Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 Воспитание и развитие человека




Тема 4. Основы научно-исследовательской деятельности в области образования

Ведущая идея занятия. Освоение науковедческих основ педагогики связано в первую очередь с главной задачей научно-исследовательской деятельности - выявлением сущности явления и формулированием закономерностей. В предлагаемой на занятии деятельности студенты встречаются с важнейшими для ученого-педагога моментами, без которых немыслим успех научного исследования. Прежде всего, в представленных примерах студенты приобретают умение различать действительно научно-педагогическую закономерность и псевдонаучное теоретическое положение. Другой задачей, с которой сталкивается всякий ученый, - движение от факта к элементарной «клеточке» теории, несущей в себе все существенные черты явления в свернутом виде. Для знакомства с данным видом деятельности студентам предлагается для анализа ряд фактов, взятых из практики современного образования, которые они должны объяснить, сформировав теоретическую модель явления. Следующая способность ученого - умение совершить обратный путь, увидев «умные факты» - воплощение найденной теоретической идеи в опыте, осваивается в процессе узнавания в известных социально-педагогических явлениях соответствующих теоретических закономерностей педагогической природы. В заключение семинара студентам ставится задача: в соответствии с интересующей их проблемой в области воспитания и образования построить план собственной исследовательской работы. Опыт деятельности в качестве ученого на занятии оформляется в виде дневника самонаблюдения, в котором студент анализирует характер возникающих трудностей в процессе исследования, факторы, влияющие на его успешность, степень соответствия собственных личностных черт складу ученого.

Этапы проведения занятия

1 Совместное обсуждение ряда примеров подлинно научных и псевдонаучных педагогических закономерностей (студенты выступают в роли экспертов).

2 Представление преподавателем типичных явлений, характеризующих современную образовательную ситуацию и разработка в группах соответствующих объяснительных теоретических моделей.

3 Общее обсуждение выдвинутых группами моделей и попытка их подтвердить широким кругом образовательных явлений.

4 Планирование научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение актуальной социально-педагогической проблемы.

5 Подведение итогов занятия студентами в отчете самонаблюдения.

Ведущая идея занятия. В следствие избытка теоретического знания о процессе воспитания и недостатка профессионального опыта в сознании студентов нередко утверждается упрощенное понимание педагогических явлений, снимающее действительную глубину человеческой природы и исключающее трудности, связанные со становлением человека. Практическое знакомство с миром человека на данном занятии реализуется как герменевтическое проникновение в жизненную ситуацию другого. Это достигается за счет анализа того или иного биографического материала (письмо, дневниковые записи и т п), позволяющего представить себе внутренний мир конкретного человека, сконструировать его образ (в качестве объекта анализа может быть взят как реальный человек, так и герой какого-либо художественного произведения). В ходе занятия мир жизни личности, выраженный в целостном образе, встраивается студентами в процессе внутригруппового диалога в различные жизненные контексты таким образом, чтобы как можно полнее объяснить переживания и поступки этого человека, не разрушая при этом целостности образа. Благодаря этому для студента проясняется специфика той действительности с которой работает педагог – внутреннего мира человека. Важнейшим результатом занятия является формирование ценностного отношения к потенциальному воспитаннику, понимание, что педагогические меры неэффективны при невнимании к его личностным перспективам, исходящим из особенностей его жизненного мира. На данном занятии происходит освоение студентами этического момента педагогической деятельности через возложение на себя роли педагога по отношению к конкретному человеку.

Этапы проведения занятия

1 Краткое изложение педагогом необходимых для работы теоретических сведений, определение понятия «жизненный мир», представление подходов к его классификации и основ педагогической работы.

2 Знакомство студентов в малых группах с текстами, целостно репрезентирующими жизнь человека (автобиография, описание разговора, письмо, дневниковые записи).

3 Обсуждение внутри групп своеобразия жизненного мира данного человека, определение его личностных перспектив, характера организуемых педагогических отношений.

4 Зачетная беседа преподавателя с каждой группой.

Примечание Гибкость педагогического мышления студентов и опора на жизненный опыт возрастают, если предлагать для анализа нестереотипные педагогические ситуации, например, воспитание взрослых людей в условиях напрямую не связанных с образовательными учреждениями Допустимо сознательно усложнять задание, предлагая условия достаточно бедной педагогической среды, прибегая к воспитанию в другую историческую эпоху и т д В качестве текстов могут быть использованы фрагменты художественных произведений А И Солженицына, Ф М Достоевского, Л Н Толстого, В Шукшина, биографические заметки В В Розанова, С Н Булгакова и т д




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.