КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.7. Методы осуществления педагогического процесса
Семинарское занятие Лекция План 1. Понятие о формах организации педагогического процесса, их классификации. 2. Психолого-педагогическая характеристика вузовской лекции. 3. Психолого-педагогическая характеристика семинарского и практического занятия в вузе. 4. Характеристика вспомогательных форм обучения в вузе. Тема: Активные формы обучения План 1. Конференция как форма коллективного обучения. 2. Профессиональный тренинг как одна из разновидностей практических занятий. 3. Дидактическая игра. Методические рекомендации: занятие проводится в форме педагогического ринга, поэтому до семинара формируются три творческие группы пропагандистов – сторонников той или иной формы обучения как универсальной. Курсанты работают с научной литературой и выполняют задания. Задания для пропагандистов: 1. Подготовьте выступление о сущности, содержании и универсальности, пропагандируемой формы обучения. 2. Подготовьте в рекламной форме с привлечением аудитории фрагмент процесса обучения, позволяющий понять принцип, лежащий в основе использования именно такой формы обучения. Подготовьте вопросы команде «противников», позволяющие найти уязвимые места в представляемой форме обучения. Возможно введение ролевых индивидуальных позиций (психолог, эксперт) на семинарском занятии.
Литература 1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. – М., 1991. 2. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. – М., 1997. 3. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. – М., 1999. – Глава 4, 6.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001. – Глава 8. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997. – Часть 5. – Глава 4. 6. Кларин М. Учебная дискуссия // Мир образования. – 1996. - № 1. – С. 28 – 31. 7. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М., 2000. – Глава 16.
Методы обучения являются важным структурным компонентом целостного педагогического процесса. Они выполняют в ходе его важные функции: передача обучающимся содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью обучающихся, их интеллектуальное развитие и формирование необходимых личностных качеств, стимулирующая, коммуникативная и диагностико-коррекционная функции. Среди специфических признаков метода обучения как видового понятия Ю.К. Бабанский выделил следующие: 1) быть определенной формой движения познавательной деятельности учащихся; 2) выступать как специфическое движение, раскрытие усваемого учащимися содержания знания; 3) выступать определенным способом обмена информацией между учащимися и учителями; 4) быть определенным способом управления познавательной деятельностью учащихся (непосредственного, опосредованного или самоуправления); 5) характеризоваться некоторыми способами общения учителей и учащихся; 6) являться определенным способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся; 7) выступать в роли способа контроля за эффективностью учения. Метод обучения как многоаспектное и многогранное явление имеет различные определения, отражающие тот или иной его аспект (управленческий, познавательный, логико-содержательный, содержательно-методологический и др.). Существуют также и различные классификации методов обучения в соответствии с их основаниями: -: по источнику знаний (словесные, наглядные, практические); - по характеру познавательной деятельности при усвоении содержания образования (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский);
- по действиям учителя и его учащихся (методы усвоения знаний, методы самостоятельного приобретения знаний, оценочные и реализации творческих задач); - с позиций целостного подхода к деятельности (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы ее стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности) и др. В рамках теории целостного педагогического процесса ее авторы выделяют систему общих методов: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы контроля эффективности педагогического процесса. Важное место в обеспечении личностно-ориентированного образования занимают методы продуктивного обучения, классификация которых по А.В. Хуторскому представлена следующими методами: Когнитивные методы - методы учебного познания (эмпатии, смыслового видения, образного видения, символического видения, эвристических вопросов, сравнения, конструирования понятий, конструирования правил, гипотез, прогнозирования, ошибок, конструирования теорий и др.). Креативные методы - методы, ориентированные на создание обучающимися личного образовательного продукта (придумывания, «если бы…», образной картины, гиперболизации, мозговой штурм). Методы организации учения (самоорганизации обучения, взаимообучения, рецензий, контроля, рефлексии, самооценки и др.).
Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (1,с. 296). Методические приемы – это составные элементы (части) метода осуществления педагогического процесса (1, с. 296).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |