Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Основополагающие термины товароведения (Тема 1. Предмет и задачи товароведения)




Часть I. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров

Лабораторно-практические работы и задания для самостоятельной работы студентов

Тема 36. Пищевые жиры

Тема 35. Рыбные товары

Тема 34. Мясные товары

Тема 33. Молочные товары

Тема 32. Кондитерские товары

Тема 31. Вкусовые товары

Тема 30. Плодоовощные товары

Классификация и ассортимент плодов и овощей. Особенности химического состава и пищевой ценности, свежих плов и овощей. Требования к качеству, дефекты и болезни, условия хранения отдельных групп плодоовощных товаров.

 

Классификация и ассортимент отдельных групп вкусовых товаров (чай, кофе, пряности и приправы, алкогольные напитки, безалкогольные напитки). Особенности химического состава и пищевой ценности вкусовых товаров. Требования к качеству, дефекты и причины их возникновения, условия хранения отдельных групп вкусовых товаров.

 

Классификация и ассортимент кондитерских товаров (мучные и сахаристые кондитерские товары). Особенности химического состава и пищевой ценности кондитерских товаров. Требования к качеству, дефекты и причины их возникновения, условия хранения отдельных групп кондитерских товаров.

 

Молоко и продукты его переработки. Классификация и ассортимент молочных товаров (молоко питьевое, молочные консервы, кисломолочные товары, сыры, сливочное масло, мороженое). Особенности химического состава и пищевой ценности молочных товаров. Требования к качеству, дефекты и причины их возникновения, условия хранения отдельных групп молочных товаров.

 

Мясо и продукты его переработки. Классификация и ассортимент мясных товаров (мясо, колбасные изделия, мясные копчености, мясные консервы). Особенности химического состава и пищевой ценности мясных товаров. Требования к качеству, дефекты и причины их возникновения, условия хранения отдельных групп мясных товаров.

 

Рыба и продукты ее переработки. Классификация и ассортимент рыбных товаров (рыба, соленые и копченые рыбные товары, рыбные консервы и пресервы). Особенности химического состава и пищевой ценности рыбных товаров. Требования к качеству, дефекты и причины их возникновения, условия хранения отдельных групп рыбных товаров.

 

Классификация и ассортимент пищевых жиров (растительные масла, животные жиры, маргарин, майонез). Особенности химического состава и пищевой ценности пищевых жиров. Требования к качеству, дефекты и причины их возникновения, условия хранения отдельных групп пищевых жиров.


Цель работы: ознакомиться с понятиями основных терминов в товароведении, раскрытие их специфики и областей использования.

Материальное обеспечение:

ГОСТ 24886-81 Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры показателей качества.

ГОСТ Р51303-99 Торговля. Термины и определения.

РД50-149-79 Промышленные товары народного по­требления. Примеры оценки потребительских показателей качества.

РД50-432-83. Промышленные товары народного по­требления. Методы оценки потребительских показателей качества.

Задание 1. Ознакомиться, с основополагающими терминами в това­роведении, их и определениями.

Результаты изучения представить в следующей форме.

Таблица 1. Основополагающие термины товароведения и их определения

Основополагающие термины товароведения Определения
1. В области потребительной стоимости  
1.1. Потребительная стоимость  
1.2. Индивидуальная потребительная стои­мость  
1.3. Общественная потребительная стоимость  
2. В области качества товаров  
2.1. Качество товаров  
2.2. Свойство товаров  
2.3. Потребительские свойства товаров  
2.4. Показатель качества  
2.5. Требования к качеству  
2.6. Факторы качества  
2.7. Оценка качества  
2.8. Уровень качества  
2.9. Управление качеством  
2.10. Контроль качества  
2.11. Сорт  
3. В области ассортимента товаров  
3.1. Ассортимент товаров  
3.2. Формирование ассортимента  
3.3. Управление ассортиментом  
3.4. Классификация товаров  
3.5. Метод классификации  
3.6. Кодирование товаров  

 

Основные термины и понятия товароведения:

1. Термины в области потребительной стоимости товара: индивидуальная и общественная потребительная стоимость.

Всякий товара как предмет обмена обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью, т.е. способностью удовлетворять какую – либо потребность, и меновой стоимостью, способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на другую вещь.

Потребительные стоимости товаров являются предметом изучения товароведения. Два основных вида потребительной стоимости: индивидуальная и общественная.

Индивидуальной потребительной стоимостью называется потреби­тельная стоимость таких продуктов труда, которые создаются для соб­ственного потребления их производителями, а не для других. Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, которые созданы не для личного потребления производителя, а для других.

2. Термины в области качества товаров - качество, потребительские свойства, показатель качества, требования к качеству, факторы качества, оценка качества, контроль качества, сорт, уровень качества, управление качеством.

Свойство товаров - объективная особенность товаров, которая про­является при их создании, эксплуатации и потреблении. Свойства товаров могут быть охарактеризованы качественно и количественно. К коли­чественным характеристикам относятся показатели качества.

Качество товаров - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в со­ответствии с ее назначением.

Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств товаров, входящих в их качество. Показатель ка­чества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять те или иные потребности.

Требования к качеству товара - особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы его можно было бы использовать по назначе­нию при определенных условиях и в течение определенного времени.

Потребительские свойства товаров и их показатели определяют эф­фективность использования изделий по назначению, их социальную зна­чимость, практическую полезность, удобство пользования, безвредность и эстетическое совершенство.

Оценка качества - результат сравнения двух или большей совокуп­ности показателен качества. Результат опенки всегда относительный

Уровень качества товара - это относительная характеристика товаров, основанная на сравнении значении показателен качества оцени­ваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показате­лей.

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации (или потреблении) продукции в целях установления и под­держания необходимого уровня качества товаров.

Контроль качества товаров - это проверка соответствия отдельных показателей сто качества требованиям информационно-технической докумен­тации.

Сорт - условная мера качества изделий, устанавливаемая по степени соответствия одного или нескольких показателей качества их нормируе­мым градациям.

3. Термины в области ассортимента товаров - ассортимент товаров, рациональный ассортимент, формирование ассортимента, управление ассортиментом, классификация, кодирование товаров.

Ассортимент товаров - подбор (набор) товаров разных видов и раз­новидностей.

Ассортиментный минимум - обязательный перечень товаров в торговых предприятиях.

Формирование ассортимента - пополнение и обновление ассортимента в соответствии с потребностями населения.

Управление ассортиментом - разработка и применение мер, направ­ленных па формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потреби­тельскому спросу. Управление осуществляется систематическим анали­зом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочти­тельного ассортимента, его оптимизацией.

4. Классификация определяется как разделение заданного множества на подмножества в соответствии с принятым методом классификации.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества.

Кодированием называется упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а также классификационным признакам и группировкам.

Классификационные группировки (подмножества) получаются в результате разделения совокупности объектов (товаров) обычно по одному, а иногда по нескольким признакам классификации.

5. Термины в области информации о товаре - маркировочно-справочная, маркировочно - условная, эксплуатационно-сопроводительная, рекламно-справочная, обратная товароведно-справочная информация.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение каждому термину, указанному в таблице

2. Что такое товароведение?

3. Что является предметом изучения товароведения?

4. Из каких групп терминов складывается понятийно - терминоло­гический аппарат товароведения.

5. Что понимается под коммерческим товароведением?

 

Занятие 2. Изучение классификации ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров (Тема 2. Теоретические основы формирования и управления ассортиментом товаров).

Цель работы:

1. Ознакомиться с признаками, методами и правилами классифика­ции продовольственных и непродовольственных товаров

2. Изучить методики определения показателей ассортимент

Материальное обеспечение:

1. Основные положения Единой системы классификации и кодиро­вания технико-экономической и социальной информации и унифициро­ванных систем документации Российской Федерации. ПР 50-733-93.

