Именно новое понимание света, цвета и колори- та помогло П. П. Чистякову выработать свою ху- дожественно-педагогическую систему и методику обучения живописи. От утверждал, что в Академии художеств в натурном классе ученики изучают ри- сунок и лепку, а не колорит, что русская школа живописи не существует, что русские пишут грязно и черно. А в письме Третьякову в 1875 г. он зая- вил, что искусства живописи в России нет, но бу- дет. О какой живописи мечтал П. П. Чистяков? Ответ на этот вопрос дает его педагогическая практика. Он подготовил известных всему миру художников-колористов: В. И. Сурикова, В. А. Се- рова, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и многих др. П. П. Чистяков учил: «...Изображай совершающееся, как оно существует в натуре и как действует на наш глаз, на душу в момент,—это
и есть полное, изящное, высокое искусство»'. В. А. Суриков писал, что он в живописи изучал только колоритную сторону, а П. П. Чистяков раз- вивал его и указал путь истинного колорита. Чи- стяковское «чувствовать, знать и уметь — полное искусство» сродни сезанновскому «передавать в со- вершенстве то, что чувствуешь — в этом вся суть». Сезанн стремился теоретически обосновать резуль- таты своих опытов.
Известен рассказ о том, как работал В. А. Се- ров. Он всматривался в модель, выискивал в нату- ре самое характерное, а затем в течение 10—15 ми- нут работал на холсте. К натуре он обращался только тогда, когда нужно было что-то уточнить. К этому следует добавить, что во время учебы у П. П. Чистякова практиковалось писание натурных постановок, когда натура находилась в одной ком- нате, а работали в другой. К натуре обращались за справками. Это отучало от пассивного, прото- кольного списывания натуры, приучало к выработке суждения о ней на основе зрительного восприятия.
Думается, что при разговоре о системе П. П. Чи- стякова нельзя забывать и такое обстоятельство, что если бы он открыто, да еще и письменно, зая- вил, что предмет цвета не имеет и что это — осно- ва обучения живописи, ему пришлось бы уйти из академии, ибо это противоречило академическому методу обучения и всему духу академии того времени.
1Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспомина- ния—М., 1953.—С. 307.
Глава пятая
Когда речь идет о живописи, то нет более обще- известного, понятного и часто употребляемого тер- мина чем колорит. Но понятным он кажется только на первый взгляд. Достаточно познакомиться с несколькими критическими статьями, где речь идет о живописи, с выступлениями художников, как сразу становится ясным, что каждый автор толкует его по-своему. Размышляя о колорите, народный художник СССР С. А. Чуйков сетует, что не одни теоретики толкуют колорит элементарно и непра- вильно, что это имеет отношение и к художникам.
Характерны в этом отношении слова народного художника СССР Е. А. Кибрика (1906—1978), где он говорит о годах учебы: «Как построить коло- рит?— Я вообще не понимал, что означает этот термин, и только долгое время спустя наткнулся у Джеймса Уистлера на идеальное определение того, что такое колорит: «композиция цвета». Даже такой большой мастер, как Кузьма Сергеевич Пет- ров-Водкин, в Ленинградской Академии художеств, туманно толковал о «цветосиле» и «светосиле», не сумев объяснить, что это означает» 1. И тут же вспоминается И. Н. Крамской, который говорил: «Чем дальше, тем больше я вижу, что собственно о колорите я не имел ни малейшего понятия»2.
Устно и печатно ратовал за настоящую реали- стическую живопись Н. П. Крымов. Но в своих статьях он ни разу не употреблял слово «колорит», по-видимому, считая его неясным и трудно подда- ющимся определению.
Нельзя сказать, что вопросам колорита у нас не уделяется внимания. Достаточно перечислить такие издания, как «Колорит в живописи» Г. Ше-
1Кибрик Е. А. Всегда открытие//Новый мир.— 1980.— № 1.—С. 199.
2Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка.— М.; Л., 1949.—С. 13.
Художник видит природу иначе, чем простые смертные, потому что его возбужденное чувство под внешним покровом воспринимает внутреннюю правду. Огюст Роден (1840—1917)
галя (1957), исследование теории колорита в кни- ге Н. Волкова «Цвет в живописи» (1965), «Замет- ки художника» С. Чуйкова (1967), «О колорите» С. Алексеева (1974). Следует отдать должное изда- тельству «Просвещение», которое за последние годы выпустило в свет ряд учебных пособий по жи- вописи. Среди них, на наш взгляд, наиболее пол- ным является пособие «Живопись и ее изобрази- тельные средства» (1977) автора Г. В. Беды. Вопросам колорита посвящено и издание «Живо- пись. Вопросы колорита» (1980) автора А. А. Ун- ковского. Но во всех этих изданиях теория цвета и колорита не получила должного завершения. После прочтения этих книг остается чувство не- удовлетворенности, как будто в изложении чего-то недостает и хочется спросить: «Так все же — что такое колорит?».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление