Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рождение нового мира — потоп




Однако живой организм должен по законам всего живого выполнить свою основную функцию — продолжить жизнь, породить себе подобное. И если мифический остров — это «священный эмбрион вселенной» со своей пуповиной-Древом, то должен иметь место и последующий акт его рождения, мыслимый по аналогии с рождением живого существа. «Подобно тому как зародыш является продолжением пупа, так и бог начал создавать вселенную с ее пупа, и оттуда она распространилась в разные стороны», — говорится в одном еврейском источнике465. М. Элиаде отмечает особую значимость «родовой» тематики в мифологии: «Богатство "эмбриологических" образов обладает глубоким религиозным смыслом. Словно бы вся грандиозная космогоническая драма была составлена из таких явлений и событий, как зачатие, беременность, эмбриональное состояние и родовспоможение»466. Это мнение поддерживается В. Н. Топоровым: «В космогонических мифах разных традиций воспроизводится тематика и образность родового акта»; «Миф о творении... где описывается подобный переход от зародышевого... до широкого вселенского пространства, в частности, мог пользоваться особым престижем и потому, что он воспроизводил структуру акта рождения... Во всяком случае, нельзя пройти мимо того факта, что в Древнем Египте космогония и эмбриология рассматривались как одно и то же»467.

Особенно распространен мотив рождения и роста земли: «Мать-земля родилась с ладонь, в большую землю расширилась», — считали кеты468. «Когда безрукая, безногая земля вырастет / Благодаря силе своей решимости...» — сказано в «Ригведе» (Х.22.14) (далее речь идет о низвержении змия)469. Мотив растущего куска земли, похищаемого одним мифологическим персонажем у другого, известен в китайской мифологии, причем он используется для остановки потопа470. Образ растущей земли характерен почти для всех тех мифов, где она извлекается из вод океана — первозданного или «послепотопного», так как эти сюжеты необычайно близки в мифах о творении и о потопе471. Резонно задаться вопросом: не здесь ли кроются корни мифологемы о всемирном потопе — не аналог ли это вырывающихся материнских вод мифической праматери, несущих в себе новую жизнь? Параллель водный поток — роды явственно просматривается, например, в ритуальных текстах, произносимых над роженицей: «Водица моя, царица, бежишь через горы, повороты, ничто тебя не держит... Так бы рожаницы проходы были, кости расходились» (русские заговоры)472; «В водах потока/ Возникли кости.../ В водах пучины глубокой,/ Жестокой,/ В водовороте бездны далекой» (аккадское заклинание I тыс. до н. э.; по комментарию к нему В. В. Евсюкова, «из дальнейшего содержания становится ясно, что рождение младенца мыслится полностью идентичным возникновению мира из первозданного океана»)473. Теснейшее пересечение эмбриологии и космологии наблюдается в ходе всей родильной обрядности, в частности и в красноречивых словах русского заговора: «...чтобы растворить роды, как растворились небо и земля»474. Столь глобальная тема, как мифы о потопе, существующие даже у народов, далеких от мореплавания, требует с точки зрения предлагаемой версии, несомненно, специального исследования, однако рискнем все же высказать некоторые соображения общего характера, так как проблема об их истоках пока что, «несмотря на все старания ученых решить ее,...остается без ответа»475. Попытаемся подойти к этому вопросу на основании только сопоставления мифологических мотивов, тем более что идея о чисто мифологических корнях подобных легенд уже высказывалась476, а мнения специалистов о возможности в прошлом такой вселенской катастрофы пока также остаются на уровне гипотез; к тому же наиболее вероятные сроки ее — IV—III тыс. до н. э.477, т. е. эпоха древних цивилизаций, — явно слишком «молоды», и отразившие ее мифы, несомненно, являются плодом значительно более глубокой древности.

Прежде всего, отметим достаточно характерный факт: потоп далеко не всегда происходит от ливня, причиной его в мифах и Старого, и Нового Света может быть и разлив «нижних», земных вод — поднятие вод океана или озера, морской прилив, наводнение с землетрясением, разлив моря или рек, сильный ветер, луна, упавшая с неба, и т. д. (например, море может подниматься женщиной, живущей в преисподней, или чудовище своим хвостом взбалтывает море — здесь можно уловить и связь с мифом о пахтанье)478. По тувинскому, бурятскому мифам Великое море разлилось оттого, что пошевелилась «золотая лягушка» — опора земли479. Даже по еврейским апокрифическим легендам потоп произошел «от встречи мужских вод, падавших с неба, с женскими водами, поднимавшимися от земли»480. Кельтское предание в Уэльсе повествует, что некий карлик вызвал разлив озера, волны которого затопили всю землю481.

Аналогичная версия — разлив озера с затоплением всего мира — известна у индейцев Канады монтанье, а по Геродоту, разлилось внутреннее море или озеро в Фессалии (Посейдон пробил в скалах проход для него)482. В древнеиндийской литературе известен мотив порождения вод неким первоначалом (тамас)483. По версии о потопе из «Поэмы о Гильгамеше» во время него «Иштар надрывалась от крика, как женщина в родовых муках» (а в отношении «допотопных людей» сказано, что «как рыбьей икрой, кишит ими море»)484, причем соответствовавшая аккадской Иштар финикийско-сирийская Астарта — богиня земли, плодородия и материнства — изображалась порой в виде коровы или женщины с коровьей головой485. Имя древнеегипетской «великой коровы» Мехурт, по одной из версий родившей солнце, означало «великий поток» или «великое наводнение»; по другим версиям солнце считалось то теленком богини-Коровы, то первенцем океана Нун (и в шумерской идеограмме потопа встречается знак, обозначающий теленка, близкий знаку солнца)486. В мифологии африканских динка предок в образе быка был рожден во время большого наводнения487. Интересно, что в северорусских заговорах с потоком, рекой связаны также роды теленка (причем только теленка или ребенка): «Устья-река, откройте роды, пролейте воды, пропустите теленочка. Аминь»488.

Очень неоднозначна и причина потопа в некоторых южноамериканских мифах (на северо-западе Амазонии) — его устраивает некое женское божество, связанное с луной, путем сведения ног и запруживания таким образом рек489, а у индейцев северо-запада Северной Америки встречается образ «нижней старухи», поддерживающей столб-опору земли и также устраивающей наводнения490. Перекликаются эти образы с мифом племени сулка (Новая Британия) о некоей «бабушке», создавшей море и накрывшей его камнем, чтобы спрятать, но по вине двух ее внуков море разлилось491. Не случайны, по-видимому, и греческие легенды, по которым воды потопа якобы стекали в огромную пещеру или расселину в земле, около которой к тому же был отмечен ежегодный обряд поминовения умерших с бросанием в нее медовых лепешек и литьем воды492. С этим сопоставимы и славянские поверья о дыре посередине земли (пупыць), откуда растекается по всей земле вода и куда она вновь возвращается через семь лет493, и представления древних китайцев о бездонной пучине Гуйсуй, куда стекают все земные воды и Небесная река и где находятся острова бессмертных, на которых всё — из золота и драгоценных камней494 (ср. также «водоворот» из приведенного выше аккадского заклинания).

В мифах о потопе обращают на себя внимание также мотивы проглатывания вод каким-либо животным — «бабушкой выпью», лягушкой и др. — с последующим изрыганием их или разрывом живота, известные как в Америке, так и в Азии, а также — участие в сюжете персонажей с большим животом или беременной женщины495. Возможно, генетически восходят к ним и мотивы смерти божества-первопредка как причина потопа — так, по исландской легенде наводнением была разлившаяся кровь гигантов (и даже сам потоп назван кровавым), а по скандинавским — кровь Имира, из которого творился мир (в том числе из крови — море; в этой крови утонули все «инеистые» великаны, лишь один укрылся со своей семьей)496.

Этот ряд продолжают такие сюжеты о причинах потопа, как пробивание или протыкание какого-либо животного, разбивание тыквенных бутылок или другой посуды с водой, участие острых орудий, пробивание божеством поверхности земли, которая мыслилась кожей «над бездной вод» и т. п.497 Последний мотив в какой-то мере сопоставим с калмыцкими представлениями о возможности потопа: отверстие в центре земли, на горе — «пупе земли и неба» — закрыто камнем или гигантским быком; если открыть его или противостоящее отверстие в небе (Полярная звезда), то хлынет вода и зальет землю498. Пробивание льда также может быть причиной потопа (кстати, мотив пробивания льда присутствует в славянских и, в частности, в русских мифах о творении с нырянием499, а в фольклоре пробивание льда символизирует потерю девственности500, т. е. как бы «вскрытие лона»). Интересно, что в одном старошумерском тексте потоп тесно связан с мотивом священного соития501. Возможно, с этим семантическим кругом сопоставим и широко известный в мифах о творении, в том числе у русских, мотив дырки в земле 502 (а также в какой-то связи может стоять и мотив дырки в ковчеге, которая была заткнута хвостом змеи, мыши и т. п.). В мотиве «дырка в земле» фигурирует обычно палка или столб — один из характерных примеров встречаем в космогоническом мифе кетов: Есь затыкает яму с нечистью столбом, черт вытаскивает, часть нечисти выпускает, затем снова столб затыкает503. Кроме переклички с почти аналогичными славянскими мотивами в мифах о творении, напрашивается и сопоставление с русскими обрядами и заговорами с целью остановки крови (или мочи) прутом, деревцем и т. п.: «чтобы остановить кровь, надо вынуть из земли кол, пустить туда несколько капель крови и опять воткнуть кол»504.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.