2. Конспект лекций по курсу "Теоретические основы товароведе­ния"

 

Задание 1. (для самостоятельной работы). Ознакомиться с теоретическими сведениями

Классификация состоит в распределении товаров по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим. Высшие ступени классифи­кации характеризуются терминами "Раздел", "Класс", средние - "Группа", "Вид" Применяют также вспомогательные термины - "Подраздел", "Подкласс", "Подгруппа", "Подвид".

В основу распределения товаров по ступеням классификации поло­жены характерные общие признаки. Для непродовольственных товаров такими признаками являются назначение, исходный материал, способ производства, особенности конструкции, половозрастное деление, сезонность использования, вид изделия, размерные показатели, фасон, отделка и др.

Продовольственные товары классифицируют по происхождению пли основному сырью, сходству химического состава и использованию

Классифицируют товары иерархическим и фасетным методами, возможно сочетание этих методов.

Иерархический метод классификации - последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группи­ровки

Фасетный метод классификации - параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

В зависимости от цели классификации используют учебные, готовые и экономико-статистические классификации. Для продовольствен­ных товаров применяют также биологическую классификацию.

Ассортиментом товаров называют набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или совокупности признаков.

Различают следующие виды ассортимента.

1. Промышленный (производственный) ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемый той или иной отраслью промышленности или промышленностью в целом.

2. Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговых предприятиях.

3. Простой ассортимент - ассортимент товаров, представленный та­кими их видами, которые классифицируются по ограниченному числу признаков.

4. Сложный ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими их видами, которые классифицируются по большому числу приз­наков

5. Групповой ассортимент (укрупненным ассортимент) - ассорти­мент товаров, объединенных по общим признакам в совокупности, начи­ная от класса и кончая видом.

6. Развернутый ассортимент (детализированный ассортимент) - ас­сортимент товаров, выделенных по частным признакам.

7. Рациональный ассортимент - ассортимент, позволяющий всесторонне и полно удовлетворить по одному или совокупности показателен комплекс разумных потребностей, сформировавшихся на данный мо­мент.

8. Оптимальный ассортимент - рациональный ассортимент, обеспе­чивающий при минимальных общественных затратах на его производ­ство и формирование, максимальный полезный эффект у потребителей.

9. Видовой ассортимент - набор товаров, представленный их вида­ми

Товарный ассортимент характеризуется различными параметрами и соответствующими им показателями Основными параметрами, по кото­рым осуществляется анализ и оценка товарного ассортимента магазина, являются.

1. Широта ассортимента - количественный состав набора товаров выделенного по определенному признаку и представленного в пиле клас­сификационной группировки.

2 Полпота ассортимента (глубина ассортимента) - количественный состав набора товаров, выделенных по комплексу частных признаков.

3. Структура ассортимента - процентное соотношение совокупно­стей товара в наборе, выделенных по определенному признаку.

4. Устойчивость ассортимента - степень колебания численности на­бора товаров.

5. Обновляемость ассортимента - интенсивность пополнения набора новыми товарами и изъятия из него устаревших товаров.

 

Задание 2. (для самостоятельной работы). Провести классификацию различных групп продовольственных и непродовольственных товаров по фасетному методу.

По всей совокупности набора товаров выделить независимые и со­подчиненные товарные признаки и дать их обоснование (в качестве неза­висимых признаков могут применяться конкретные характеристики по­требительских свойств товаров), произвести группировку товаров из рас­сматриваемого набора по одному, двум и, наконец, трем независимым признакам.

Оформление результатов: в тетради дать графическую схему разра­ботанного в задании фасета товаров с указанием независимых и соподчи­ненных признаков их классификации.

 

Задание 3. (для самостоятельной работы). Составить классификации по такому виду обуви как ботинки по следующим группировкам: на подошве кожаной, из пористой резины, из полиуретана; на шнурках, резинках, застежке-молнии; с верхом из юфте­вой кожи и хромовой кожи, из синтетических материалов.

Результаты оформить в виде следующей таблицы:

Таблица 1. Классификация обуви

№п/п Вид товара Признаки Фасеты

 

Задание 4. Рассчитать коэффициент широты ассортимента определенного вида

товара.

Задание 4а. В магазинах реализовывались стационарные телевизоры цветного и черно белого изображения с размером экрана 61, 51, 40 см. Классификация выпускаемых в стране телевизоров приведена ниже:

Таблица 2. Классификация телевизоров по характеру изображения, конструкции, размеру экрана

№ пп Вид товара Признаки Группировки
1. телевизоры характер изобра­жения черно-белый, цветной
2. телевизоры конструкция стационарный, переносной
3. телевизоры размер экрана 67, 61, 50\51, 40\42, 31\32, 23\26, 16

 

Каков показатель широты по каждому из признаков. Работу оформить в форме таблицы:

Таблица 3. Широта ассортимента телевизоров

Фактическая широта по признакам (число вариантов) Базовая широ­та по призна­кам Коэффициент широты по признакам
характер изображения (признак №1) конструкция (признак №2) размер экрана (признак №3) №1 №2 №3 №1 №2 №3
                 

 

Задание 4б. Сопоставить широту ассортимента швейных изделий в трех мати­цах, рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню, фактическая широта (Шф) представлена в таблице

Таблица 4. Показатели широты ассортимента магазинов

№ пп Виды изделий Широта Широта ассортимента
базовая Магазин 1 Магазин 2 Магазин 3
Шб Шф Кш Шф Кш Шф Кш
  костюмы мужские модель (фасон) размер              
             
  Брюки мужские Волокнистый состав              
модель              
размер              

Задание 4 в.

В двух специализированных магазинах "Сыры" и в трех смешанных магазинах в продаже были сыры следующих наимено­ваний

Таблица 5. Торговый ассортимент сыров

№ магазина Тип магазина Наименование сыров
№ 1 Специализированный Швейцарский, Голландский, Костромской, Литовский, Российский, Чеддер, Пикант­ный, Ярославский
№2   Специализированный Алтайский, Голландский, Пошехонский, Чеддер, Латвийский
№3 Смешанный продмаг Вырусский, Российский, Костромской
№4 Смешанный продмаг Ярославский, Латвийский
№5 Смешанный продмаг Российский

Ниже представлена классификация сыров, выпускаемая заводами

Таблица 6. Производственный ассортимент сыров, выпускаемый заводами

№ п\п Тип сыра Признак Наименование сыра  
  Швейцарский Прессуемые с высокой температу­рой второго нагре­вания Швейцарский, Алтайский
  Голландский Прессуемые с низ­кой температурой второго нагревания Голландский, Костромской, Степной, Ярославский, Углич­ский, Литовский
  Чеддер То же с чеддеризацией сырной массы Чеддер, Российский, Атлет
  Латвийский Самопрессующиеся с низкой температурой второго нагревания и созревающие с сырной слизью Латвийский, Пикантный

Каков показатель широты по каждому типу сыра? Работу оформить по следующей форме:

Таблица 6. Показатели широты ассортимента сыров

№ пп Тип сыра Фактическая широта (Шф) по типам сыра Коэффициент широты (Kш) по типам сыра
1. Швейцарский    
2. Голландский    
3. Чеддер    
4. Латвийский    

Задание 5.

Рассчитать коэффициент полноты ассортимента

Задание 5а.

Рассчитать коэффициент полноты ассортимента по следующим данным:

а) В магазинах реализовано 10 моделей телевизоров при плане (согласно договору поставки) 20,

б) в стране выпускается 17 тысяч наименований игрушек, тогда как -100 тысяч наименований;

в) в продаже в течение месяца находилось 3 модели женских сапог, тогда как ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.

Результаты представьте по следующей форме.

Таблица 7. Коэффициенты полноты ассортимента

Вид товара Фактическая полнота (число разновидно­сти) Базовая полнота Коэффициент пол­ноты
телевизоры      
игрушки      
обувь      



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 3528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.