Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Для студентов гуманитарных специальностей




ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Для студентов гуманитарных специальностей

 

 


 

 

Автор-составитель: доцент кафедры педагогики УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Махиня О.В.

 

 

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики УО «им. П.М. Машерова» Ракова Н.А.

 

 

Учебно-методическое пособие включает примерный тематический план курса, семинарские занятия и материалы к ним, задания для самопроверки, темы рефератов, вопросы к экзамену. Предназначено для студентов гуманитарных специальностей.

 

 

© Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»


Современные социально-экономические условия требуют от общества специалистов с высоким уровнем психолого-педагогической культуры, которая позволяет им успешно строить свою профессиональную карьеру, семейную и личную деятельность, что и обуславливает актуальность и необходимость изучения курса «Основы психологии и педагогики».

В пособии «Основы педагогики», как составной части курса «Основы психологии и педагогики» изложены цель и задачи курса, примерный тематический план, планы семинарских занятий и материалы к ним. Содержание семинарских занятий строится на следующих принципах: диалогическом, который предполагает оптимальное для развития личности сотрудничество, равноправные субъектно-объектные отношения; индивидуально-творческом, ориентированном на выявлении и развитии творческих возможностей и самосовершенствовании будущего специалиста, который предполагает использование форм и методов активного обучения (дискуссии, обсуждения докладов и рефератов, метод мозговой атаки, штурма, деловые игры) и создание условий, способствующих развитию творческого мышления. Семинарские занятия предполагают обеспечение глубокого уровня профессиональных знаний, формирование умений и навыков, способов творческого мышления, переноса знаний на решения конкретных задач, непредвзято оценивать явление педагогической действительности.

Структура каждого семинарского занятия включает цель, как необходимое условие профессионального роста, отработку ведущих понятий темы, которые представлены в материалах к занятию, разнообразные практические и творческие задания, вопросы для дискуссий, самоконтроль, тест. Отдельные темы семинарских занятий, объемные по содержанию, включают несколько вариантов (А, Б, В), где варианты Б, В являются частью варианта А, и могут быть предложены студентам, в зависимости от акцента изложенного материала на лекции.

 


Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; практическая подготовка личности к выполнению различных производственных, общественных, государственных обязанностей, решению задач профессионального и личностного саморазвития.

Образовательная цель: освоение студентами системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах на основе междисциплинарных подходов, вариативности представлений и трактовок.

Воспитательная цель: формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности; осмысленного взгляда на социально-педагогическую действительность; готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, разрешению проблем собственной жизнедеятельности, личностному и профессиональному становлению и развитию.

Развивающая цель: освоение студентами плюралистического, системного, критического мышления; обобщенных способов деятельности и отношений между людьми; развитие умений рефлексии своей деятельности, формирование на этой основе потребностей к самообразованию и самовоспитанию.

Примерный тематический план курса «Основы педагогики»

Темы лекций Количество часов
лекции семинарские занятия
Раздел I. Общие основы педагогики    
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке 2 ч. 2 ч.
Тема 2. Образование как социокультурный феномен 2 ч. 2 ч.
Тема 3. Современное состояние образования 4 ч. 2 ч.
Раздел II. Воспитание и развитие личности    
Тема 4. Развитие, воспитание и социализация личности 2 ч. 2 ч.
Тема 5. Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание 2 ч. 2 ч.
Тема 6. Основные сферы жизнедеятельности личности 2 ч. 2 ч.
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития    
Тема 7. Самосовершенствование личности 2 ч. 2 ч.
Тема 8. Личность и творчество 2 ч. 2 ч.
ВСЕГО: 18 ч. 16 ч.

Требования к знаниям и умениям студентов:

Студент должен знать:

- основные категории психологии и педагогики, их общекультурное значение и место в системе наук о человеке и обществе;

- направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в процессе социального созидания личности, профессиональной деятельности;

- основные положения современных концепций развития личности и педагогические способы, методы, технологии, обеспечивающие эффективность процесса личностного развития;

- основные функции психики, механизмы активности, мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- индивидуально-психологические свойства личности и групп, психологические особенности в целях адекватного прогнозирования, оценивая их состояния, настроения и поведения;

- основы социальной психологии, межличностных отношений и общения, разрешения конфликтов;

- основные мировые образовательные тенденции;

- функции образования и соответствующие им модели образования;

- сущность образования как педагогического процесса;

- сущность, структуру, направления развития системы образования в обществе, основные способы организации образовательного процесса;

- основные принципы, методы, содержание, правовые основы семейного воспитания;

- закономерности, принципы, способы личностного самосовершенствования и развития творческого потенциала личности;

уметь:

- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;

- рефлексировать результаты деятельности;

- организовывать продуктивное личностное, профессиональное общение и взаимодействие;

- учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности людей разных возрастов, стилей их жизнедеятельности, познавательной и профессиональной деятельности;

- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- использовать методы и приемы воспитания в коллективах;

- осуществлять воспитание и развитие детей в семье;

- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.