Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнохарактерологические особенности




Каждый российский регион имеет свою воспитательную специфику. Вместе с тем, существует достаточно стандартный набор ценностных оснований, являющихся типичными. В качестве типично российского региона может выступить Центрально-Черноземный регион.

Здесь, как и в большинстве других регионов, ценностно-смысловая сфера сознания учащихся формируется на уровне представлений учителей о нравственном или безнравственном поведении. Но эти представления о ценностях, формируемых учителем, зачастую девальвируются бедственным положе­нием самих учителей, их далеко не всегда нравственным по­ведением в условиях нищеты, внеправовой зависимости и унижения. В связи с этим все большую ценность для молоде­жи приобретают так называемые имплицитные концепции воспитания.

Эти явно не обозначенные, как правило, антиценностные установки, в последнее время приобретают едва ли не куль­товое значение для молодежи. Они сохраняются и передаются на уровне семейных традиций, которые в Воронежской гу­бернии и области традиционно (со времен установления

русской границы по берегу р. Воронеж) имеют характер не­явного, но упорного сопротивления любой власти, как но­сителю рациональных ценностей. Следует отметить, что си­стемы традиционных педагогических воздействий, исполь­зуемые учителями в целях изменения отношений, взглядов, убеждений и поведения своих учеников не эффективны. От­части это объясняется уровнем культуры самих учителей, преимущественно являющихся носителями имплицитных анти­ценностных этнохарактерологических установок.

По предварительным оценкам результатов социолого-педагогических исследований (1, 2), наиболее значимыми ценностями для воронежской молодежи за последние три года стали:

— ценность жесткой, вплоть до диктатуры, власти на всех уровнях (однако готовность соответствовать ее требова­ниям, как личностную ценность самоутверждения и социаль­ной адаптации проявляет наименее образованная часть мо­лодежи — учащиеся ПТУ и школ, в которых легально дейст­вуют организации Российского коммунистического союза молодежи, Русского национального единства, пионерские ор­ганизации);

— ценность \хода от какой-либо активной деятельности, представленная феноменами редукции, упрощения реально­сти — замены сложного на простое: снижение ценностей чтения, произведений искусства, серьезной музыки и обра­щение к более доступным суррогатным подменам — боеви­кам, детективам, безмысленной поп-культуре, порнографии и т. п.;

— ценность коллективной безответственности вместо лич­ной ответственности за свою жизнь;

— ценность спасения от агрессивности жизни, в частности, представляемая почти двухкратным ростом ученической нар­комании (по сравнению с 1993 г.); исследователи связывают эту динамику и с ростом агрессивности воронежских учи­телей;

— ценность жестокости, грубости и насилия, являющаяся одной из приоритетных в отношениях учителей с учащи­мися, отмечаемая не только участниками конфликтов (педа­гогами и школьниками), но и сторонними наблюдателями;

— ценности пассивных позиций и учителя и ученика в учебном процессе, преобладание феномена «несбывшихся ожиданий», связанного с нереализованными обещаниями улучшения материального состояния, несовпадения профес-

сиональных идеалов с учительскими самооценками и т. д.

Преобладание негативных ценностей в смысловых оценках педагогической действительности ее непосредственными уча­стниками свидетельствует об одном специфическом для Во­ронежской области феномене, который во многом определяв кризисное состояние образования, как культурного инсти­тута, а зачастую и панические настроения, отмечаемые в до­статочно истеричном поведении большинства воронежских педагогов, учащихся и студентов.

Отсутствие единой образовательной идеологии и ведуще­го типа образования, как показатель образовательного не­благополучия, характерно практически для всех регионов России. Вместе с тем, радикальная представленность этого показателя в Воронежской области (официальное признание Воронежа столицей «Красного пояса»; несравнимое с дру­гими регионами количество детских и юношеских коммуни­стических объединений, организаций РНЕ, Союза кулачных бойцов России и др., имеющих жесткую и как нигде еще военизированную структуру управления; вера в легкость и простоту «чудотворного» и быстрого достижения целей; сек­тантское движение, одно из самых крупных в России; ярко выраженный культ поклонения силе; исторически сложив­шееся неверие в принцип частной производительности и т. п.). в целом свидетельствует о комплексе этнохарактериологических факторов, обусловивших в отсутствие единой централи­зованной системы просвещения невозможность создания еди­ного образовательного пространства, ориентированного на гуманистические ценности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.