Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения




Теоретические исследования и практический опыт показы­вают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения сту­дентов между собой по поводу предмета, т. e. по схеме: субъект (студент) — объект (предмет) — субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены студентами более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.

При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме преподава­тель — студент лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А. С. Макаренко называл атмосферой «от­ветственной зависимости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств студентов и плодотворная воспитательная работа преподавателя.

Учебную студенческую группу следует прежде всего рассмат­ривать как коллектив, занимающийся совместной учебной дея­тельностью, а процессы общения в группе во время занятий — как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

В свое время К. Маркс рассматривал коллектив, объединен­ный совместной деятельностью, как совокупный субъект, обла­дающий системой качеств, несводимых к простой сумме качеств входящих в него людей. В совместной деятельности происходит передача действий от одного участника к другому, приводящая к мотивации, единой для всех членов коллектива.

Коллективный опыт, коллективный разум, общий творче­ский потенциал превышают возможность механической суммы отдельных творческих потенциалов. Происходит их интеграция. В совместной деятельности появляется единство ценностных ориентации. То, что общий творческий потенциал превосходит простую сумму отдельных возможностей, с давних пор отмече­но в сказках разных народов. В русском варианте это совмест­ные подвиги Покати Горошка, Дубовера, Ветродуя и др., прояв­ляющих поочередно в самых сложных ситуациях свои уникаль­ные способности и совершающих то, что одному было бы не под силу.

Подобное общение в процессе обучения представляет собой специфическую систему взаимопонимания и заимодополнения друг друга для всех участников совместной деятельности. При такой форме межличностных отношений каждый студент груп­пы одновременно воспитатель и воспитуемый.

При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом об­щения являются ее продукты: студенты непосредственно в про­цессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное об­щение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включе­ния социальных стимулов: появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в уче­нии. Все это формирует у обучаемых качественно новое отноше­ние к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

При организации коллективной работы студентов возника­ет ряд трудностей организационного, педагогического и соци­ального плана. Чтобы групповая работа по нахождению новых знаний была понастоящему продуктивной, нужно предложить студентам совместную деятельность — интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускаю­щую распределение функций по индивидуальным способнос­тям. Наиболее полное и рациональное сочетание этих парамет­ров возможно при интенсивном обучении иностранным язы­кам, при коллективной работе студентов в студенческом бюро переводов, выполняющих переводы по заданию профилирую­щих кафедр (в данном случае большую роль играют мотивационный фактор, чувство своей полезности и самореализации). Оптимальной формой коллективной деятельности, способству­ющей включению вышеперечисленных факторов, являются деловые игры, которым будет посвящен отдельный раздел дан­ного учебного пособия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.