Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция СССР 1924 г. Формирование органов власти




 

В январе 1923 г. ЦИК СССР из представителей всех респуб-
лик была образована комиссия по подготовке проекта новой со-
юзной Конституции. Проект Конституции был одобрен ЦИК,
и Конституция введена в действие в 1923 г., а текст ее было
решено представить II съезду Советов СССР для окончательно-
го утверждения. Собравшийся в январе 1924 г. II съезд Сове-
тов СССР утвердил Конституцию СССР.

Конституция определяла верховным органом власти нового
государства съезд Советов. Очередные съезды Советов долж-
ны были созываться ежегодно. Допускался также созыв чрез-
вычайных съездов Советов. В период между съездами Советов
верховным органом власти СССР являлся Центральный испол-
нительный комитет Союза,
состоявший из двух равноправных
палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Президиум ЦИК СССР стал постоянно работающим учреж-
дением, заседаниями которого поочередно руководили четыре
председателя: М.И. Калинин (1875—1946), Н.Н. Нариманов
(1870—1925), Г.И. Петровский (1878—1958) и Л.Г. Червяков
(1892—1937). ЦИК СССР образовал первое
союзное прави-
тельство — Совет народных комиссаров во главе с В.И. Ле-
ниным.

Следует отметить, что, формально являясь федеративным го-
сударством, по сути СССР таковым никогда не был. Право на


выход республик из его состава существовало только на бу
ге, в действительности же СССР представлял собой практи-
чески унитарное государство с достаточно жесткой центра-
лизацией, в котором в основу административно-территориаль-
ного деления страны был положен национально-этнический
принцип.

Для граждан союзных республик устанавливалось единое со-
юзное гражданство.

Принципиальное значение для развития советского конститу-
ционного законодательства имела глава 7, регламентировавшая
деятельность Верховного Суда СССР, который учреждался при
ЦИК СССР. Таким образом, в Конституции СССР впервые по-
явился раздел о правоохранительных органах и принципах пра-
восудия. К компетенции Верховного Суда СССР относились:

• рассмотрение дел по обвинению высших должностных ли~~
Союза в преступлениях по должности;

• обеспечение единства и законности деятельности ниже-
стоящих судов;

• разрешение судебных споров между союзными республи-
ками, а также подготовка заключений о законности тех
или иных нормативных документов союзных республик
с точки зрения их соответствия Конституции СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. была учреж-
дена должность прокурора Верховного Суда СССР, который да-
вал заключение по всем вопросам, подлежавшим разрешению
этим судом; поддерживал обвинение и опротестовывал в ЦИК
СССР судебные решения. В целях объединения усилий союзных республик в борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Конституция оформила при СНК СССР особый государственный орган — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), надзор, за законностью действий которого осуществлял прокурор Верховного Суда СССР. Заключительная глава Конституции устанавливала герб и государственный флаг СССР, определяла Москву столицей СССР. 3 апреля 1924 г. в РСФСР была образована комиссия под председательством Д.И. Курского для приведения Конституции России в соответствие с общесоюзным Основным законом. 14 мая 1925 г. XII съезд Советов РСФСР утвердил новый текст Конституции. Органами отраслевого управления в Союзе являлись общесоюзные и объединенные наркоматы. Общесоюзные наркоматы


 

создавались только в Союзе. Это наркоматы иностранных дел,
внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения,
почт и телеграфа. Объединенные наркоматы имелись в Союзе
и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руководили
соответствующими наркоматами республик. Третью группу со-
ставили республиканские наркоматы, которые имелись только
в союзных республиках. Конституция подчеркивала доброволь-
ность объединения республик и сохраняла за ними право сво-
бодного выхода из Союза. Гарантировалось право союзных
республик на постоянство территорий, хотя и допускались тер-
риториальные изменения, но только с согласия каждой заинте-
ресованной республики. Суверенным правом союзных республик
было также право на собственное гражданство. Гражданин каж-
дой республики считался одновременно и гражданином Союза.

Переход от восстановления народного хозяйства к периоду ее
дальнейшего развития поставил задачи перестройки аппарата
управления экономикой. Была изменена структура ВСНХ, в со-
ставе которого были созданы управления по отраслям промыш-
ленности, а также плановое управление. Роль планирующих ор-
ганов значительно повысилась в процессе разработки первого
пятилетнего плана.
СНК СССР принял специальное постанов-
ление о работе Госплана.


Усилилось влияние органов ЦКК РКИ на работу государственного аппарата. Органам ЦКК РКИ большую помощь оказывал актив, общественные организации. При ЦКК РКИ было создано Центральное бюро жалоб трудящихся.

В это время интенсивно развивалась национальная государст-
венность народов СССР. В 20—30-е гг. XX в. шел непрерывный
рост национально-государственных образований, перерастание
менее развитых форм национальной государственности в бо-
лее развитые. Так, если в декабре 1922 г., когда образовался Союз
ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 ав-
тономных республик), то к декабрю 1936 г. союзных республик
стало 11, а автономных — 22. Это объясняется национально-го-
сударственным размежеванием в Средней Азии, проходившем
в 1925—1929 гг. III съезд Советов СССР (май 1925 г.) принял
в состав союзного государства Узбекскую и Туркменскую ССР на
основании деклараций первых съездов Советов этих вновь обра-
зованных республик.

Новое государство нуждалось не только в дипломатическом
признании, но и в экономическом сотрудничестве с зарубежны-
ми странами для подъема разрушенной экономики. Однако это-
му сотрудничеству препятствовал отказ России выплачивать
долги прежних правительств. Крупные державы воздерживались
от дипломатического признания нового государства, настаивая
на соблюдении СССР норм международного права:

• выплате дореволюционных государственных долгов Рос-
сии;

• возмещении национализированной собственности ино-
странных граждан и компаний на российской территории.

В конце 1921 г. советское правительство направило западным державам ноту, в которой выражало готовность признать царские долги в обмен на экономическою помощь кредитами и предлагало созвать для урегулирования этих проблем конференцию. В 1922 г. по предложению советского правительства в Генуе состоялась международная конференция. Ее участниками стали 34 страны. Советскую делегацию возглавил народный комиссар иностранных дел Г. Чичерин. Однако конференция не принесла желаемых результатов. Чичерин потребовал возмещения ущерба, нанесенного интервенцией, сумма которого превышала долги России.

В период конференции в предместье Генуи Рапалло был под-
писан договор с Германией. Согласно Рапалльскому договору
Россия и Германия:


• отказывались от взаимных претензий;

• возобновляли дипломатические отношения;

• обменивались консулами;

• предоставляли друг для друга режим наибольшего благо-
приятствования в торговле.

Кроме этого Германия получала возможность:

• разместить в советской стране свои центры подготовки во-
енных;

• производить на территории России при участии своих спе-
циалистов оружие.

1924 г. стал годом дипломатического признания СССР. Были
установлены дипломатические отношения более чем с 20 страна-
ми мира: Англией, Францией, Италией, Данией, Швецией, Авст-
рией, Грецией, Мексикой, Китаем, Японией. Однако не обошлось
и без конфликтов: разрыв отношений с Англией в 1927 г. (отно-
шения были возобновлены в 1929 г.), с Китаем в 1929 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.