузов МВД СССР: Докт. дисс. — М., 1985; Краснов Н.В. Физические упраж­нения в процессе формирования у курсантов высших учебных заведений психоло­гической устойчивости к экстремальным факторам военного труда: Канд. дисс. — Л., 1986; Дворник Г.М. Формирование профессионально-прикладных навыков са­мозащиты без оружия на основе метода моделирования динамических ситуаций: Автореф. канд. дисс. — Минск, 1987; Искрин В.В. Организация занятий по само­защите без оружия методом моделирования и отработки учебно-практических си­туаций. — Ташкент, 1987; Колюхов В.Г., Покровский В.М., Устюжанин Н.Н. Содер­жание психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. — Горь­кий, 1987; Непомнящий СВ. Средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки работников отдельных подразделений МВД: Автореф. канд. дисс. — М., 1989; Лавров В.Н., Вдовиченко В.П. Воспитательная роль физиче­ской подготовки в учебных заведениях МВД СССР. — Горький, 1989; Слепнев А.Я. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов специальных средних школ милиции: Автореф. канд. дисс. — Минск, 1989; Лавров В.Н. Основные направления совершенствования индивидуальной боевой подготовки — Н. Новгород, 1991; Индивидуальная боевая подготовка со­трудников милиции. — Н. Новгород, 1994; Вдовиченко В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудников милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка). — Н. Новгород, 1995.

[164] Колюхов В.Г., Лисицын В.И. Современный подход к обучению боевым приемам борьбы // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — М., 1996. — № 3. — С. 35—36.

[165] Миленин В.В. Физическая и огневая подготовка в системе многоступенчатого образования // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — 1996. — № 3. — С. 30.

[166] Минжанов Н.А. Повышение профессионально-психологической подготовлен­ности слушателей учебных заведений органов внутренних дел в процессе физической подготовки. — Караганда, 1994.

[167] Минжанов НА. Указ. соч. С. 64—71. Использованы методические идеи, содержа­щиеся в кн.: Пахомов Ю.В., Цзен Н.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.

[168] Так, в середине 90-х среднее число убитых полицейских было: в США — 89, в Италии — 16, во Франции — 7, в ФРГ и Канаде — по 4, в Великобритании и Бельгии — по 1, в Швеции, Финляндии, Дании — одно убийство за 2—3 года. В России число погибающих ежегодно сотрудников правоохранительных органов достигает нескольких сот.

[169] Буданов А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта в про­фессиональной подготовке сотрудников МВД. — М., 1995; Буданов А.В. Педаго­гика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. — М., 1997; Буданов А.В. Методика разработки учебных курсов по пробле­мам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов (на опыте США и России). - М., 1998.

[170] Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.

[171] Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. С. 105.

[172] Буданов А.В. Указ. соч. С. 106.

[173] ЧП. Азбука поведения / Под ред. А.Ф. Майдыкова. — М., 1992; Как защититься от преступника: Практические советы и рекомендации / Под ред. В.Д. Резвых. — М., 1993; Сафронов А.Д., Карпов B.C. Пособие по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М., 1997. — С. 92—93.

[174] Сафронов А.Д., Карпов B.C. Указ. соч. С. 92—93.

[175] Ее значение было настолько высоко оценено военными педагогами, что они поставили систему психологической подготовки личного состава Вооруженных Сил в один ряд с системами воспитания, образования, обучения и развития его.

[176] Столяренко A.M. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. — М., 1987; Столяренко A.M. Психологическая подготовка юриста в услови­ях перестройки образования и демократизации общества // Вопросы психоло­гии. — 1989. — № 4.

[177] См.: Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. — М., 1999.

[178] Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 229.

[179] От лат. extremum — крайний, предельный.

[180] Здесь и далее по всем вопросам экстремальной подготовки более подробную информацию см.: Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. — М., 2002.

[181] Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдель­ные его черты.

[182] Коломеец В.К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях. — Свердловск, 1975; Китов A.M. Психоло­гия управления. — М., 1979; Столяренко A.M. Психологическая подготовка со­трудников органов внутренних дел. — М., 1887; Човдырова Г.С. Проблемы по­вышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных ситуациях. — М., 1998.

[183] Минжанов Н.А. Повышение профессионально-психологической подготовленно­сти слушателей учебных заведений органов внутренних дел в процессе физической подготовки. — Караганда, 1994; Буданов А.В. Педагогика личной профессиональ­ной безопасности сотрудника органов внутренних дел. — М., 1997; Юридическая педагогика в МВД / Под ред. А.М. Столяренко. — М., 1997; Столяренко AM. Юри­дическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000.

[184] От греч. psyche — душа и genos — рожденный. Здесь и ниже психогенность по­нимается в широком смысле: как потенциальная возможность (но не обязатель­ность) внешних обстоятельств, событий, факторов оказывать сильное психоло­гическое и педагогическое влияние на человека.

[185] Понятие «стресс-факторы» семантически предполагает, что речь идет только о тех факторах, которые вызывают стресс. Стресс — непроизвольная, неспецифиче­ская, стандартная физиологическая и психологическая реакция организма (чаще всего он связывается с возникновением эмоции, переживания). Но это, как будет показано ниже, далеко не единственная реакция в экстремальной ситуации. Не­мало и произвольных реакций, среди которых есть социальные, этические, педа­гогические и др. Поэтому неточно называть такие факторы стрессовыми, правиль­нее говорить — экстремальные факторы. Кроме того, понятие «стресс-факторы» подразумевает, что он механически, автоматически, безусловно вызывает реакцию, причем негативную. В действительности это не так. Экстремальные факторы со­держат в себе лишь риск, угрозу возникновения негативных реакций, но она возникает не обязательно и может быть положительной.

[186] Сеченов И.М. Философские и психологические произведения. — М., 1947. — С. 523.

[187] Профессиональная деонтология — система знаний и норм, стандартов профес­сионального поведения, отвечающих моральным ценностям, исторически сложив­шимся, общепризнанным в конкретной профессиональной среде и социальным ожиданиям общества.

[188] Дидактика — общепедагогическая теория образования и обучения.

[189] Последние зачастую называют «показными». Однако семантика этого слова в рус­ском языке связана с негативным оттенком — видимостью благополучия, обманом.

[190] Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М., 1970. — С. 24.

[191] См.: Алексеев А.В. Себя преодолеть! — М., 1978; Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М., 1987; Гримак Л.П. Общение с собой. — М., 1991; Леонова А.Б, Кузнецо­ва А.С. Психопрофилактика стрессов. — М., 1993; Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. — М., 1986; Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. — Л., 1989; Самоукина Н.В. Экстремальная психология. — М., 2000; Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе. — СПб., 2000; Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. Гл.8; Тарас А.Е. Боевая машина // Психология

[192] Инстинктивная стрельба. Зарубежный опыт огневой подготовки // Экспресс-информация. — М., 1992; Хвастунов АЛ. Обучение стрельбе из пистолета с уче­том особенностей практики применения оружия сотрудниками органов внут­ренних дел. — М., 1996; Практика применения и использования оружия сотруд­никами органов внутренних дел (информационно-аналитический обзор). — М., 1998; Курс стрельб из боевого ручного стрелкового оружия сотрудниками ОВД РФ (КС-98); Лавров В. Совершенствование стрелковой подготовки сотрудников ор­ганов внутренних дел // Профессионал. — 1999. — № 4 (30). — С. 23—28; Торо-пов В.А. Огневая подготовка. — СПб., 2000. — С. 208—222.

[193] См. подробнее: Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. — М., 1981.

[194] Зезюлин Ф.М. Организация и методика подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД России к действиям против вооруженного правонару­шителя. — Владимир, 1997.

[195] На большую воспитательную роль радости людей от достигнутого, потребовавшего от них самоотдачи, большого труда, лишений, добросовестности и обязательность для педагога специально организовьшать такую радость людям после окончания ка­ких-то дел, особенно трудных и значимых, впервые указал А.С. Макаренко.

[196] Гетерогенная система — неоднородная система, состоящая из элементов, струк­турных образований, подсистем, не одинаковых по своим природным свойствам и особенностям.

[197] Ковалевски С. Руководитель и подчиненный. — М., 1973. — С. 113.

[198] Столяренко A.M. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. - М., 1982.

