Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовое воспитание школьников




Развитие творческих сил и художественных способностей школьников.

Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся. Умение учителя красиво оформлять доску, разумно располагать на ней учебный материал, красиво писать буквы и цифры, делать хорошие зарисовки – все это оказывает влияние на формирование эстетических вкусов учащихся.

На уроках чтения и литературы учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества, писателей и поэтов прошлого и современности. На уроках естествознания дети наблюдают родную природу, учатся видеть ее красоту и неповторимость. Главная задача уроков музыки состоит в том, чтобы ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве форм и жанров. Уроки изобразительного искусства направлены на развитие у школьников творческих способностей, художественного вкуса, воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной работе. Здесь можно выделить три взаимосвязанных звена:

- эстетическое просвещение (беседы, встречи, клубы друзей искусства и др.);

- развитие эстетических чувств (просмотр фильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства и театров);

- обогащение опыта художественной деятельности (творческие кружки, театральные и хореографические студии).

Виды деятельности и формы занятий по эстетическому воспитанию могут быть самыми разнообразными. На экскурсиях дети учатся замечать красоту городского и сельского пейзажей, наблюдают за видом и окраской неба в разное время года, при различном состоянии погоды. Дети знакомятся с памятниками культуры и народного творчества, с местными мастерами-умельцами прикладного искусства, наблюдают за их работой. Учащиеся мастерят игрушки из природного материала (желуди, орехи, шишки и др.), картона, пластилина. Дети делают аппликации, занимаются вышиванием, выпиливанием, выжиганием по дереву; из папье-маше изготовляют персонажей сказок, делают елочные украшения. Школьники пробуют свои силы в сочинении сказок и стихов.

а) Значение и задачи трудового воспитания.

Труд является источником материального и духовного богатства общества. Труд оказывает влияние на развитие умственных способностей, человек крепнет физически, труд влияет на формирование нравственных качеств личности, в процессе труда человек совершенствуется.

Целью трудового воспитания в школе является формирование у школьников сознательного отношения к труду, воспитание психологической и практической готовности учащихся к труду.

Задачи трудового воспитания:

- привитие любви к труду и уважения к людям труда;

- формирование трудовых навыков и умений;

- побуждение к сознательному выбору профессии;

- ознакомление с основами современного производства;

- воспитание общей культуры труда.

Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

б) Система трудового воспитания в школе.

Трудовое воспитание учащихся в школе носит целенаправленный и систематический характер. В школе сложилась стройная система трудового воспитания учащихся.

 

1. Учебный труд.

К.Д. Ушинский считал, что умственный труд – едва ли не самый тяжелый для ребенка. Этот труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив. В процессе учебного труда воспитывается сознательное отношение к труду в целом, учащиеся получают знания основ современного производства и экономики. Они овладевают рядом умственных и практических действий, у них формируются познавательные интересы, рациональные приемы умственной деятельности, вырабатывается культура умственного труда.

Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Поэтому учитель должен знать возрастную и индивидуальную готовность каждого ребенка к учению, знать особенности детского внимания и мышления, соблюдать режим труда и отдыха. Главная задача учебного труда – научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания.

2. Трудовое обучение.

Целенаправленное трудовое обучение осуществляется на уроках труда.

Учащиеся 1 – 4 классов овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами работы с бумагой, картоном, тканью, выращивают сельскохозяйственные растения, ремонтируют наглядные пособия, делают игрушки.

Учащиеся 5 – 9 классов получают общетрудовую подготовку, приобретают знания и практические умения обработки металла, дерева, знакомятся с электротехникой, получают представление о главных отраслях народного хозяйства.

3. Общественно полезный труд.

Общественно полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную направленность.

В процессе общественно полезного труда у школьников формируются такие нравственные качества, как ответственность, дисциплинированность, творческая активность, самостоятельность.

Формы организации общественно полезного труда могут быть различными: бригады, отряды по сбору лекарственных трав и семян. В школах сложилась система массовых форм общественно полезных дел: день птиц, день леса и сада, праздник урожая, субботники.

Наиболее доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание. Труд по самообслуживанию делится на домашний и школьный.

Большое внимание труду детей в семье уделял А.С. Макаренко. Он указывал, что именно семья воспитывает у детей уважение к труду родителей, заботливое отношение к младшим братьям и сестрам. Родители организуют труд детей в семье по поддержанию порядка в доме, приготовлению пищи, стирке и починке одежды, ремонту бытовых приборов и предметов домашнего обихода.

Школьное самообслуживание включает уборку помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе.

Труд по самообслуживанию может быть коллективным и индивидуальным.

в) Педагогические требования к организации детского труда:

- чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

- трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

- контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах;

- труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;

- труд должен быть систематическим, разнообразным, четко спланированным;

- труд должен сменяться отдыхом;

- утомление снимается чередованием видов труда;

- педагог должен сообщить учащимся цель работы;

- важна правильная расстановка детских сил;

- до начала работы педагог обязательно должен провести инструктаж;

- по окончании работы необходимо подвести итоги работы (они могут быть отражены в стенной печати, по радио, в классном уголке).

г) Профессиональная ориентация школьников.

Перед школой стоит задача – совершенствовать работу по профессиональной ориентации учащихся. Основная задача профессиональной ориентации – это осознанный выбор школьниками профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

Система профессиональной ориентации:

1. Профессиональная информация.

В начальных классах дети знакомятся с различными профессиями, организуются встречи с родителями, проводятся экскурсии на предприятия. В профессиональной информации учителя раскрывают детям не только содержание самой профессии, но и какими качествами должен обладать человек данной профессии.

2. Профессиональная консультация.

Учителя трудового обучения, физики, химии, биологии, географии, математики раскрывают особенности определенных профессий, их значение для развития общества. Профконсультация помогает учащимся правильно оценить свои возможности при выборе профессии.

3. Профессиональный отбор.

Учебные заведения предъявляют определенные требования к поступающим в соответствии с профилем работы. Ряд предприятий, принимая человека на работу, определяют его пригодность к избранной профессии.

4. Профессиональная адаптация.

Чтобы адаптация проходила успешно, молодой человек должен знать рациональные приемы и методы труда, он должен быть обеспечен хорошими инструментами и приборами, в коллективе должен быть создан благоприятный микроклимат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.