Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помощь в развитии карьеры учителя




Какими же могут быть основные цели работы над портфолио?

По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.

Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки материалов по теме.

В том случае, если специалист претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты или аттестационную категорию, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, на процессы обучения и воспитания. Цель написания эссе – выявить ценностные ориентиры и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе.

Хорошо, если будут сделаны видеозаписи фрагментов урока, воспитательных мероприятий и т.д. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы.

Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога – документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и т.д.

Последний раздел – документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.

Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг становятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями. Не следует оставлять завершение ежегодного портфолио на начало следующего учебного года. За период каникул многое уходит из памяти, меняются некоторые позиции и установки. Самый оптимальный период для анализа работы за год – одна-две недели после завершения учебного года.

Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за одну неделю до учебного года – с рефлексивного размышления (записанного в дневник или в виде отдельного эссе) об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, учеников, школы в целом. Что можно дать для их развития, достижения общешкольных целей? Что можно взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым специалист будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой работы формулируется и записывается цель работы на год. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.

3. Помощь в профессиональном развитии педагога.

В портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт?

Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажировка, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей.

Следующий раздел посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др.

Другой раздел портфолио следует посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.

Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие.

 

Проблемные вопросы и практические задания

 

1. Каковы возможности индивидуальных образовательно-профессиональных программ?

2. Назовите способы саморазвивающей деятельности.

3. В чем сущность профессионального самообразования будущего учителя?

4. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?

5. Назовите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число?

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Интегративным показателем выработки индивидуального стиля является:

1) профессиональная творческая активность человека;

2) умение человека самостоятельно выполнять работу;

3) проявление индивидуальности абсолютно во всех действиях человека;

4) умение человека проявлять индивидуальные качества;

 

2. Рефлексия необходима в работе учителя, так как:

1) это единственный способ накопления профессионального опыта;

2) один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта;

3) без нее не может жить ни один взрослый человек;

4) показатель зрелости педагога;

 

3. Накапливать портфолио необходимо, так как:

1) это способ профессионального развития;

2) это своеобразный личный архив;

3) это стиль жизни учителя;

4) без него не примут на другую работу;

 

4. Профессиональное самообразование это:

1) целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию и приобретению знаний;

2) чтение художественной литературы;

3) чтение публицистической литературы;

4) методическое совершенствование;

 

Литература:

 

1. Алибекова Г.З., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. - 1995. - № 3.

2. Андреев В. Н. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. - Казань, 1996.

3. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М., 1989.

4. Вульфов Б.З. Профессиональная карьера учителя // Мир образования. - 1996. - № 1.

5. Гарунов М.Г. Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. - М., 1978.

6. Князева М. Ключ к самосозиданию. – М., 1990.

7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств, предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Авангардная педагогика. В ее рамках разрабатываются и проверяются педагогические идеи и инновации, значительно отличающиеся от общепринятых и допускаемых в сфере образования, отражающие стремление части педагогов к поиску новой парадигмы воспитания и обучения молодежи. А.п. на много опережает время, предлагая коренную и принципиальную перестройку в сфере теоретической и практической педагогики. А. п. позволяет предвидеть и прогнозировать развитие содержания обучения и образовательных технологий на много лет вперед. Примерами могут служить Школа завтрашнего дня, Школа диалога культур и др.

Адаптация – способность организма (личности) приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды.

Аксиология - философское учение о ценностях; аксиологичес-кий - имеющий ценностное значение.

Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Альтернативная педагогика - это система научно-педагогичес­кого знания, противостоящая принятой в обществе государственной нормативной педагогике. Она развивается в рамках альтернативных движений, основанных на экологической философии. «Альтернативисты» считают, что ресурсы планеты ограниченны, что производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому нужно отказаться от технократического мышления и технологического детерминизма. Они ратуют за формирование альтернативной культуры, альтернативного образования и образа жизни, за возвращение отношения к человеку «как мере всех вещей». В задачи А. п. входит выработка такого научного знания, которое способствовало бы гуманизации и экологизации отношений между людьми, а также человеком, природой и обществом, созданию условий для саморазвития и самовыражения личности.

Анализ - метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкет, анкетный опрос.

Антропология – наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека.

Антропологический центризм. Согласно ему центром Вселенной является человек. Только от него и через него можно понять природу, общество и само человеческое мышление. А.Ц. пришел на смену теологическому центризму, который считал человека образом и подобием Божьим. В его обязанности входило принимать и разъяснять Слово Божье, подчиняться божественным силам, терпеть земные тяготы и восхвалять Создателя.

Сегодня ученые предсказывают зарождение космоцентризма. Сог­ласно этой теории Человек понимается только в единстве с космосом Сторонники ее доказывают существование трансцендентного (выходя­щего за пределы самого человека и даже Земли) мышления, единой космической (ноосферной) мыслительной оболочки Вселенной.

Базовое образование – общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования.

Беседа – 1) метод психолого-педагогического исследования, основанный на получении информации в процессе словесной коммуникации; 2) вопросно-ответный метод обучения, применяемый учителем с целью активизации умственной деятельности учащегося в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Вариативные знания - мобильные знания, отражающие характер, специфические особенности, теорию и практику проблемы, состояние какого-либо явления в конкретно-исторических, социально-педагогических условиях. В.з. иллюстрируют, конкретизируют инвариант.

Воспитание. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитанность – мера сформированности социально и лично значимых качеств и свойств личности, характеризует результат воспитательного процесса.

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-то явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достойной научной теорией.

Диалог – форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство позиций его участников.

Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования.

Дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дополнительное образование – образование, приобретаемое человеком в соответствии с его интересами и потребностями, с целью изучения какой-либо новой для него области знаний или профессиональных знаний в свободное от основной работы или учебы время. Дети могут получить Д.о. в специальных учреждениях (домах творчества, станциях юных техников, домах природы и т.п.).

Имидж учителя (от англ. Image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании И.у. реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Индукция - логическое рассуждение, двигающееся от утвержде­ний менее общего характера к утверждению более общего характера.

Инвариантные знания - фундаментальные знания, представляющие собой общую основу, лежащую за частными знаниями. И. з. позволяют смоделировать обобщенные приемы познавательной деятельности, пригодные во всех частных случаях.

Инновационная деятельность - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности (инновация - принципиальное новообразование).

Карьера – 1) последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека; 2) продвижение индивида по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

Когнитивный - связанный с познанием.

Мотивы - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Образование. Происходит от слова «образ». Под 0. понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Педагогический стиль - это устойчивые и многократно повторяющиеся компоненты, связи, признаки и свойства педагогической деятельности, придающие ей неповторимость и оригинальность.

Перцепция социальная - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.д.).

Профессиональное развитие – приобретение работником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности; процесс наполнения компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего, содержанием. Основные методы П.р.: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.