Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая и элитарная культура. Глобализация культурная 3 страница




(обратно)

Цит. по: Можейко М. А. Делез, Гваттари // Постмодернизм: Энциклопедия. Мн., 2001. С. 657.

(обратно)

См., например: Леви–Стросс К. Структурная антропология. М., 2001;Модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. М., 1982;Юпоров В. Н. О космологических источниках раннеисторичесих описаний // Труды по знаковым системам. Т. VI. Тарту, 1973. С. 106–156.

(обратно)

Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001. С. 228.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1997. С. 31.

(обратно)

Делез Ж. Переговоры 1972–1990. С. 117.

(обратно)

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.; СПб., 1998. C. 258.

(обратно)

Там же. С. 32.

(обратно)

Черных Е. Н. Символы древних культур // Культурология. М.;Екатеринбург, 2003. С. 557.

(обратно)

Терещенко Н. А., Шатунова Т. М. Постмодернизм как ситуация философствования. С. 70.

(обратно)

Бадью А. Делез. «Шум бытия». С. 118.

(обратно)

Суворов Н. Н. К вопросу о понятии «порог культуры» // Образ современности: этические и эстетические аспекты: Материалы всероссийской конференции 21 октября 2002 г. СПб., 2002. С. 179–181.

(обратно)

Социоанализ Пьера Бурдье. М., 2001. С. 6.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. С. 44.

(обратно)

Социоанализ Пьера Бурдье. С. 62.

(обратно)

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса… С. 265.

(обратно)

Делез Ж. Переговоры 1972–1990. С. 160–161.

(обратно)

Делез Ж., Гваттари А. Что такое философия? С. 262.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. С. 63.

(обратно)

Jaimison F. Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism. London; N. Y, 1991. P. 17.

(обратно)

Jaimison F. Reading Without Interpretation: Post–modernism and the Video–Text // The Lingvistics of Writings. Manchester, 1987. P. 208.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. C. 64.

(обратно)

Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2002. С. 225.

(обратно)

Гайденко П. П. Искусство и бытие. М. Хайдеггер о сущности художественного произведения // Философия. Религия. Культура. М., 1982. С. 198.

(обратно)

Делез Ж. Переговоры 1972–1990. С. 50.

(обратно)

Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996. С. 28.

(обратно)

Эко У. Баудолино. Роман. СПб., 2003.

(обратно)

Об этом: Лисевич И. С. Литературная мысль Китая. На рубеже древности и средних веков. М., 1979.

(обратно)

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000. С. 228.

(обратно)

Там же. С. 378.

(обратно)

Там же. С. 83.

(обратно)

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. С. 24.

(обратно)

Барт Р. Избранные работы… С. 384–391.

(обратно)

Эко У. Заметки на полях «Имя розы» // Эко У. Имя розы. С. 462.

(обратно)

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004. С. 51.

(обратно)

Бычков В. В. Эстетика. М., 2002. С. 452.

(обратно)

Бычков В. В. Эстетика. М., 2002. С. 453.

(обратно)

Аронсон О. Богема. Опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. М., 2002. С. 74–79.

(обратно)

Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. С. 159.

(обратно)

Эко У. Маятник Фуко. СПб., 1999., Эко У. Баудолино. СПб., 2003.

(обратно)

Дуков Е. В. и др. Введение в социологию искусства. СПб., 2001. С. 119.

(обратно)

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. С. 397.

(обратно)

Ингарден Р. Исследования по эстетике. С. 401.

(обратно)

Адорно Е. В. Эстетическая теория. М., 2001. С. 482.

(обратно)

Там же. С. 484.

(обратно)

Там же. С. 450–451.

(обратно)

Адорно Е. В. Эстетическая теория. С. 347.

(обратно)

Там же. С. 446.

(обратно)

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004. С. 204.

(обратно)

Там же. С. 49.

(обратно)

Эко У. Остров накануне. СПб., 2003. С. 89.

