Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение национального стандарта подтверждается зна­ком соответствия национальному стандарту




Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) мес­та происхождения продукции, осуществления процессов производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продав­цами, приобретателями.

В целях настоящей статьи под опубликованием националь­ного стандарта национальным органом по стандартизации пони­мается опубликование национального стандарта на русском язы­ке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

4. В состав технических комитетов по стандартизации на па­ритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общест­венных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стан­дартизации. Заседания технических комитетов по стандартиза­ции являются открытыми.

 

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (как уже отмечалось в его качестве определено Федеральное агентст­во по техническому регулированию и метрологии) выполняет научно-техническую, организационную и представительскую функции. В рамках научно-технической функции основной задачей национального органа по стандартизации является обеспечение соответствия на­циональной системы стандартизации интересам национальной эко­номики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу.

Организационная функция Федерального агентства по техниче­скому регулированию и метрологии реализуется созданием и коор­динацией деятельности технических комитетов по стандартизации и последовательным выполнением мер по созданию национальных стандартов и их внедрению в практику:

- принятие программы разработки национальных стандартов;

- организация экспертизы национальных стандартов;

- утверждение национальных стандартов;

- организация опубликования и распространения национальных стандартов;

- учет документов в области стандартизации и обеспечение их доступности;

- утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам.

Представительская функция национального органа по стандарти­зации заключается в разработке международных стандартов и в рабо­те международных организаций, осуществляющих деятельность в об­ласти стандартизации.

2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Феде­рального закона РФ «О техническом регулировании» Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии определено органом, уполномоченным исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федераль­ными законами, указами Президента Российской Федерации, поста­новлениями Правительства Российской Федерации, а также «Поло­жением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

3. Настоящий закон не регламентирует принадлежность какому-либо ведомству печатного издания, в котором может быть осуществле­но опубликование национального стандарта. В совокупности с требо­ванием о публикации стандарта в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме это создает предпосылки для беспрепятственного ознакомления с национальными стандартами всех заинтересованных лиц.

4. Важнейшими инстанциями на пути прохождения проекта на­ционального стандарта, предусмотренных законом этапов его разра­ботки, являются технические комитеты по стандартизации. В этих технических комитетах осуществляется экспертиза проектов нацио­нальных стандартов, оказывающая решающее влияние на решение Федерального агентства по техническому регулированию и метроло­гии об утверждении или отклонении проекта национального стандар­та. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стан­дартизации утверждает Федеральное агентство по техническому ре­гулированию и метрологии. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

 

Статья 15. Национальные стандарты, общероссийские класси­фикаторы технико-экономической и социальной информации

 

1. Национальные стандарты и общероссийские классификато­ры технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

2. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, ус­тановленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекоменда­циями в этой области.

3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классифика­торы) — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и яв­ляющиеся обязательными для применения при создании госу­дарственных информационных систем и информационных ре­сурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально эко­номической области (в том числе в области прогнозирования, ста­тистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании ин­формационных систем и информационных ресурсов) устанав­ливается Правительством Российской Федерации.

 

1. Согласно ст. 13 настоящего закона национальной системой стандартизации (бывшее название Государственная система стан­дартизации Российской Федерации — ГСС РФ; эта аббревиатура по­ка не изменена) является совокупность документов, в которую входят три вида документов в области стандартизации: национальные стан­дарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классифи­кации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Как самостоятельная структура, ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности Российской Федерации. Правовой основой ГСС является техническое законодательство. Оно представляет совокупность законов Россий­ской Федерации (прежде всего это законы Российской Федерации «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измере­ний»), подзаконных актов по стандартизации (постановлений Прави­тельства Российской Федерации, приказов федеральных органов ис­полнительной власти), применяемых для государственного регулиро­вания качества продукции, работ и услуг. В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам од­нородной продукции и услуг в целях обеспечения их безопасности для людей и окружающей среды. В целом законодательная база ГСС находится только в стадии становления. В ряде промышленно разви­тых стран национальные системы стандартизации базируются на хо­рошо развитом техническом законодательстве. 220

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок разра­ботки национальных стандартов, которые утверждаются Федераль­ным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В данном законе отмечено, что национальный стандарт применя­ется на добровольной основе равным образом и в равной мере неза­висимо от страны и (или) места происхождения продукции, осущест­вления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Принципиально важным является в этой статье положение о том, что применение национального стандарта, т. е. соответствие характе­ристик продукции требованиям стандарта, подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Постановлением от 27 июня 2003 г. № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации» Федеральное агентство по тех­ническому регулированию и метрологии заменило понятия «государ­ственный стандарт» и «межгосударственный стандарт» на термин «национальный стандарт». Там же указано:

А. Со дня вступления в силу Федерального закона РФ «О техниче­ском регулировании»:

• признать национальными стандартами действующие государ­ственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации;

• впредь до вступления в силу соответствующих технических регла­ментов осуществлять применение действующих государственных и меж­государственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законода­тельства Российской Федерации о техническом регулировании.

Б. Признать целесообразным до вступления в силу вновь разрабо­танных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандар­тизации сохранить для действующих государственных и межгосудар­ственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р», предусмотренные стан­дартом ГОСТ 1.5-2001 ГСИ. Межгосударственная система стандар­тизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к по­строению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению и ГОСТ Р 1.5-92 ГСИ. Государственная система стандартизации Рос­сийской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Постановлением Федерального агентства по техническому ре­гулированию и метрологии от 2 сентября 2003 г. № 100 определено, что до введения в действие основополагающих стандартов нацио­нальной системы стандартизации Российской Федерации разработ­ку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опуб­ликование национальных стандартов Российской Федерации, вне­сения в них изменений и отмену следует осуществлять в соответст­вии с требованиями ГОСТ Р 1.2-92 ГСИ. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки госу­дарственных стандартов, ГОСТ Р 1.5-92 ГСИ. Государственная сис­тема стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов и ПР 50-74-94 «Правила по стандартизации. Подготовка проектов государственных (теперь национальных — ред.) стандартов Рос­сийской Федерации и проектов изменений к ним для принятия, го­сударственной регистрации и издания».

Обозначение национального стандарта Российской Федерации состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. При вхождении нацио­нального стандарта в комплекс стандартов в его регистрационном номере первые цифры с точкой определяют код системы. Далее структура обозначения включает номер классификационной группы и порядковый номер регистрации стандарта.

Пример обозначения национального стандарта Российской Феде­рации: ГОСТ Р 2.41-99, где 2 — комплекс стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); 4 — код классификационной группы; 1 — разработан первым по порядку; 99 — утвержден в 1999 г.

Обозначение национального стандарта Российской Федерации, оформленного на основе применения аутентичного текста междуна­родного (или регионального) стандарта, состоит из индекса (ГОСТ Р), обозначения соответствующего международного стандарта и от­деленных двоеточием года утверждения, который пишется полностью.

Пример обозначения: национальный стандарт Российской Феде­рации, оформленный на основе перевода стандарта ISO 9591:1999, имеет обозначение ГОСТ Р ИСО 9591-99.

3. В комментариях к ст. 11 отмечалось, что классификаторы представляют собой документы, направленные на решение задач стандартизации. Они являются составной частью национальной сис­темы стандартизации. На основе классификаторов может осуществ­ляться кодификация знаний в различных областях науки и техники.

В Российской Федерации создана Единая система классификации технико-экономической и социальной информации, в состав которой входят общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, нормативные и методические документы по" их разработке, ведению и применению. Единая система классифика­ции технико-экономической и социальной информации — совокуп­ность правил, определяющих распределение объектов по классам (классификационным группам) на основании общих признаков, при­сущих объектам данного рода и отличающих их от других.

Для стандартизации важное значение имеет международная ин­формационная система в области стандартизации. Ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран играет Международная организация по стандартизации, в частности. Комитет по информационным системам и услугам (ИН-ФКО). В компетенцию ИНФКО входят: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических рег­ламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разра­ботке политики по гармонизации стандартов (гармонизация стандар­та — приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции и услуг, взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах) и другим указанным выше вопросам; контроль и руко­водство деятельностью Информационной сети ИСО.

В информационном обеспечении большую роль играет Между­народный классификатор по стандартизации, служащий основой для подготовки национальных указателей стандартов.

 

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

 

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов за­интересованным лицам для ознакомления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.