Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наборы информационных технологий дистанционного обучения




 

Предоставление основного материала Интерактивное взаимодействие Самостоятель­ная работа Контроль знаний
Набор 1
Печатные материалы, видеокассеты, почтовые серверы Электронная почта, теле­конференции по электронной почте Печатные материалы, почтовые серверы Курсовые и рефераты по электрон­ной почте, контролируе­мые экзамены
Набор 2
Печатные материалы, видеокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки Электронная почта, телекон­ференции по электрон­ной почте в оперативном режиме Электронные учебники, ла­зерные диски, электронные библиотеки, базы данных, доступные в оперативном режиме, поч­товые серверы Курсовые и рефераты по электрон­ной почте и в оперативном режиме, кон­тролируемые экзамены
Набор 3
Одностороння или двусто­ронняя видео­трансляция, печатные ма­териалы, поч­товые серве­ры, электрон­ные библио­теки Видео- или зву­ковая обратная связь при ви­деотрансляции лекций, видео­конференции, телеконферен­ции по элект­ронной почте в оперативном режиме Электронные учебники, ла­зерные диски, электронные библиотеки, базы данных, доступные в оперативном режиме, поч­товые серверы Курсовые и рефераты по электронной почте и в опе­ративном ре­жиме, контро­лируемые экзамены

 

Наиболее перспективным направлением использования спосо­бов обмена информацией в СДО для высшего образования являет­ся реализация элементов СДО на базе ЛВС высших учебных заведений. Данный подход позволяет комплексно решать вопросы под­готовки специалистов, и в перспективе подобные локальные систе­мы могут быть интегрированы в общую систему ДО РФ.

В процессе становления ДО появляются новые модели обу­чения, например: объектно ориентированные или проектно-информационные модели обучения. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться:

· телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проб­лему осваиваемой области жизни;

· информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных;

· проектные работы, позволяющие, используя полученную информацию, создавать фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры; тренин­ги, проблематизацию теорий и др.;

· дискуссии, «полевые занятия» (воскресные школы), ко­торые позволят реализовать социализацию и экологиза­цию получаемого знания.

Все перечисленные формы предполагают высокий уровень индивидуализации обучения, не исключающий делового обще­ния с ведущими специалистами в данной области знания.

Эти формы выступают как организационные формы обуче­ния. Однако в них принципиально изменяются способ представ­ления и усвоения знаний, а также форма взаимодействия между студентом и преподавателем, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Источником информации в та­кой модели являются базы данных, банки данных и книги; ко­ординатором учебного процесса — преподаватель, а интерпрета­тором знания — сам студент.

Учебный процесс с СДО обладает следующими основными свойствами:

Гибкость

Студенты СДО в основном не посещают регулярных заня­тий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет из­менить свой обычный уклад жизни.

Модульность

В основу программ ДО положен модульный принцип. Каж­дый отдельный курс программ создает целостное представле­ние об определенной предметной области. Это позволяет из на­бора независимых курсов-модулей формировать учебную про­грамму, отвечающую индивидуальным или групповым (напри­мер, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

Экономическая эффективность

Средняя оценка мировых образовательных систем показы­вает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста со­ставляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обуче­ния обеспечивается за счет использования более концентриро­ванного представления и унификации содержания, ориентиро­ванности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей, технических средств, например в вы­ходные дни.

В системе ДО изменяется роль преподавателя. На него воз­лагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирова­ние при составлении учебного плана, руководство учебным про­цессом и др. Асинхронное взаимодействие обучаемых препода­вателя в СДО, как правило, предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асин­хронного взаимодействия являются электронная голосовая по­чта или электронные компьютерные сети.

Тестирование в системе ДО

Решение проблемы контроля ДО, его соответствия образо­вательным стандартам имеет принципиальное значение для ус­пеха всей СДО. От успешности ее решения зависит академиче­ское признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционным учебными заведениями. Для осуществления кон­троля в системе ДО должна быть создана единая система госу­дарственного тестирования. В качестве форм контроля могут быть использованы дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстер­нат. Для контроля в локальных системах могут быть использо­ваны интеллектуальные тестирующие системы. Тестирующие системы должны не просто контролировать процесс усвоения знаний. Накапливая информацию об обучаемом (скорость усво­ения, скорость забывания, глубина освоения др.), они должны подсказывать ему наиболее рациональный для него путь позна­ния.

Дидактические принципы ДО

Можно выделить следующий перечень дидактических осо­бенностей дистанционного образования:

· соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

· ведущая роль теоретических знаний;

· единство образовательной, воспитательной и развива­ющей функций обучения;

· стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

· соединение коллективной учебной работы с индивиду­альным подходом в обучении;

· сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

· сознательность, активность и самостоятельность обуча­ющихся при руководящей роли преподавателя;

· системность и последовательность в обучении;

· доступность;

· прочность овладения содержанием обучения.

Из дополнительных принципов применительно к ДО наибо­лее значимым является:

Гуманистический принцип ДО: направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знания­ми, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств.

Принцип целесообразности применения новых информаци­онных технологий. Новые информационные технологии воздей­ствуют на все компоненты системы обучения: цели, содержа­ние, методы и организационные формы обучения, средства обу­чения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

Принцип опережающего образования, заключающийся не только в передаче новому поколению уже накопленного научно­го и культурного наследия прошлых поколений, но и в форми­ровании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Дидактическая специфика дистанционного обучения в зна­чительной степени направлена на особые познавательные стра­тегии (ПС) и стратегии обучения, мобилизующие познаватель­ные ресурсы (например, долговременную память и внимание) для достижения цели обучения. Характеристики познаватель­ных стратегий в КДО таковы: целенаправлены; сформированы; предполагают усилие; привязаны к ситуации.

Важнейшими в дистанционном обучении являются страте­гии: ориентации; отбора; повторения; проработки; организации; метапознавательные.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компью­терными технологиями передачи информации и общения, в пер­вую очередь следует отнести принципы: активности; самостоя­тельности; сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; мотивации; связи теории с практикой; эффек­тивности.

В качестве основных преимуществ дистанционного обуче­ния на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) зарубежные специалисты-практики ука­зывают:

· обеспечение удобными средствами для обучения или об­щения;

· широкие возможности для групповой работы;

· более успешное общение с преподавателем (методистом);

· сокращение времени для ответа преподавателя (методи­ста);

· свободный доступ учащихся к базам данных, библио­течным каталогам и другим информационным ресурсам;

· удобство при ведении личных дел учащихся;

· возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;

· возможность проходить тестирование в режиме прямо­го доступа.

Зарубежные исследователи отмечают, что потенциал ком­пьютерного дистанционного обучения (КДО) может быть наи­более удачно использован при изучении курсов, включающих обсуждение, интенсивную умственную активность, решение за­дач, а также предполагающих коллективную деятельность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.