(обратно)

Эко У. Маятник Фуко. СПб., 2004. С. 384.

(обратно)

Эко У. Маятник Фуко. С. 170.

(обратно)

Впервые понятие «глобализация» вводится в статье Роланда Робертсона, основоположника самого дискурса о феномене глобализации культуры (см.: Robertson R. Globalisation theory and civilization analysis // Comparative Civilizations Review. 1987. Vol. 17).

(обратно)

О проблемах размывания культурных границ и реакции мировых религий на идеологический вызов глобальной культуры см.: Beyer P. Religion and Globalization. London, 1994.

(обратно)

Понятие «воображаемые сообщества» было введено в международную научную дискуссию по проблемам глобализации Бенедиктом Андерсоном (см.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001).

(обратно)

Подробное рассмотрение и анализ социологических теорий глобализации см.: ИвановД. В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений. СПб., 2002.

(обратно)

Концепция Робертсона излагается на основе его монографии «Глобализация. Социальная теория и глобальная культура»: Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. London: Sage Publications, 1992.

(обратно)

Термин «глокализация» был введен Робертсоном в статье «Глокализация: пространство–время и гомогенность–гетерогенность» (см.: Robertson R. Glo–calization: time–space and homogeneity–heterogenety // Global modernities/ Ed. By M.Featherstone, S.Lash, R.Robertson. London, 1995).

(обратно)

Подробное изложение этой концепции содержится в разделе «Культурная динамика глобализации», представляющем собой введение, написанное П. Бергером к коллективной монографии «Многоликая глобализация» (см.: Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004).

(обратно)

В своем законченном виде данная концепция изложена в статье Э. Д. Смита «В направлении глобальной культуры», написанной им для сборника «Глобальная культура. Национализм, глобализация и современность», главный редактор которого М. Фезерстоун пригласил ученых, отстаивающих радикально различные точки зрения на проблему трактовки процессов культурной глобализации, изложить свое видение в рамках одного издания. (См.: Smith A. D. Towards a Global Culture? / Global Culture. Nationalism, globalization and modernity / Ed. by M. Featherstone. London, 1990.)

(обратно)

Разработанный А. Аппадураем подход к анализу феномена глобальной культуры и разработанная в его рамках концепция «культурных скейпов глобализации» подробно изложены им в монографии «Современность в ее целостности. Культурные измерения глобализации» (см.: Appadurai A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis. London, 1998).

(обратно)

Зверева Г. И. Российская культурология как академическая проблема // Первый Российский культурологический конгресс. Программы. Тезисы. Доклады. СПб., 2006. С. 88.

(обратно)

Оглавление

 ПРЕДИСЛОВИЕ

 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

 1.1. Становление теоретической культурологии

 1.2. Векторы и ориентиры современной культурологии

 1.3. Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками

 2. МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

 2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования

 2.2. Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях

 2.3. Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры

 2.4. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры

 2.5. Системный метод в исследовании культуры

 2.6. Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры

 2.7. Специфические методологии исследования культуры

 2.7.1. Феноменология и герменевтика

 2.7.2. Психоанализ

 2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры

 3. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ КУЛЬТУРЫ

 3.1. Современные смыслы понятия «культура»

 3.2. Культура и цивилизация. Культурность и цивилизованность

 3.3. Уровни культуры и культурности

 3.4. Ценности культуры

 3.5. Нормы и идеалы в культуре

 3.6. Структурирование культуры

 3.7. Функционирование культуры

 4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

 4.1. Вера, религия, культура

 4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия

 4.1.2. Религиозные верования в процессах становления цивилизации и культуры

 4.1.3. Религия в культуре современности

 4.2. Нравственная культура

 4.2.1. Специфика нравственной культуры и ее ценностей

 4.2.2. Нравственная культура в разных жизненных условиях

 4.3. Культурные смыслы любви

 4.4. Эстетическая и художественная культура

 4.4.1. Своеобразие эстетической культуры и ее ценностей

 4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство

 4.5. Культура и познание. Истина как ценность культуры

 4.5.1. Познание в его культурном значении

 4.5.2. Образованность, интеллигентность, культурность

 4.5.3. Истина как культурная ценность

 4.6. Культура и свобода

 5. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦЕННОСТИ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 5.1. Культура в сфере хозяйства

