КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 34. Общественно-педагогические взгляды Е.И. Конради
Евгения Ивановна Конради (1838—1898) известная писательница-публицист, участница борьбы передовых русских людей за равноправие женщин, за высшее женское образование, уделила в своих произведениях большое внимание вопросам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общественно-педагогические взгляды Е. И. Конради были проникнуты демократизмом, гуманизмом, активным патриотическим стремлением перестроить систему воспитания н образования молодого поколения, в частности систему семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста. Первая статья Конради по дошкольному воспитанию называлась «Что такое детские сады и при каких условиях может быть прок от них». В ней писательница вскрыла философско-идеалистические и националистические основы учения Фребеля о воспитании детей. Конради показала, что фребелевская система дошкольного воспитания отличается чрезмерным дидактизмом, строгой формальной систематизацией игр и занятий, убивающей самодеятельность ребенка. Разобрав систему дошкольного воспитания Фребеля, Е. И. Конради сделала такие выводы: 1) «система дошкольного воспитания Фребеля безусловно и в том виде, как он ее излагает, вполне принята.быть не может»; 2) идея детского сада заслуживает внимания и практического осуществления в России. В работе с детьми воспитательница должна отдавать преимущество элементарным знаниям из естествознания, разностороннее и самое плодотворное влияние которых на развитие ума, чувства, памяти, фантазии не в состоянии заменить ни изучение языков, ни упражнения в сочетании чисел и геометрических фигур; 3) воспитательницами русских детских садов должны быть русские, серьезно и многосторонне образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи и указания опытных людей и применять свои методы и приемы воспитательно-образовательной работы с детьми.
В 1868 г. Конради выступила также с критикой отдельных статей журнала «Детский сад», в которых она находила яркие проявления «педагогической дрессуры» детей, «новых усовершенствований воспитательной машины» (естественные наказания, поучительные подвижные игры, фребелевские ручные работы и т. д.). Центральным вопросом педагогики Конради считала определение цели воспитания и образования детей. Она указывала, что абстрактный идеал воспитания человека, выдвинутый Н. И. Пироговым, лишен социального содержания, что требование гармонического развития личности ребенка весьма неопределенно. Исходя из учения русских революционных демократов об общественных задачах воспитания, Конради доказывала, что решающую роль в определении цели воспитания играют общественные требования и интересы.Е. И. Конради чрезвычайно наглядно показала, как в разные периоды развития общества менялось понятие нравственного человека, как в условиях современной ей буржуазно-монархической России угнеталась личность человека, как эти условия принуждают людей жить в антагонизме с обществом. Конради считала, что полное сочетание общественных требований и индивидуальных стремлений личности —дело будущего,.когда общество будет заинтересовано в полноценном, всестороннем развитии личности, а стеснения и ограничения, налагаемые обществом на эгоистические стремления индивида, будут способствовать развитию его социальных качеств. Е. И. Конради правильно указывала, что современная ей общественная жизнь, а также система воспитания детей в семье и образовательных учреждениях не способствуют расцвету сил и способностей детей, формированию у них качеств, необходимых для блага общества. Она выступила как. против принудительной, авторитарной системы воспитания, так и против новых методов игр и занятий, которые обезличивали, механизировали личность детей, а также- против «свободного воспитания».
Основу педагогической теории Е. И. Конради составляет внимательное, любовное отношение родителей и воспитателей к детям, учет их индивидуальных особенностей, а также самостоятельных проявлений детьми своих мыслей, чувств, поступков: Роль родителей и воспитателей, по мнению Конради, заключается в том, чтобы, изучив особенности детей, направлять их к высоким и благородным целям, подготавливать к будущей деятельности на благо родины. Главное место в воспитании будущего полезного члена общества Е. И. Конради отводила нравственному воспитанию — воспитанию у детей нравственного сознания и чувства, которые заставляют в деятельности на благо других видеть собственное счастье. Большое внимание Е. И. Конради уделяла разработке вопросов умственного воспитания детей дошкольного возраста. Главной задачей умственного воспитания дошкольников, по ее мнению, является не просто накопление ими знаний, но и развитие их мыслительных способностей, привитие детям навыков и привычек к умственному труду, подготовка к школьному обучению. Возражая против преждевременного и формально систематизированного учения, которое еще не по силам детям дошкольного возраста, Конради подчеркивала в то же время важное значение самообучения детей. Дошкольники очень любознательны, любят задавать вопросы. Надо использовать это в целях их умственного развития и формирования интересов. Необходимо только уметь различать, чем вызваны детские вопросы, и отвечать лишь на те из них, которые действительно продиктованы любознательностью, а не стремлением детей поболтать со взрослыми, указывала Конради. Беседы, связанные с детскими вопросами, если они проводятся продуманно, могут стать одним из важных средств расширения кругозора детей, уточнения их знаний. Отвечать на детские вопросы — дело нелегкое, оно требует от воспитателя постоянной работы по. самообразованию. Конради придавала большое значение умственным занятиям, развивающим творческую инициативу детей. Игру Конради считала свободным видом детской деятельности, имеющим важное значение для всестороннего развития личности ребенка. Она обстоятельно критиковала строго систематизированные дидактические игры, проводившиеся по методическим разработкам А. С. Симонович и Е. Н. Водовозовой. Вместо ознакомления с действительными явлениями и предметами природы, разными видами человеческого труда в непосредственной жизни дети ограничиваются в имитационных играх простым подражанием тем или иным действиям, движениям людей.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |