Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогического процесса. Это классическая структура педагогического процесса, выстраданная всей историей теоретической и практической педагогики




 

Это классическая структура педагогического процесса, выстраданная всей историей теоретической и практической педагогики. Из шести компонентов состоит деятельность любого педагога по организации воспитательных отно­шений: и талантливых А. С. Макаренко и В А. Сухомлинского, и бездарного, имя которого не знает никто, кроме его несчастных учеников. Эти компонен­ты для педагога, как ноты для музыканта: ими можно сыграть и сонаты Бет­ховена, и простенькую песенку. Дадим краткую характеристику данным ком­понентам.

Цель как начальный компонент педагогического процесса состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе ко­нечный результат своего взаимодействия.

Принципы предназначены для определения основных направлений дости­жения цели.

Содержание — это часть опыта поколений (например, учебный матери­ал), который передается учащимся для достижения поставленной цели со­гласно выбранным направлениям.

Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых пере­дается и принимается содержание, перерабатывается и затем воспроизводится.

Средства как материализованные предметные способы "работы" с содер­жанием, используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

В педагогическом процессе все совершается последовательно: определив цели и направления их достижения, мы в соответствии с ними отбираем со­держание, затем выбираем методы, средства его подачи и усвоения и все это "объединяем" в форме.

Идет урок производственного обучения.

Тема "Обработка резь­бовых поверхностей (нарезание резьбы)".

Мастер ставит цели: научить нарезать круглыми плашками треугольную (крепежную) наружную резьбу на стержнях и трубах; познакомить учащихся с приемами накатывания резьбы на стерж­нях; научить нарезать метчиками треугольную (крепежную) внут­реннюю резьбу в сквозных и глухих отверстиях; ознакомить уча­щихся с приемами нарезания внутренней резьбы на сверлильном станке.

Мастер будет руководствоваться следующими принципами:

единства теории и практики, политехнизма и профессиональной, направленности педагогического процесса.

Содержание педагогического процесса будет определяться тем, что на всю эту тему отводится 12 ч., а данный урок идет 6 ч. Следо­вательно, мастер все содержание темы будет делить на две части. Перед началом передачи знаний и формирования новых умений он проверит, как усвоили будущие рабочие содержание понятий по спецтехнологии: элементы и профили резьб, стандарты на резьбы, резьбонарезной и резьбонакатный инструменты,их геометричес­кие параметры, таблицы резьб, процесс образования резьб, контроль резьб. Мастер выбирает объекты работы, готовит материал, проду­мывает новые дополнительные сведения о резьбе, которые он пере­даст ребятам.

Отработав содержание, он отбирает методы и средства его передачи. Мастер использует вводный инструктаж, беседу, показ, проводит опрос и получает ответы, упражняет действия учащихся, оценивает результаты работы и т. д. Все это он проводит в такой организационной форме педагогического процесса, как урок про­изводственного обучения.

Все компоненты педагогического процесса есть на уроке. Вос­питательные отношения во время урока строятся в зависимости от того, как организуется мастером педагогический процесс. На уроке могут возникнуть благоприятные взаимоотношения, способствую­щие эффективной передаче знаний и умений, развитию интереса учащихся к материалу, к осваиваемой профессии, могут упражняться зачатки профессиональной ловкости, аккуратности, бережливости и т. д. В результате таких воспитательных отношений происходит развитие будущего рабочего: его знаний, умений и профессиональ­но значимых личностных качеств.

Таким образом можно проанализировать индивидуальную беседу мастера с учащимся, коллективное посещение музея или те­атра, встречу учащихся с ветераном труда и даже случайный разго­вор мастера с учащимся.

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. У каждого учащегося есть своя цель обучения. В период учебы в училище учащиеся имеют свои сфор­мировавшиеся принципы, которые проявляются в отношении к учебе, препо­давателям. Усваивая содержание материала, учащиеся используют свои ме­тоды, средства учения. Педагогический процесс, подготовленный преподава­телем, отражается на учащемся, охватывая его внутреннюю сферу, но это не зеркальное отражение. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одно­го урока могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс и, как его результат, лучше строятся воспитательные отношения. Таким обра­зом, педагогический процесс создается преподавателем для учащихся, в него вовлекаются все внутренние силы самовоспитания, самообразования и само­обучения учащихся.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Перечислите все функции педагогического процесса по отношению к воспитаннику.

2. Поставьте в логически правильный порядок следующие компоненты педагогического процесса: формы, цели, содержание, принципы организации воспитательных отношений. Допишите недостающие компоненты.

3. Объясните разницу между понятиями "воспитательный процесс" и "пе­дагогический процесс".

4. Проведите рефлексию (самоанализ) собственного учения на занятиях по педагогике: выявите сходство или расхождение целей, принципов и мето­дов преподавания и учения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.