Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис идентичности




Особенности самосознания студентов

Проблема несоответствия возможностей студентов и их действительной реализацией

Характеристика студенчества с точки зрения психологического, и социального развития.

Слово студент – усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста (юность – ранняя взрослость) и как личность может характеризоваться с трех сторон: биологической, социальной, психологической.

1) Биологическая сторона включает в себя тип высшей нервной дея­тельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т. д.

2) В социальной стороне воплощаются общественные от­ношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;

3) Психологическая сторона представляет собой единство пси­хических процессов, состояний, и свойств личности, от ко­торых зависит успех обучения: направленность, характер, темперамент, умственные способности. От этих психических свойств зависит возникновение психических состояний и протекание психологических процессов.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией.

Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др.

Характерной чертой нравственного развития является усиле­ние сознательных мотивов поведения.

Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Повыша­ется интерес к моральным проблемам, преобразование мотивации, системы ценностных ориентаций; интенсивное формирование специальных спо­собностей в связи с профессионализацией выделяют этот возраст как центральный период становления ха­рактера и интеллекта.

Сравнительно с другими пе­риодами жизни, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, реше­ния вер6ально-логических задач и так далее.

Если говорить о периоде 17-19 лет, то когнитивное разви­тие в этом возрасте характеризуется совершенствованием абстрактного мышле­ния и использованием метакогнитивных навыков.

Абстрактное мышление (мышление на уровне формальных операций) по Ж.Пиажевключает в себя раз­мышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, кото­рые могли бы произойти или не произойти. Юноши проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Оно обладает рядом характеристик.

- мышление на уровне формальных опера­ций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам («Давайте предположим, просто ради обсуждения, что...»).

- у юношей также возрастает способность планировать и предвидеть. В одном из исследований психолог обращался к второкурсникам и выпускникам колледжей с просьбой описать то, что, по их мнению, может с ними случиться в будущем, и сказать, в каком возрасте с ними произойдут эти события. Испытуемые студенческого возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем испытуемые - старшеклассники, их рассказы были более конкретными.

Использование метакогнитивных навыков включает в себя способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и планировать. В результате появления этих новых когнитивных умений юноши учатся анализиро­вать и сознательно изменять процессы своего мышления. Решение проблем происходит более эф­фективно в том случае, когда у человека имеется больший запас соответствующей информации.

Итак, когнитивное развитие в юности характеризуется развитием мышления на уровне формальных операций, ростом метакогнитивных умений. Как следствие этого – накопление знаний, развитие компонентов обработки инфор­мации, расширение границ воображе­ния, диапазона суждений и проницательности.

Отмечается несоответствие («ножницы») между высокими возможностями и их действительной реализацией в студенческом возрасте. Субъективные ощущения постоянно возрастающих физических и психологических возможностей, сопровождаются ощущением того, что этот подъем будет происходить вечно. Студенчество не обеспечивает силу волевых процессов. Особенность развития в этом возрасте – противоречивость нравственного становления, укрепляется целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой, повышается интерес к морально-духовным потребностям и в тоже время возрастает немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, слабое осознание мотивации собственного поведения.

За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления юношей становится значительно шире, а содержание мыш­ления — богаче и сложнее. Абстрак­тное мышление оказывает влияние не только на изучение есте­ственных наук и математики, но и на то, как юноши анализируют социальный мир.

Идентичность – это процесс социальных индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.

Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1. "Неопределенная, размытая идентичность" характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. "Досрочная, преждевременная идентификация" имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

3. Этап "моратория" характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4. "Достигнутая зрелая идентичность" определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.