Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая система Яна Амоса Коменского




Коменский был основоположником педагогики Нового времени. От­личительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок ус­тановления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит через весь его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»", где он, в частности, развивает мысль о том, что воспи­тание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к буду­щему самовоспитанию и образованию. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обуче­ния. Идеями развития в процессе обучения пронизаны практически все произведения Я.А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с «Вели­кой дидактикой» следует особо отметить его труд «О культуре природных дарований».

Вопросы о ребенке и его способностях (что представляет собой ре­бенок, с какими способностями и качествами он рождается) Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Педагог, в основном, стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой «чистой доски») и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что ка­ждый ребенок независимо от расы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.

Коменский утверждает, что «Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех ве­щей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все ре­шающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнитель­ница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления испол­нителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, свя­зывает многих людей в одно общество для совещания и действования. «Дарование» обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми».

Как происходит развитие природных данных? Отвечая на этот во­прос, Коменский пишет: «Легко понять, в чем состоит воспитание природ­ных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усо­вершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и, нако­нец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усо­вершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершен­ствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребно­стям, приготовляя, изощряя, сглаживая, украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу».

«Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно лег­ко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хо­рошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно про­ворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершен­ствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыс­лить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тща­тельном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также в пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих, когда он будет искусен ив выполнении совершеннейших дел; в-четвертых, когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого», - таков идеал человека по Коменскому. Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его зако­номерности?

Главное состоит в признании того, что человеку от рождения сопут­ствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, ко­торые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

Ребенку с рождения сопутствует «способность познания». «Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неогра­ниченной любви к богу и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева». Из вышеска­занного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию, которые необходимо развивать в соответствие с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите общие черты школы и педагогики Запада 17-18 вв.

2. Какие основные черты присущи данному периоду развития педагогической мысли?

3. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы начала Нового времени на примере педагогических воззрений Ф. Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта.

4. Как развивалось естественнонаучное образование в данный пери­од времени?

5. Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?

6. Какие дидактические принципы разработал Я.А. Коменский?

7. Какие идеи заложены в книге «Великая дидактика»?

8. В чем состоит суть педагогической системы Я.А. Коменского?

9. Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики?

10. Почему одной из ведущих идей в эпоху Просвещения стала идея природосообразности?

11. Назовите новые представления о науке и образовании в филосо­фии Ф. Бэкона.

12. Что нового в педагогику внес Р. Декарт?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.