[199] Слово организация (от фр. organisation — сообщаю стройный вид, устраиваю) употребляется в нескольких значениях: Г) человеческая упорядоченная общность — учреждение, предприятие, фирма, объединение и пр.; 2) внутренняя, упорядо­ченная структура, придающая объекту, процессу целостность, прочность, согла­сованность, рациональность, эффективность; 3) совокупность изменений, направ­ленных на упорядочение его внутренних структурных элементов, повышающих организованность. Производные понятия, характеризующие меру организован­ности: организационный порядок — высшая степень (мера) внутренней упорядо­ченности, неорганизованность, беспорядок, дезорганизация и т.п. — недостаточные, низкие степени внутренней упорядоченности, выступающие причиной, ослаб­ляющей функционирование учреждения, предприятия, объекта, явления, про­цесса и достигаемые результаты, а иногда и сводящие их на нет.

[200] Ковалевски С. Научные основы административного управления: Пер. с пол. М, 1979. - С. 141.

[201] Поучительна традиция, существующая на флоте: на офицерских собраниях при обсуждении вопросов и предложений первое слово предоставляется самому млад­шему, а командир корабля выступает последним.

[202] Макаренко А.С. Сочинения. - М., 1958. - Т. V. - С. 149.

[203] Ковалевски С. Научные основы административного управления. С. 194.

[204] В зарубежной управленческой литературе приводится такой пример. Если на­чальник приходит на работу вовремя, то сотрудники говорят: «Это он специаль­но приходит, чтобы нас ловить, а если же приходит позже, то говорят: «Себе все позволяют». Если он спрашивает у сотрудника: «Как поживает семья?», то гово­рят: «Вечно сует нос в чужие дела»; если не спрашивает — «ему до нас дела нет». Если просит сотрудников вносить предложения, говорят: «Конечно, у него в го­лове пусто», если не предлагает — «все по-своему делает, на наше мнение ему наплевать». Если он придерживается норм и правил, говорят: «Закоснелый бюро крат», если учитывает и другие обстоятельства — «совести нет у человека». Если он шутит — «идиотские шуточки», если нет — «сухарь, столб, а не человек». Если результаты работы организации хорошие — «ничего удивительного: всю работу тянем мы», если плохие — «а мы причем? Начальник у нас никудышный».

[205] Курс для высшего управленческого персонала: Сокращенный перевод с англ. — М., 1971. -С. 741.

[206] Курс для высшего управленческого персонала.

[207] Там же. С. 737. Несколько ссылок на зарубежные источники делаются умыш­ленно, чтобы показать, что рекомендации по созданию, сплочению коллектива, привлечению рядовых сотрудников к управлению не являются чем-то отжившим, призраком прошлого. Это международная практика эффективного управления.

[208] С оговорками можно принять такое управленческое правило: «Делай только то, что нельзя поручить подчиненным».

[209] Монтень М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. - М., 1991. С. 546.

[210] Российская газета. — 2002. — 15 авг. — С. 6.

[211] См.: Этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. Г.В. Дубова. — М., 2002. - С. 287-288.

[212] Сухомлинский S.A. О воспитании. — М., 1975. — С. 14—15.

[213] Карпиков А.С. Правовое воспитание — условие эффективной юридической дея­тельности // Криминологические и психолого-педагогические проблемы право­вого воспитания: Материалы международной научно-практической конферен­ции 24-25 апреля 2003 г. - С. 83.

[214] Часть специалистов по социальной педагогике называют ее предмет «педагоги­кой среды». Среда духовная и материальная — это то, что окружает человека. Но социально-педагогическое воздействие есть интегральный продукт среды и ак­тивности человека. От человека в немалой степени зависит выбор непосредст­венного окружения. Но даже находясь в одинаковой вроде бы среде (например, криминогенной, среди наркоманов и пьяниц и т.п.), два человека будут испыты­вать разные социально-педагогические воздействия: если один поддается ее не­благоприятным влияниям, то второй — активно пытается их преодолеть. То же в благоприятной среде. Например, два юриста служат в одном и том же правоох­ранительном органе: один из них активно участвует в его жизни, в повышении успехов, второй ленится, пассивен, личные результаты в работе низки. Первого хвалят, поощряют, то второго критикуют, осуждают, наказывают. Справедлива четкая формула К. Маркса: «...обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2). По­этому лучше было бы говорить о «педагогике образа жизни», «педагогике бытия» или, как в тексте, «школе жизни»

[215] Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры рос­сийского общества // Криминологические и психолого-педагогические пробле мы правового воспитания: Материалы международной научно-практической конференции 24—25 апреля 2003 г. — С. 289.

[216] Лебедев С.Я. Криминологические аспекты правового просвещения // Криминоло­гические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы {/Международной научно-практической конференции 24—25 апреля 2003 г. — С. 31.

[217] См.: Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994.

[218] Ан денес И. Наказание и предупреждение преступлений. — М 1979 С. 186.

 

[219] Гегель Г. Философия права. — М., 1990. — С 207

[220] Тем более что в других странах многое из нашего опыта было взято, внедрено в практику, существует по сей день и развивается.

[221] Макаренко А.С. Сочинения. — М., 1958. — С. 457.

[222] Один из многих примеров: реклама пива, в которой «герой», набрав его полон рот, выпрыскивает в лицо подошедшей милой девушке.

[223] Словечки типа «прикольный», «крутой» и др. В истории человечества сленг был у каждого нового поколения. Но его использование никогда не поднималось выше уровня бытовых детских групп и не достигало государственного уровня и официального применения.

[224] Вот типичные примеры. Длительно, почти ежедневно и по нескольку раз по­вторявшаяся на государственном канале реклама некоего товара завершалась на­зойливо повторяющимся рефреном: «Правила придуманы только для того, чтобы их нарушать». На канале «Культура» был цикл передач, темы которых в утверди­тельной форме, без знака вопроса содержали негативные идеи: «Патриоты - по­следние подлецы», «Интеллигенция виновата в развале России» и т.п. Передача была дискуссионной и по изощренному замыслу организаторов, вероятно, должна была доказать справедливость иного, чем в названии, утверждения. Но часть телезрителей, не вникшая в тонкости разговоров на экране, а иногда про­сто прочитавшая название передачи в телепрограмме, запомнила эти формули­ровки и в разговорах с другими обвиняла во всем интеллигенцию и тех, кто лю­бил Россию, ссылаясь на утверждения телевидения.

[225] Нередко телевизионщики обосновывают это необходимостью говорить народу «правду». Но правда — не один негатив и не господство его. Жизнь общества и большинства граждан — это определенная пропорция позитива и негатива, ра­достного и неприятного, успехов и неудач. Поэтому перекос информации как в сторону преобладания позитива (приукрашивание), так и негатива (очернение) — искажение правды, неправда.

[226] Журналисты «Комсомольской правды» провели 17 октября 2002 г. фиксацию «черной» информации, имевшейся в течение суток на шести федеральных теле­каналах. Статистика такова: 302 негативных сообщения, 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 39 нецезурных выражений, 10 половых актов, 6 ограблений (Комсо­мольская правда. — 2002. — 25 октября).

[227] В условиях прилагаемых страной усилий в направлении к правовому государ­ству и обществу в сообщениях правового характера о событиях вместо правовых понятий используется навязанный криминальным миром и терроризмом жар­гон: воров и мошенников именуют «бизнесменами», убийц именуют «киллера­ми», террористов и бандитов — «боевиками», банды — «отрядами», «бригадами», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными генералами»; «барона­ми». Дело не только в правовой безграмотности такой практики, но и в педаго­гической. У части молодых людей вызревает мысль о совершении дерзких пре­ступлений для того, чтобы сверстники называли их красивыми словами «кил­лер», «боевик». Многие не захотели бы это делать, если бы знали, что их назовут «Убийцей», «бандитом» или «вором», презираемыми в народе.

