Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Каковы важнейшие достижения культуры архаической Греции.




 

Каковы важнейшие достижения культуры архаической Греции?

2 В чем специфика полисной организации общества?

3 Охарактеризуйте полисную систему ценностей.

4 Раскройте значение цивилизации эллинизма.

 

Какие ценности древнеримской цивилизации, с вашей точки зрения, наиболее значимы и почему?

ЗАДАНИЯ

 

Оцените аргументы, содержащиеся в высказывании Ари­стотеля: «Во всех ремеслах... нужны бывают соответ­ствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие — одушевленны­ми... раб же является в известной степени одушевленной собственностью...

Если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам... если бы ткацкие челноки сами ткали... господам не нужны были бы рабы.

...Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации ра­бов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди дер­жатся прямо и не способны для выполнения подобного ро­да работ, зато они пригодны для политической жизни... од­ни люди по своей природе свободные, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо».

 

Сопоставьте следующие фрагменты источников, харак­теризующих демократию как форму политического ус­тройства. Сделайте необходимые выводы. «...Наш государственный строй не подражает чужим уч­реждениям; мы сами, скорее, служим образцом для неко­торых, чем подражаем другим. Называется этот строй де­мократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве... По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех, что же касается политического значения, то у нас в государствен­ной жизни им пользуются предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная поли­тическая партия, но в зависимости от его доблести, стя­жающей ему добрую славу в том или другом деле: рав­ным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может ока­зать какую-нибудь услугу государству» (Фукидид). «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в граж­данских правах и в замещении государственных должно­стей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию» (Платон).

 

Какие выводы можно сделать из анализа надписей на домах в Помпеях, заменявших ежедневную прессу о по­литической жизни в этом городе (не позднее 79 г. н. э.)? «Сделайте Пансу эдилом1, прошу вас. Он достоин этого». «Все золотых дел мастера призывают избрать эдилом Гая Куспия Пансу».

 

Проанализируйте фрагмент из книги Цицерона «Об обя­занностях» и сделайте все возможные выводы из него. «...Первая задача справедливости — в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием, затем в том, чтобы пользоваться обще­ственной собственностью как общественной, а частной — как своей. Ведь частной собственности не бывает от при-

Эдйл — городской магистрат; в его обязанности входили надзор за строи­тельством, состоянием улиц, храмов и рынков, раздача хлеба, проведение об­щественных игр и охрана государственной казны (здесь: служащий магист­рата).

роды. Она возникает либо на основании давнейшей окку­пации, например, если люди некогда пришли на свобод­ные земли, либо в силу победы, например, если землей завладели посредством войны, либо на основании закона, соглашения, условия, жребия...

Ввиду этого,— так как частная собственность каждого из нас образуется из того, что от природы было общим,— пусть каждый владеет тем, что ему досталось; если кто- нибудь другой посягнет на что-нибудь из этого, он нару­шит права человеческого общества».

 

При раскопках в Греции в Платеях обнаружен следу­ющий документ, относящийся к 301 г. до н. э.

Масштабы цен на рынках:

Вид продукции Мера Цена в динариях
Рожь 1 модий (8,75 л)  
Пшеница, ячмень —» —  
Вино 1секстарий (0,55 л)  
Оливковое масло —» — 12—40
Соль 1 модий  
Свинина, баранина 1 фунт  
Говядина —»—  
Гусь откормленный 1 шт.  
Цыплята 1 пара  
Рыба речная 1 фунт  
Рыба морская —»—  
Чеснок 10 шт.  
Лук 1 модий  
Яйца 4 шт.  
Яблоки, груши 10 шт.  
Финики 8 шт.  

 

Какие выводы можно сделать на основе анализа этого до­кумента? Как соотносились между собой цены на разные продукты?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«В отношении древности можно сказать то же, что и в отношении предков: народы гордятся пер­вой, отдельные лица — последними». К. KOJITOH (1780—1832), английский мыслитель и

проповедник.


