Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV этап - определение стандартизованных показателей




ПРЯМОЙ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных или практических целях исследователю нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических приемов.

При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный, косвенный).

Стандартизация - метод расчета условных (стандартизованных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава групп.

Стандартизованные (условные) показатели показывают какими были бы интенсивные показатели, если бы влияние данного фактора отсутствовало. Следовательно, стандартизированные показатели могут быть использованы только с целью сравнения.

Существуют различные способы расчета стандартизованных показателей. Наиболее распространенным является прямой метод, который состоит из 5 этапов.

I этап - расчет общих и специальных (по каждой группе - половой,возрастной и др.) интенсивных показателей (или средних величин) для двух сравниваемых совокупностей.

II этап - выбор и расчет стандарта.

III этап - расчет «ожидаемых величин» для каждой группы стандарта.

V этап - сравнение групп по общим интенсивным (или средним) и стандартизованным показателям. Выводы.

Целесообразно все эти расчетные операции представить в виде этапов стандартизации и оформить их в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Заболеваемость гепатитом в цехе А и в цехе Б

Пол Цех А Цех Б I этап II этап III этап
Число рабочих Из них больных Число рабочих Из них больных % больных гепатитом Стандарт (графа 1+графа 3) «ожидаемое число» больных в группе стандарта
        А Б А Б
М         2,0 2,3   4,4 5,06
Ж         5,0 10,0   11,5 23,0
Итого         4,4 3,3   15,9 28,06
IV этап   3,5% 6,2%

Например, на I этапе стандартизации требуется определить, как часто среди рабочих мужчин и женщин цеха А и цеха Б встречаются лица, страдающие гепатитом.

Для этого вычисляют процент больных гепатитом мужчин и женщин отдельно Расчет ведется следующим образом: число больных надо разделить на соответствующее число рабочих и умножить на 100.

В цехе А больных гепатитом мужчин , а больных гепатитом женщин . Всего же больных гепатитом среди рабочих обоего пола было - . Подобные же расчеты надо сделать для цеха Б. Следует проанализировать интенсивные показатели по цеху А и по цеху Б. Из табл. 1 (I этап) видно, что у мужчин и женщин цеха А реже встречается гепатит, чем у мужчин и женщин цеха Б, хотя в целом по строке («итого») в цехах А и Б отмечено противоположное соотношение показателей: общий процент больных больше в цехе А, а не в цехе Б. Этот факт объясняется тем, что на общие показатели по каждому цеху оказал влияние разный по полу состав рабочих в этих цехах. Так, в цехе А в составе рабочих было больше женщин (а среди женщин чаще встречаются больные гепатитом, чем среди мужчин). В цехе Б большую часть рабочих составляли мужчины, которые реже страдают этим заболеванием. Следовательно, в данном случае различие в общих итоговых интенсивных показателях, полученных по цехам, может быть связано с неоднородностью полового состава работающих в этих цехах.

II этап. Выбор и расчет стандарта За стандарт следует принимать тот состав совокупностей, в котором отразились бы все особенности состава сравниваемых групп В нашем примере за такой стандарт принята суммарная численность работавших в цехах А"и Б (графа 1 + графа 3) Стандартом для группы мужчин будет 220 (50 + 170), а для женщин 230 (200+30). Общее число рабочих в двух цехах составит 450. Зная интенсивные показатели (I этап) и стандарт (II этап), можно перейти к III этапу — определению «ожидаемого числа» больных гепатитом в каждой группе стандарта.

III этап Определение «ожидаемых чисел» больных в каждой группе стандарта Порядок вычисления можно показать на следующем примере. В цехе А мужчин, больных гепатитом, 2%. Сколько было бы больных мужчин среди 220 человек при данном уровне заболеваемости? Составим пропорцию и произведем расчет:

100 – 2 % 220 – х больного

Таким образом, 4,4 - «ожидаемое число» мужчин, больных гепатитом, из 220 мужчин группы стандарта, уровень заболеваемости которых такой, как у рабочих цеха А

Аналогичные расчеты произведем по цеху Б. По таблице видно, что «ожидаемое» число мужчин, больных гепатитом в цехе Б с характерным для них уровнем заболеваемости, если их будет 220 человек составил 5,06 человек. Такой же принцип расчета «ожидаемых чисел» больных в группе стандарта для женщин цехов А и Б. После расчета всех ожидаемых чисел переходим к IV этапу

IV этап. Определение стандартизованных показателей. Просуммировав абсолютные «ожидаемые» числа больных гепатитом мужчин и женщин по каждому цеху отдельно, полученные суммы относят к общей численности рабочих, указанной в итоговой строке стандарта. Это отношение выражают в процентах и получают стандартизованные показатели. Так, в цехе А сумма «ожидаемых» чисел больных составит: 4,4 + 11,5 = 15,9. Стандартизованный показатель заболеваемости в цехе А равен:

.

Аналогично рассчитывается стандартизованный показатель по цеху Б.

V этап. Сравнение уровней заболеваемости гепатитом рабочих цеха А и цеха Б по стандартизованным и общим интенсивным показателям. Для этого следует выписать стандартизованные и интенсивные показатели в отдельную аналитическую таблицу (табл.2), сопоставить эти данные и сделать общий вывод.

Таблица 2

Сопоставление уровней заболеваемости гепатитом рабочих в цехах А и Б (в %)

Показатели Цех А Цех Б Результаты сравнения
Стандартизованные 3,5 6,2 А<Б
Общие интенсивные (грубые) 4,4 3,3 А>Б

 

Вывод: сравнение стандартизованных показателей, рассчитанных для работавших в цехах А и Б, позволяет сделать заключение, что при одинаковом составе рабочих по полу в цехах А и Б показатель заболеваемости гепатитом рабочих в цехе А значительно ниже, чем в цехе Б.

При сравнении общих (грубых) интенсивных показателей результаты получились противоположными (А>Б) в связи с тем, что на общие интенсивные показатели оказал влияние разный состав рабочих по полу в этих цехах. Произошло это от того, что у женщин значительно выше заболеваемость гепатитом, чем у мужчин, а в цехе А преобладали женщины, тогда как в цехе Б - мужчины.

 

11..Подпись автора методической разработки.

«06»декабря 2013г. _______________Ахмадиева Г.Р.

 

 

Методические указания для студентов к практическому занятию на тему:

Применение динамических рядов и метода стандартизации при анализе показателей состояния здоровья населения

 

Автор: Ахмадиева Г.Р. – ассистент кафедры общественное здоровье и организации здравоохранения с курсом ИПО.

 

 

Лицензия № 0133 от 28.03.94г. Код 32 В (03)

Подписано к печати 20.12. 2013г. Формат 60х84 1/16;

Бумага писчая;

Тираж 100 экз.

 

 

450000 г. Уфа, ул. Ленина,3

©ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.