[228] Ошибочно думать, что такое же положение дел с массовой информацией и за рубежом. В большинстве европейских стран, например, из телевизионных про­грамм (за исключением порой единичных каналов) вовсе исключены американ­ские «боевики» (фактически — криминальные разборки), мистика, сцены ужа­сов, убийств, насилия, истерик, демонстрации крупным планом жертв, крови, показ способов совершения преступлений и др. Проводится цивилизованная, культурная, умная политика ограждения психики телезрителей от ее травмиро­вания, от обучения молодежи способам преступных действий, от преобладания негативизма в текущей информации (даже при сообщениях о дорожных проис­шествиях или пожарах не показывают жертв, а лишь информируют о их нали­чии); при освещении недостатков и трудностей жизни делается это без надрывов и нагнетания эмоций и т.п. Выражения лиц телеведущих, как правило, привле­кательные, добрые, улыбчивые (в отличие от многих наших). Преобладают в те­левизионных программах бытовые фильмы, образовательные, много спорта. Во­обще складывается впечатление, что чем культурнее страна, чем стабильнее по­ложение в ней, тем больше в ней спорта. И напротив, чем больше молодежь вовлечена в спорт, тем благоприятнее нравственный климат в стране, тем выше здоровье нации, тем гарантированнее прогресс и ее благополучное будущее.

[229] Кара СВ. Правовое обучение и правовая пропаганда как формы правового воспитания // Криминологические и психолого-педагогические проблемы пра­вового воспитания: Материалы международной научно-практической конферен­ции 24-25 апреля 2003 г. - С. 115-116.

[230] См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 2. — С. 178.

[231] Там же. С. 179.

[232] Макаренко А. С. Сочинения. — Т. 5. — С. 118.

[233] Ушинскии К.Д. Педагогические сочинения. — М., 1988. — Т. 2. — С. 162.

[234] Христианский взгляд на человека и на образование // Вопросы психологии. — 1993. - № 2. - С. 6-8.

[235] Чу кубинский М.П. Кризис права и морали и пути возрождения России. — Ростов, 1919. - С. 5, 12.

[236] Воробьева И. Бесплодные усилия любви // Профиль. — 2002. — № 20. — С. 19—; Как нас убивает телевидение // Дети улиц. — 2002. — Вып. 4. — С. 54—56; Потапова Л. Самая легкая смерть // Огонек. — 2002. — № 23. — С. 26—29.

[237] Зак А.И. Кинематограф и детская преступность // Журнал уголовного права и процесса. — 1913. — № 4.

[238] Ерофеев Ю.Н. Уголовно-правовая тематика в произведениях кино- и телснс-кусства и формирование правовой культуры молодежи // Правовая культура мо­лодежи и формирование правомерного поведения: Сб. науч. трудов. — М., 1985. — С. 53-54.

[239] Кара СВ. Правовое обучение и правовая пропаганда как формы правового воспитания // Материалы международной научно-практической конференции 24— «апреля 2003 г. - Брянск, 2003. - С. 114-115.

[240] Дудырев Ф.Ф., Маяков В.П. Юридические клиники в России: возвращение ч рез 150 лет // Государство и право. — 2002. — № 4. — С. 61—69.

[241] Правовая культура на рубеже столетий // Государство и право. — 2001. — № К). С. 109.

[242] Миньковский Г.М. и др. Содержание и некоторые методические особенности правового воспитания молодежи // Правосознание и правовое воспитание молодежи: Сб. науч. трудов. — М., 1978. — С. 32.

[243] Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1997.

[244] Нарозников Н.К. Мировоззренческие и нравственные ценности в обеспечении индивидуальной профилактики правонарушений среди молодежи: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1990.

[245] Трунцевский Ю.В., Сумачев А. В. Права ребенка и секс-индустрия// Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 97-103.

[246] Здесь под модой понимается широкий спектр отношений: это и поведение, и эстетические вкусы, и нравственные нормы, поп-искусство, реклама и т.п.

[247] Александрова И.А. Мода и преступность: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — Н.Новгород, 1998. - С. 23-24.

[248] Крутер М. Молодой правонарушитель в зеркале социологии молодежи // Высшее образование в России. — 2002. — № 5. — С. 97—98.

[249] Доклад уполномоченного по правам человека за 2001 год // Российская газета. — 2002, 22 июня. — № 11. — С. 13.

[250] Крутер М. Указ. соч. С. 99

[251] Раднаева Э.Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источ­ники его криминогенной деформации: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1999. -С„ 14-15.

[252] Раднаева Э.Л. Указ. соч. С. 10—11.

[253] Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. — М., 1999; Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики право­нарушений: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 2000.

[254] Нечаева A.M. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право. — 2001. — № 6. — С. 60.

[255] Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации:.,} Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 19—21.

[256] Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противо­действия организованной преступной деятельности несовершеннолетних: Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 13—15.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.