 5.2. Культура в политической деятельности

 5.3. Правовая культура

 6. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ТИПОДОГИИ КУЛЬТУР

 6.1. Проблемы культурогенеза

 6.2. Социокультурная динамика

 6.3. Исторические типологии культур

 7. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРЫ

 7.1. Общечеловеческое, этнонаииональное и региональное в культуре

 7.2. Пространственные ориентиры культуры: Запад–Восток, Север–Юг

 7.3. Этническое своеобразие культур

 7.4. Национальные культуры

 7.5. Социальная специфика культуры

 7.6. Возрастная специфика и тендерные аспекты культуры

 8. ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ

 8.1. Традиции и новаторство в культуре

 8.2. Преемственность поколений

 8.2.1. Поколения: наследуемое и новое в культуре

 8.2.2. «Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями

 8.3. Социальные институты культуры

 9. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 9.1. Понятие «межкультурная коммуникация»

 9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций

 9.3. Виды межкультурной коммуникации

 9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

 9.5. Проблема понимания в межкультурной коммуникации

 9.6. Толерантность как результат межкультурной коммуникации

 10. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

 10.1. Исследовательские традиции и современное состояние изучения культуры повседневности

 10.2. Что такое повседневность?

 10.3. Культурная семантика повседневного пространства

 10.3.1. Тело человека. Опыт социокультурной топографии

 10.3.2. Дом как локус пространства повседневности

 10.3.3. Поселение как ареал–максимум повседневного пространства

 11. КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ И ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ

 11.1. Семиотический подход к осмыслению культуры

 11.2. Семиотика повседневности

 11.3. Искусство как язык культуры

 12. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ

 12.1. Культура и пространство

 12.1.1. Культура в пространстве и культурные пространства

 12.1.2. Архитектоника культурного пространства

 12.1.3. Динамизм пространства и культурные контакты

 12.1.4. Киберпространство – новый тип реальности

 12.2. Культура и время

 12.2.1. Хронотоп культуры

 12.2.2. Модели времени в науке

 12.2.3. Образы времени в истории культуры

 13. КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 13.1. Существенные особенности современной культуры

 13.1.1. Ц. ивилизационные сдвиги и современная культура

 13.1.2. Своеобразие бытия культуры в XX–XXI вв

 13.2. Культура и антикультура

 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

 14.1. Истоки и сущность постмодернизма

 14.2. Складки и ризоморфный характер культурного поля

 14.3. Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры

 15. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

 15.1. Понятие «глобализация»

 15.2. Социокультурная динамика глобализации

 15.3. Культурные параметры глобализации

 15.4. Глобальная культура и культурная «экспансия»

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними

 2. Понятия и термины теории культуры

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Учебники и учебные пособия

 Антологии, словари, хрестоматии, энциклопедии

 Первоисточники

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры

 Подходы к исследованию культуры и методы ее изучения

 Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры

 Вера как ценность культуры. Религия и культура

 Нравственная культура и ее ценности

 Культурные смыслы любви

 Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры

 Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

 Свобода и культура

 Культура в сферах экономики и хозяйства, политики и права

 Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур

 Региональное и этнонациональное, социально–слоевое (в том числе возрастное, гендерное) и общечеловеческое в культуре

 Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры

 Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

 Культура повседневности

 Культура как совокупность знаковых систем. Языки культуры

 Культура в ее связях с пространством и временем

 Культура и современность. Постмодернизм

 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.