Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты табачного дыма




Факторы, определяющие здоровье

Информационная часть

Выявление отношения к курению.

Цель данной части занятия – выявить осведомленность аудитории, ее отношение к курению, раскрыть проблему курения с различных сторон и подготовить слушателей для информаци­онной части занятия.

Для этого рекомендуется предложить слушателям ответить на ряд вопросов, представленных на слайде:

• Что для Вас означает «курение»?

• Где Вы обычно курите?

• Когда Вы чаще курите?

• Почему Вы курите?

• Как Вы относитесь к своему курению?

• Пытались ли Вы бросить курить?

Вопросы сформулированы таким образом, что при ответе на них не может быть неправильных ответов. Важно позволить слушателям свободно выразить свои мысли. Преподавателю рекомендуется дать возможность высказаться всем желающим поочередно по каждому вопросу. Если кто-то из слушателей не хочет выразить свое мнение, не нужно настаивать. Возможно, он поддержит беседу во время обсуждения следующего вопроса.

Использование метода «вопрос-ответ» позволяет вызвать заинтересованность аудитории, почувствовать себя равноценными участниками процесса обучения, к мнению которых прислушиваются.

Полученные ответы могут быть использованы в процессе проведения занятия.

К основным факторам, определяющим здоровье, относятся:

· общие социально-экономические и экологические условия (уровень развития производственной сферы, сельского хозяйства, образование, санитарно-гигиенические условия, обеспеченность жильем, экология и др.);

· биологические (пол, возраст, наследственность и др.);

· факторы образа жизни (питание, соблюдение режима труда и отдыха, наличие зависимостей, уровень гигиенических знаний и др.).

Из трех групп факторов определяющими являются факторы образа жизни, которые тесно связаны с личностью человека.

В России наблюдается «эпидемия» неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, онкологических, заболеваний органов дыхания. Причины этих заболеваний не выяснены, зато хорошо известны факторы, увеличивающие их риск в десятки раз. По мнению ученых, курение является ведущим поведенческим устранимым фактором риска большинства неинфекционных заболеваний.

При курении различают два потока: основной, который образуется в горящем конусе сигареты и в горячих зонах во время глубокого вдоха и попадает в дыхательные пути курильщика; и побочный, который образуется между затяжками и выделяется в окружающий воздух. Компоненты побочного потока попадают в дыхательные пути курильщика и окружающих.

Между основным и побочным потоками имеется и количественная, и качественная разница. Вне сомнения, в побочном потоке содержится компонентов в значительно меньшем количестве, чем в основном потоке. Но вследствие различий химических процессов (горение при «активном» курении и тление при «пассивном») в побочном потоке в больших количествах образуются аммиак, амины (в том числе аромати­ческие) и летучие канцерогенные нитрозамины. Содержание никотина в твердой фазе побочного потока иногда превышает его содержание в основном.

В табачном дыму содержится около 4000 компонентов. Часть из них обладает токсическим, часть – канцерогенным действием. Некоторые компоненты табачного дыма одновременно являются и токсинами, и канцерогенами. Из токсических веществ в табачном дыму содержатся окись углерода, ацетальдегид, окись азота, цианистый водород, аммиак, акролеин и др. Канце­рогенным действием обладают такие компоненты табачного дыма, как формальдегид, 2-нитропропан, гидразин, уретан, бензол, хлористый винил и другие.

Табачный дым состоит из парообразной и твердой фаз. Перечисленные токсические и канцерогенные вещества содержатся в виде взвешенных частиц в парообразной фазе табачного дыма. «Смолы» - твердая фаза табачного дыма. В них содержатся вещества, вызывающие развитие опухолей, как доброкачественных, так и злокаче­ственных.

Кроме того, в табачном дыму содержатся вещества, которые обладают так называемым органоспецифическим эффектом, вызывая рак определенных органов – пищевода, поджелудочной железы, почек, мочевого пузыря. Это нитрозамины, никель, кадмий, полоний – 210.

Нитрозаминыобразуются из никотина при реакции с компонентами воздуха.

Кадмий – тяжелый металл, который, кроме канцерогенного, обладает выраженным токсическим действием.

Радиоактивный полоний – 210, являясь мощным канцерогеном, адсорбируется в табачный дым из атмосферы. Он очень долго остается в организме, т.к. пе­риод его полураспада превышает 138 суток.

Окись углерода в организме курящего человека связывается с гемоглобином, образуя комплекс – карбоксигемоглобин. Он гораздо устойчивее оксигемоглобина. Карбоксигемоглобин цир­кулирует в крови, нарушая насыщение гемоглобина кислородом и его отдачу в ткани. Характерный для курящего человека серый оттенок кожных покровов –прояв­ление нарушения поступления кислорода в ткани.

Никотин вызывает повреждение эндотелиальных клеток, выстилающих изнутри крупные и мелкие сосуды, способствуя образованию тромбов. Никотин способствует развитию атеросклероза, усугубляя повыше­ние уровня холестерина в крови. Это приводит к поражению сосудов сердца, головного мозга, периферических артерий, аорты, и, в конечном итоге, – развитию ишемической болезни сердца, гипертонии, нарушениям мозгового кровообращения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.