«В старой Греции денежной мерой Слиток золота был — талант». ОЛЖАС СУЛЕЙМЕНОВ, казахский современный

поэт.

«Рим, даже будучи разрушенным, учит». ЮБЕР РОБЕР (1733—1808), французский

живописец.

§ 5 Древние мыслители о мире и человеке

Верили ли древние греки в существование кен­тавров? О чем рассказывают древнеиндийские Веды? Кого древние китайцы считали «благород­ным мужем»? Хотели бы мы жить в идеальном государстве Платона?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Особенности мифологического сознания, ценности

Запада и Востока.

Люди издавна пытались объяснить существование общест­ва. Как оно появилось? Почему возникли группы, занимающие разное социальное положение? В каком направлении меняется общественная жизнь? Надо ли содействовать этим переменам? В разные исторические эпохи люди давали неодинаковые отве­ты на эти и подобные им вопросы. На ранней стадии общест­венного развития основным способом понимания мира была ми­фология (от греч. mythos — предание, сказание).

МИФЫ ДРЕВНОСТИ

Мифы существовали у всех народов и охватывали широ- кии круг тем: происхождение мира, рождение и смерть челове­ка, возникновение ремесел, появление обособленных социаль­ных групп и др. Так, происхождение мира в мифах часто связывается либо с его творением каким-либо высшим сущест­вом, либо с развитием из некоего исходного состояния, где пер­воначала мироздания еще смешанны, неопределенны. В древне­китайских мифах присутствовали оба таких сюжета. В одном из мифов прародительницей мира считается Нюй-ва — получе­ловек-полузмея: она создала людей и все вещи. В другом ска­зании образом исходного состояния мира выступает яйцо, в нем земля и небо еще слиты воедино.

Действующими лицами мифов, как вы знаете из курса ис­тории, являются боги, герои, люди, а также фантастические су­щества (часто это полулюди-полуживотные, как уже упомяну­тая Нюй-ва в древнекитайской мифологии или кентавр — получеловек-полуконь в древнегреческой мифологии). Включе­ние в повествование таких существ побуждало людей более по­здних эпох считать, что миф — это разновидность некоей вол­шебной сказки. Но для людей ранней стадии общественного развития миф был вполне реален и правдив, в подлинности опи­санных в нем событий никто не сомневался. Людям тех дале­ких времен было свойственно особое сознание, которое исследо­ватели в дальнейшем назвали мифологическим, потому что именно в мифах его черты проявились особенно полно. Напри­мер, само появление смешанных типов (полулюдей-полуживот­ных) свидетельствует о том, что человек еще не отделил себя полностью от природного мира. Об этом же говорит и очелове­чивание неживой природы. Так, месяц (луна) в австралийс­ких мифах представляется мужчиной одного из влиятельных племен, солнце же — это девушка, поднявшаяся по дереву на небо.

Миф всегда рассказывает о чем-то конкретном, но это ча­сто приобретает значение символа. К примеру, известный вам из курса истории древнеегипетский миф об Осирисе — умираю­щем и воскресающем боге — символизирует циклы природы. Уже имеющиеся в обществе блага (использование огня, ремес­ло, землепашество) объясняются действиями какого-либо героя (вспомните, кто из героев древнегреческих мифов подарил лю­дям огонь, кто обучил их ремеслам).

Таким образом, в мифологии выражалась насущная потреб­ность человека в осмыслении себя самого и окружающего ми­ра. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и бу­дущим, обеспечивалась духовная связь поколений.

Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бы­тия искали религия и философия. Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали цивилизациями, где появились религи- озно-философские картины мира, оказавшие влияние на миро­воззрение многих поколений людей.

ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА

Первым источником философской мудрости в Древней Ин­дии стала так называемая ведическая литература («ве­да» — знание) — обширный набор текстов, которые составля­лись в течение девяти столетий (1500—600 гг. до н. э.). Почему рассвет прогоняет тьму, день сменяется ночью, рождается и уми­рает человек? Потому что действует универсальный космичес­кий порядок, которому подчинено все. Так считали древние мыс­лители. В одном из ведических гимнов говорится от том, что вначале было «нечто одно», нерасчлененное, аморфное, обладав­шее единственным свойством — дыханием. «Кроме этого, ниче­го другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою...» Начало творению положило жертвоприношение. Как свидетель­ствуют Веды, космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ. Итак, «у всего сущего и у всех богов одно начало — жертвоприноше­ние». Действительно, Солнце дарит свое тепло и свет, чтобы могли жить все существа на Земле, мать жертвует силы и здо­ровье для воспитания своих детей, дождь отдает свою влагу полям, а человек свои знания — людям.

Многообразный мир Вселенной заполнен людьми и духа­ми. Они населяют не только Землю, но и многочисленные кос­мические миры, Солнце, звезды. Люди со своим сложным об­щественным устройством, животные, растения, реки и ручьи, снег и ветер — все имеет живую бессмертную душу, поэтому можно умолять гору, просить прощения у дерева, приказывать облакам.

Таким образом, для древних индийцев зависимость и вза­имосвязанность жизни Человека, Земли и Космоса были оче­видны.

МИР ЛЮДЕЙ

Какое же место отводится людям в многообразном мире су­щего? Первые, высшие ступени сущего занимает мир богов — пространство, где процветает райская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура которого отражает космиче­скую иерархию. Выше всех стоят брахманы — мудрецы, толко­ватели Вед. Их положение символизирует белый цвет благости и святости. За ними идут кшатрии — воины, правители. Их Цвет красный — цвет власти и страстей. Третью ступень зани­мают вайшья — класс земледельцев и скотоводов. Желтый цвет их варны олицетворяют умеренность и трудолюбие. На низшей ступени социальной лестницы стоят судры — слуги с черным цветом варны, означающим невежество.

За миром богов и людей располагаются демоны, духи, оби­татели многочисленных адов. Все они не имеют никакого вы­бора и полностью зависят от условий жизни, в которые попа­ли. Таким образом, человек занимает среднее, но не центральное положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и опуститься до адской жизни.

Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния — Кар­ме. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело избирает душа? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы дает закон Кармы. Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей мо­ралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в буду­щей жизни родиться членом низшей касты или даже живот­ным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя уда­ры тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни.

Можно ли изменить неблагоприятную Карму или освобо­диться от нее? Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований. Самый надежный путь к этому — путь аскета-отшельника. «Пересекая поток су­ществования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и ста­рости».

В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н. э., раскрывается тот путь, который должен привести к преодо­лению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюде­нии предписаний нравственности — пяти буддийских запове­дей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздер­живаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими на­питками.

Одним из способов освобождения души является йога (со­единение, связь). Для овладения комплексом практических ме­тодов в системе йоги требуются выдержка, упорство, дисципли­на, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка. Цели основных этапов этой тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентра­ция мысли, медитация (созерцание), освобождение души от те­лесной оболочки.

Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности или поразить воображение людей, а в том, чтобы достичь такого состояния, которое помогает освобождению души от пут Кармы. Столь обо­стренное внимание к психическим и нравственным возможнос­тям человека во многом определяет сегодняшний интерес к древ­неиндийской восточной традиции.

МУДРЕЦЫ ДАОСКОЙ ШКОЛЫ

По представлениям древних китайцев, человек, объединя­ющий темное и светлое, мужское и женское, активное и пас­сивное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: Инь (темное начало, пассивное ожидание) и Ян (нечто активное, освещаю­щее путь познания). Такое положение определяет и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, Сына Неба, небесная благодать нисходит на зем­лю и распространяется повсюду. Человек не царь вселенной, не покоритель природы. Лучшее поведение для человека — это сле­дование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Человек тысячами нитей связан с при­родой, а также с сообществом людей, он как бы растворяется в этом едином целом.

Данные положения развивали сторонники даосизма («уче­ния о пути») — одного из важнейших направлений древнеки­тайской философии. Ее центральным понятием является дао — путь. Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Главное — следовать установленно­му миропорядку, соответствующему дао. «Мир — это священ­ный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хо­чет манипулировать им, уничтожит его». Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное со­зерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоми­нающих йогу.

КОНФУЦИАНСТВО

Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательную пассивность человека, растворенного в некоей всеобщности, в Древнем Китае появились учения, в центре ко­торых была личность не для себя, но для общества. Это преж­де всего относится к философской школе Конфуция (551—479 гг.

до н. э.) и его последователей. Уже в молодости он стал препо­давателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с ко­торыми и сохранились его мысли.

В конфуцианстве возник идеал «благородного мужа», ко­торый «разбирается в том, что есть исправное, равно как ма­лые люди разбираются в том, что выгодно». Гуманность, мило­сердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В своей повседневной жизни им следует руководствоваться оп­ределенными правилами: помогать другим достичь того, к че­му стремишься сам, не делать другим того, чего не желаешь се­бе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли), нормам, включающим этикет. «Если бла­городный муж точен и не растрачивает времени, если он веж­лив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырь­мя морями являются его братьями»,— говорил Конфуций.

Отождествляя общество с государством, Конфуций уделил большое внимание и вопросам «правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться государст­во, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства фило­софов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство — это одна большая семья, где государь — и «Сын Неба», и «отец и мать народа». Отношения в этой семье должны регулировать­ся не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как госу­дарственная идеология.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что в целом в древ­невосточной философии еще не было представлений о человеке как личности, отделенной от Космоса. Высшей ценностью счи­тался не индивид, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Человек должен подчиняться установленному по­рядку. В то же время господство всеобщности не исключало за­рождения новых принципов отношений между людьми: гума­низма, добра, милосердия.

ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, об общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур — их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления соседствует со стремлением использовать стро­гие понятия и логические умозаключения, космологические сю­жеты постепенно уступают место человеческим проблемам.

Рассмотрим более обстоятельно взгляды Платона и Ари^ тотеля на общественное устройство.

Платон (427—347 гг. до н. э.) пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в органи­зации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пи­ще, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется го­сударством. Оно обеспечивает защиту населения и своих терри­торий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Как сделать это общество справедливым?

Платон нарисовал идеал справедливого государства, кото­рым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоко­нравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Пла­тон считал справедливость. Руководствуясь справедливостью, го­сударство решает самые важные задачи: защиты людей, обеспе­чения их материальными благами, создания условий для их творческой деятельности и духовного развития. Платон подраз­делил людей на три группы: к первой относятся те, у кого пре­обладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их он называл мудрецами. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Тех же, кто отли­чается храбростью, мужеством, чувством долга, Платон относил ко второй группе — воинам и «стражам», которые призваны за­ботиться о безопасности государства. И наконец, есть люди, при­званные заниматься физическим трудом,— это крестьяне и ре­месленники. Они производят необходимые материальные блага.

В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ра­ди человека, а человек живет ради государства. Здесь еще сли­ты понятия общества и государства.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) стал величайшим ученым древности. Он считался основоположником многих наук, в том числе и наук об обществе. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния.

К основным задачам государства философ относил недопу­щение чрезмерного роста политической власти личности, пре­дотвращение излишнего накопления имущества гражданами, удержание в повиновении рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспи­тать в себе многие добродетели, они рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других.

В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государ­ство обладало широкими правами по отношению к человеку, во­прос же о правах человека по отношению к государству вооб­ще не ставился.

Основные понятия

Мифологическое сознание. Закон воздаяния. Карма. Дао­сизм. Конфуцианство.

Термины

Мифология. Ведическая литература. Дао.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.