КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Основы дидактики специальной педагогики
Узловые вопросы темы 1. Особые образовательные потребности лиц с отклонениями в развитии и содержание специального образования. Требования специального федерального государственного стандарта образования лиц с ОВЗ. 2. Коррекционно-педагогический процесс как целостный процесс специального образования лиц с ОВЗ. 3. Принципы специального образования. 4. Технологии и методы специального образования. 5. Формы организации специального обучения. 6. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ 1. Коррекционная работа с детьми первого года жизни, имеющими ограниченные возможности здоровья. 2. Педагогические условия и средства социальной реабилитации лиц с отклонениями в развитии. 3. Значение и роль комплексного сопровождения в обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. 5. Значение, роль и место коррекционно-педагогической работы в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 6. Сущность и специфика коррекционной направленности специального образования. 7. Взаимосвязь процессов обучения, воспитания, развития в системе коррекционно-педагогической работы. 8. Л. С. Выготский о методологических основах коррекционно-педагогической работы. 9. Здоровьесберегающие технологии и подходы в специальном образовании лиц с отклонениями в развитии. 10. Идеи развивающего обучения в системе специального образования: сущность и значение.
Литературные источники 1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). - М., 1999 (Проект).
2. Дмитриев, А. А. О формировании единого специального образовательного пространства в Красноярском крае / А. А. Дмитриев // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 13 - 18. 3. Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5 – 19. 4. Моргулис, И. С. Некоторые вопросы теории специального обучения / И. С. Моргулис // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 3 - 7. 5. О едином государственном экзамене для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 86 – 87. 6. О процедуре проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников и поступающих с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 84 – 85. 7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 122 – 162. 8. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 2: Общие основы специальной педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 225 – 316. Дополнительная литература 1. Борщанская, А. К. К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида / А. К. Борщанская // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 31 – 33. 2. Вильшанская, А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения / А. Д. Вильшанская // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 50 – 57. 3. Вильшанская, А. Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 1. – С. 18 – 22. 4. Гаврилушкина, О. П. Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании / О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 3 – 10.
5. Евстешина, О. И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта / О. И. Евстешина, М. С. Белякова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 66 –71. 6. Екжанова, Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2006. – № 6. – С. 3 – 14. 7. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 35 – 42. 8. Мирский, С. Л. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский // Дефектология. – 2000. – № 3. – С. 32 – 39. 9. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – С. 80 – 90. 10. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / авт.-сост. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошкина; под ред. Ю. В. Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с. 11. Самыличев, А. С., Метиева Л. А. Оздоровительное направление в учебно-воспитательном процессе специальной коррекционной школы-интерната / А. С. Самыличев, Л. А. Метиева // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 71 –76. 12. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 168 – 237. 13. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 263 с. 14. Тупоногов, Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушениями развития / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 2001. - № 3. – С. 15 – 18. 15. Уфимцева, Л. П. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушением интеллекта / Л. П. Уфимцева, Т. П. Трубачева, Н. А. Семенайт // Дефектология. – 2002. – № 4. – С. 57 – 61. 16. Малофеев, Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2010. – № 5. – С. 14-20. 17. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. – 2010. – № 5. – С. 6-22.
Задания для самостоятельной работы 1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям. 2. Подготовить конспекты материалов из журнала “Дефектология”. 3. Записать основные термины в педагогический словарь. 4. Подготовить обобщенные ответы по узловым вопросам. 5. Составить опорные схемы “Принципы специального образования”, “Средства реализации коррекционно-педагогической работы”. 6. Раскрыть взаимосвязь компонентов дидактики специальной педагогики: Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ ↓ Цель и задачи специального образования ↓ Государственный стандарт общего образования лиц с ОВЗ и содержание специального образования ↓ Технологии и методы специального обучения ↓ Формы специального обучения ↓ Средства специального обучения ↓ Результаты специального образования 7. Сделать сравнительный анализ ГОС общего среднего образования и Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). 8. Подготовить мультимедийную презентацию «Современные исследования в области дидактики специальной педагогики».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |