КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вые акты, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру
Система законодательства довольно тесно связана с системой права, но не сливается с ней. Это обусловлено различными обстоятельствами. Во-первых, система законодательства и система права отражают разные стороны позитивного права. Система законодательства отражает внешнюю сторону позитивного права. Она показывает, каким образом структурированы такие источники позитивного права, как нормативные правовые акты. Система же права отражает внутреннюю сторону позитивного права и характеризует его внутреннее строение. Она говорит о том, каким образом структурируются составляющие позитивное право нормы, независимо от того, в каких юридических источниках они выражены. Во-вторых, система законодательства и система права складываются из разных элементов. Первичными элементами системы законодательства являются нормативные правовые акты, которые объединяются в отрасли законодательства. Первичными элементами системы права являются нормы права, которые объединяются в субинституты, институты, подотрасли и отрасли права, а также в различные правовые общности (публичное и частное право, материальное и процессуальное право и т. д.). В-третьих, система законодательства и система права - это не совпадающие системы. Системой законодательства охватывается только часть правовых норм, составляющих систему права. Нормативные правовые акты - не единственный источник, в котором выражено позитивное право государства. Поэтому законодательство не охватывает всего массива правовых норм, действующих в государстве, в то время как система права охватывает все правовые нормы, действующие в государстве. Кроме того, несовпадение системы законодательства и системы права проявляется еще и в том, что нормативные правовые акты могут содержать не только нормы права, но и программные положения, а также указания на мотивы и цели издания, которые излагаются в преамбуле (вводной части) нормативного правового акта. Могут в них присутствовать и предписания индивидуального характера, которые нормами права тоже не являются.
В-четвертых, система законодательства, хотя она и характеризуется подобно системе права объективностью строения, более подвержена влиянию субъективного фактора, поскольку создается законодателем (правотворческими органами) и в определенной степени зависит от его воли. В частности, от правотворческих органов зависит юридическая сила нормативных правовых актов и соответственно их место в системе законодательства. Система же права, несмотря на то, что правовые нормы тоже устанавливаются или санкционируются правотворческими органами, складывается объективно, так как обусловлена системой реально сложившихся общественных отношений. И, в-пятых, отрасли законодательства, выделяемые в его горизонтальной структуре, не всегда соответствуют отраслям права и в целом с ними не совпадают. В системе законодательства наряду с отраслями, аналогичными отраслям права, принято также выделять и так называемые комплексные отрасли законодательства, которые включают в свой состав нормативные акты, содержащие нормы не одной, а двух и более отраслей права. К таким отраслям относятся, например, аграрное (сельскохозяйственное), жилищное, экологическое законодательство. Более того, даже отрасли законодательства, аналогичные отраслям права (гражданское законодательство, административное законодательство и др.), как правило, по своему объему не совпадают с соответствующими отраслями права, поскольку нормы этих отраслей права могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в других юридических источниках (нормативных договорах, санкционированных обычаях и т. д.).
5. Систематизация законодательства. Законодательство не есть какая-то застывшая, раз и навсегда данная система нормативных правовых актов. Это динамичная, постоянно развивающаяся и обновляющаяся система. Однако со временем в действующем законодательстве накапливается огромное множество нормативных правовых актов, нередко противоречащих друг другу и не согласующихся между собой. Система законодательства становится громоздкой, внутренне противоречивой и труднодоступной для восприятия должностными лицами и гражданами. В результате снижается эффективность действующего законодатель- ства, возникают проблемы с его применением, осложняется поиск нормативных актов, необходимых для решения практических вопросов. Вследствие этого рано или поздно возникает потребность в расчистке и упорядочении действующего законодательства, приведении его в стройную, внутренне согласованную систему. Деятельность, связанную с этим, в юриспруденции принято именовать систематизацией законодательства. Обычно под систематизацией законодательства понимают деятельность, связанную с упорядочением действующего законодательства и приведением его в стройную, внутренне согласованную систему. Систематизация законодательства как деятельность, связанная с упорядочением действующего законодательства, преследует две цели: 1) освобождение действующего законодательства от избыточного нормативного материала, что делает его более компактным, и 2) приведение законодательства (или отдельных его отраслей) в определенную систему, что делает его обозримым и доступным для должностных лиц и граждан. Осуществляться систематизация законодательства может как органами государства, так и частными лицами, носить официальный и неофициальный характер, быть полной или частичной. Чтобы получить более глубокие представления о систематизации законодательства, необходимо рассмотреть ее формы. В учебниках и научной литературе чаще всего выделяется три формы систематизации законодательства: кодификация, консолидация и инкорпорация. Однако следует признать оправданным выделение и такой ее формы, как учет законодательства.
Кодификация законодательства считается наиболее сложной и в то же время качественно отличающейся от других формой систематизации законодательства. Ее главной отличительной чертой является то, что она связана с коренной переработкой действующего законодательства и изданием взамен множества разрозненных нормативных актов единых, внутренне согласованных кодифицированных (кодификационных) актов (кодексов, уставов, положений и т. д.). В этой связи кодификация законодательства всегда сопряжена с правотворческой деятельностью и носит официальный характер. Кодификация законодательства - достаточно сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого не только система законодательства освобождается от множества разрозненных нормативных актов, но и обновляется система права. В процессе кодификации происходит основательная переработка действующих в той или иной сфере правового регулирования юридических норм, нередко обновляется их содержание, устраняются пробелы и противоречия в правовом регулировании соответствующих общественных отношений, отменяются устаревшие, неэффективные и малоэффективные нормы права. В результате на свет появляется новый нормативный акт - кодифицированный акт, нормы которого, как правило, охватывают значительную область тех или иных общественных отношений. По этой причине некоторые авторы считают кодификацию не формой систематизации, а формой совершенствования законодательства. В юридической литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, выделяют несколько видов кодификации законодательства. Чаще всего - всеобщую, отраслевую и специальную. Под всеобщей кодификацией понимается принятие сводных кодифицированных актов по всем основным отраслям права и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов». Отраслевая кодификация представляет собой кодификацию той или иной отрасли права и создание кодифицированного акта, объединяющего, если не все, то значительную часть норм соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс). Специальная кодификация - это кодификация одного или нескольких институтов права, в результате которой нередко создаются комплексные кодифицированные акты (Лесной кодекс, Таможенный кодекс, Воздушный кодекс и др.).
Как уже было отмечено, результатом кодификации законодательства является создание и принятие кодифицированных актов. Практика выработала принятие различных видов кодифицированных актов. В Российской Федерации это основы законодательства, кодексы, уставы, положения и правила. Основы законодательства относятся к актам федерального законодательства, содержащим принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах субъектов Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действуют Основы законодательства о культуре, Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан и некоторые другие. Кодексы представляют собой крупные сводные акты, регулирующие определенную сферу однопорядковых общественных отношений. Как правило, они исчерпывающе регулируют соответствующие общественные отношения и не нуждаются в издании конкретизирующих их нормативных актов. Кодексы бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Отраслевые кодексы (Гражданский, Уголовный, Семейный и др.) содержат нормы одной отрасли права, комплексные кодексы (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.) содержат нормы нескольких отраслей права. Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие либо ту или шгую сферу государственной деятельности (например, Устав железных дорог регулирует работу железнодорожного транспорта), либо деятельность определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка). Положения - это сводные нормативные акты, детально регламентирующие правовое положение, задачи и компетенцию определенных органов, учреждений и организаций (например, Положение о Верховном Суде РФ). Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила дорожного движения). Другой формой систематизации законодательства, также связанной с правотворческой деятельностью и носящей официальный характер, является консолидация законодательства. Консолидация представляет собой такую форму систематизации законодательства, при которой устраняется множественность нормативных актов одинаковой юридической силы, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам. Результатом консолидации является принятие соответствующим правотворческим органом нового укрупненного норма- тивного акта, в состав которого включаются нормы, содержавшиеся в ранее действовавших разрозненных нормативных актах. Консолидация имеет определенные черты сходства с кодификацией законодательства. Это выражается в том, что консолидация, как и кодификация, сопряжена с правотворческой деятельностью, в результате которой взамен множества разрозненных, нередко противоречащих друг другу нормативных актов создается единый сводный нормативный акт. Вместе с тем консолидацию следует отличать от кодификации. Это отличие состоит в том, что консолидированные акты не устанавливают новых норм права, что характерно для кодифицированных актов, и ничего не меняют в правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Нормы права, которые ранее были закреплены в различных разрозненных нормативных актах, лишь располагаются в консолидированном акте в определенной логической последовательности. При этом производится их редакционная правка, устраняются противоречия, повторы, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, вырабатывается единый стиль из-» ложения. То есть имеет место внешняя обработка нормативного материала без изменения его по существу. Принятие консолидированных нормативных актов имеет достаточно широкое распространение в мировой практике. Например, в Великобритании издаются десятки такого рода актов, объединяющие акты парламента, принятые в разное время по одному и тому же предмету регулирования. Во Франции развито принятие кодексов, объединяющих нормативно-правовые предписания по одному и тому же вопросу. К числу таких кодексов, являющихся актами консолидации, относятся, например, Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и некоторые другие. В Российской Федерации консолидированные нормативные акты чаще всего издаются министерствами и центральными ведомствами как акты, укрупняющие различные акты ведомственного правотворчества. Более простой формой систематизации законодательства, по сравнению с кодификацией и консолидацией, является инкорпорация. Инкорпорация законодательства, как форма его систематизации, не связана с правотворческой деятельностью и заключается в создании разного рода сборников или собраний нормативных правовых актов. При этом содержание нормативных правовых актов, включаемых в такие сборники или собрания, изменяться не может. Они включаются такими, какие есть. Допускается только внешняя обработка нормативных актов. Например, из них исключаются отмененные статьи, статьи, в которые были внесены изменения, излагаются в новой редакции и т. д. В зависимости от того, кем осуществляется инкорпорация, различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Официальная инкорпорация осуществляется либо правотворческими органами, т. е. органами, издавшими нормативные акты, либо органами, специально уполномоченными на это правотворческими органами. Некоторые авторы к официальной инкорпорации относят только ту, которая осуществляется самими правотворческими органами, а инкорпорацию, которая осуществляется по поручению правотворческих органов, называют официозной (полуофициальной). Примером официальной инкорпорации может быть Собрание законодательства Российской Федерации, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания, указы и распоряжения Президента РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ и соответствия ей законов и нормативных актов высших органов государственной власти Российской Федерации. Неофициальная инкорпорация осуществляется организациями и частными лицами по собственной инициативе и без санкции уполномоченных на то государственных органов. Примером неофициальной инкорпорации могут быть различные сборники нормативных правовых актов, издаваемые для удовлетворения потребностей практики или в научных целях. В зависимости от того, по какому признаку производится размещение нормативных актов в сборниках или собраниях законодательства, различают хронологическую и систематическую (или предметную) инкорпорацию. При хронологической инкорпорации нормативные акты размещаются в сборниках или собраниях законодательства по хронологическому признаку, т. е. с учетом времени их принятия. Примером такой систематизации законодательства может служить уже упоминавшееся Собрание Зако- нодательства Российской Федерации. В нем соответствующие нормативные акты публикуются с учетом времени их принятия. При систематической инкорпорации нормативные акты в сборниках или собраниях размещаются по предметному признаку, т. е. с учетом предмета правового регулирования. Примером такой систематизации законодательства может служить Свод законов Российской Федерации, работа по созданию которого ведется в настоящее время. Наконец, в зависимости от объема охватываемого нормативного материала различают полную (генеральную) и частичную инкорпорацию. При полной инкорпорации составляются собрания, охватывающие все или большую часть законодательства страны (или субъекта федерации), при частичной инкорпорации составляются сборники законодательства по отдельным институтам или отраслям права. Сборники и собрания законодательства, как результат его инкорпорации, необходимо отличать друг от друга. Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Сборники нормативных актов могут готовиться как самими правотворческими органами, так и другими органами и организациями, а также частными лицами. Собраниями обычно называют инкорпорированные издания нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны. Разновидностью собрания законодательства является свод законов, представляющий собой инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти, объединенных по предметному признаку. Инкорпорация играет весьма важную роль в процессе систематизации законодательства. Благодаря ей, обеспечивается доступ самого широкого круга субъектов к достоверной информации о действующих в стране законах и подзаконных актах. Наряду с перечисленными формами систематизации законодательства - кодификацией, консолидацией и инкорпорацией -некоторые авторы выделяют и такую ее форму, как учет законодательства (учет нормативных актов). Учет законодательства счи- тается самой простой формой систематизации нормативных правовых актов и представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет. Учет законодательства осуществляется различными государственными и негосударственными органами, учреждениями, предприятиями, организациями как для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации, так и для обеспечения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных субъектов. Особую роль учет законодательства играет в деятельности судебных и прокурорских органов. Принято выделять несколько видов учета нормативных правовых актов. Наиболее простым является журнальный учет. Он связан с фиксацией реквизитов нормативных актов в специальных журналах и ведется по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. При использовании хронологического принципа нормативные акты регистрируются по датам их принятия, алфавитно-предметного - по предметным рубрикам, расположенным по алфавиту, системно-предметного - с учетом отраслей, подотраслей и институтов права. Другим, более совершенным видом учета законодательства является картотечный учет. Он связан с созданием разного рода карточек, расположенных по определенной системе. На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты нормативного акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо полный текст акта. Рубрики картотеки определяются на основе выработанного заранее словника или рубрикатора, а поиск нужных карточек осуществляется либо ручным способом, либо в полуавтоматизированном или автоматизированном режиме. Следующим видом учета законодательства считается ведение контрольных текстов действующих нормативных актов. Этот вид учета законодательства связан с внесением в тексты официальных изданий законов и подзаконных нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении этих актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки. В настоящее время все более широкое распространение получает так называемый автоматизированный учет законодательства, основанный на использовании современной компьютерной техники и связанный с созданием автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) по законодательству. В Российской Федерации такого рода системы созданы в аппаратах Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, в Министерстве юстиции и ряде других федеральных органов. Созданы и коммерческие автоматизированные информационно-поисковые системы законодательства «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и некоторые другие. 6. Санкционированный обычай, юридический прецедент и другие формы (источники) права. Рассмотрев вопросы, связанные с характеристикой нормативных правовых актов, обратимся теперь и к другим формам (источникам) права: санкционированному обычаю, юридическому прецеденту, нормативному договору, правовой доктрине и религиозным источникам. Санкционированный (по-другому - правовой) обычай считается самым древним и исторически первым источником позитивного права. В период перехода человечества от присваивающей экономики к производящей с появлением товарно-рыночных отношений начали возникать правовые обычаи, которые были направлены на регулирование этих новых, раннее не известных человечеству общественных отношений. Впоследствии, с возникновением государства, различные правовые обычаи стали получать признание со стороны государства и санкционироваться им в качестве общеобязательных правил поведения - норм позитивного права. Так появился первый источник позитивного права - санкционированный обычай (обычное право). Санкционированный обычай можно определить как сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени правило поведения, признанное государством в качестве общеобязательного. Иными словами, санкционированный обычай - это такой обычай, который государство признало в качестве общеобязательного правила поведения, т. е. нор- мы позитивного права. Отсюда следует, что обычай и санкционированный обычай - понятия не тождественные. Обычай как таковой сам по себе формой и источником позитивного права не является. Эти свойства он приобретает лишь тогда, когда государство признает его в качестве общеобязательного правила поведения и возьмет под свою защиту. Существует несколько способов признания (санкционирования) обычаев в качестве норм позитивного права. Это может быть фактическое (молчаливое) признание государственными органами тех или иных обычаев, которыми они руководствуются в своей практической деятельности и считают их нормами действующего права. Другой способ санкционирования заключается в вынесении государственными органами (например, судами) решений на основе существующих обычаев. Признание обычаев в качестве норм позитивного права может осуществляться и путем закрепления в нормативных правовых актах отсылок к обычаям. Например, в действующих в Российской Федерации Гражданском кодексе, Кодексе торгового мореплавания, Семейном кодексе содержится целый ряд отсылок к обычаям делового оборота, национальным и некоторым другим обычаям. Санкционированный обычай как форма и источник позитивного права наиболее широко был распространен в древних и средневековых государствах (законы Хаммурапи, законы XII таблиц, Русская Правда и др.). Определенное распространение санкционированный обычай имеет и в современных государствах (например, в государствах Африки, Океании и др.). В современной Российской Федерации санкционированный обычай тоже имеет место, но к числу основных источников права не относится. Юридический (правовой) прецедент как форма (источник) права тоже известен с древних времен. Это решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придало общеобязательное значение и которое вследствие этого стало образцом для разрешения аналогичных дел1. Решения судебных или административ- 1 Слово «прецедент» означает случай, поступок, событие, имевшие место в прошлом и служащие примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. ных органов сами по себе источником права не являются. Таковыми они становятся тогда, когда государство признает их в качестве образцов, оснований для разрешения аналогичных дел. После такого признания решение по конкретному юридическому делу становится нормой права - общеобязательным правилом, которое служит правовым основанием для вынесения решений по аналогичным делам. Систему действующих в стране прецедентов принято именовать прецедентным правом. Существует два основных вида юридического прецедента: судебный, который создается судебными органами, как правило, высшими, и административный, который создается органами исполнительной власти. Наибольшее распространение в современном мире имеет судебный прецедент. Систему действующих в стране судебных прецедентов нередко именуют судебной практикой. Вместе с тем отдельные авторьг рассматривают судебную практику в качестве самостоятельного источника права наряду с судебным прецедентом. Возникнув в глубокой древности, юридический прецедент сохраняет свое значение и в настоящее время. Сегодня он остается основным источником права в Австралии, Великобритании, Канаде, США и ряде других государств. В Российской Федерации юридический прецедент официальным источником права не является, хотя определенные его проявления в практике судов встречаются. В частности, многие разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ фактически носят характер судебных прецедентов, поскольку в них конкретизируются и детализируются общие нормы законов, а также дается единообразное толкование этих норм, обязательное для всех нижестоящих судов. Нормативный договор (по-другому - договор с нормативным содержанием) также относится к числу достаточно распространенных форм (источников) права, известных с древнейших времен (например, договоры Руси с Византией). Нормативный договор представляет собой соглашение двух или более субъектов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. По своему содержанию - это юридический акт, в котором выражено волеизъявление сторон (субъектов) относительно взаимных прав и обязанностей. Можно выделить следующие признаки нормативного договора: 1) он содержит нормы права, т. е. правила поведения общего характера; 2) характеризуется добровольностью заключения и равенством сторон, заключающих договор; 3) выражает согласие сторон по всем существующим аспектам договора; 4) предусматривает ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Нормативные договоры следует отличать от индивидуальных правовых договоров, имеющих широкое распространение в сфере действия гражданского, трудового, семейного и некоторых других отраслей права. Основное отличие состоит в том, что индивидуальные правовые договоры не содержат норм права, в то время как для нормативных договоров наличие в них норм права является обязательным признаком. Существует несколько видов нормативных договоров. Прежде всего, это международные договоры (пакты, соглашения, конвенции и т. д.), которые являются основными источниками международного права, а во многих государствах и национального (внутригосударственного) права. Следующую группу составляют учредительные договоры, к которым обычно относят договоры, определяющие статус государств, их объединений, взаимоотношения между субъектами федерации, статус государственных органов и т. п. Примером таких договоров могут служить Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и др. Выделяются и такие виды нормативных договоров, как компетен-ционно-разграничительные договоры (например, Федеративный договор, состоящий из трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации от 31 марта 1992 г.), договоры (соглашения) о делегировании полномочий (имеют место в случаях передачи одним органом части своих полномочий другому органу), программно-политические договоры (например, договоры о дружбе и сотрудничестве между государствами, договоры о сотрудничестве между субъектами федерации и некоторые другие), функционально-управленческие соглашения (заключаются между различными государственными органами как внутри государства, так и на международном уровне), договоры между государственными органами и общественными организациями (заключаются на всех уровнях и касаются согласованной политики в области социальных и трудовых отношений, оплаты труда, поддержки малого и среднего бизнеса), договоры о гражданском согласии (например, принятый в 1994 г. в Российской Федерации Договор об общественном согласии)1. Нормативный договор оценивается в настоящее время как один из перспективных источников позитивного права, так как он позволяет непосредственно учесть интересы участников общественных отношений и закрепить их согласованное волеизъявление. Правовая доктрина (юридическая наука), нередко именуемая «правом юристов», как форма и источник позитивного права имела известное распространение в древних и средневековых государствах. Например, в Древнем Риме суды при вынесении решений опирались на труды наиболее известных римских юристов (Ульпиана, Гая, Павла, Папиниана и др.). Более того, многие положения, сформулированные этими юристами, вошли в кодекс Юстиниана (VI в. н. э.), составив в нем целый раздел - Дигесты. В странах средневековой континентальной Европы в период формирования романо-германской правовой системы правовая доктрина являлась основным источником позитивного права. Широкое распространение как источник права она имела в мусульманских странах. Трактаты известных юристов признавались источниками права в английских судах. В настоящее время правовая доктрина как источник позитивного права имеет незначительное распространение. Например, определенные ее проявления можно встретить в мусульманских странах. В качестве источников позитивного права могут выступать также религиозные источники, к которым относятся священные книги, акты религиозных деятелей и религиозных органов, некоторые догматы теологической теории. Данные источники права существовали не только в прошлом, но и имеют определенное 1 Более подробно об этом см.: Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник. М., 1995. С. 184-198. распространение в современных государствах, в частности, в теократических государствах и государствах, где продолжают в той или иной мере действовать религиозные правовые системы (мусульманское право, иудейское право, индусское право). Так, основными источниками мусульманского права являются Коран и сунна, в иудейском праве - Тора и Талмуд, в индусском праве -законы Ману. В ряде учебников по теории государства и права выделяются и такие, например, источники позитивного права, как принципы права и права человека. Как представляется, считать их самостоятельными источниками позитивного права все-таки нет достаточных оснований. Хотя на основе принципов права и могут выноситься судебные решения (например, при пробелах в позитивном праве), тем не менее, сами по себе принципы права самостоятельными источниками права, формой внешнего выражения правовых норм не являются, так как закреплены (прямо или косвенно) в том или ином источнике права (нормативном правовом акте, санкционированном обычае и т. д.). То же самое можно сказать и о правах человека (естественных правах). Когда они закреплены в позитивном праве, они считаются составной частью соответствующего источника позитивного права (например, нормативного правового акта). Когда же они еще не получили такого закрепления, они могут выступать источниками позитивного права лишь в материальном, но не в формальном смысле. Контрольные вопросы 1. Что понимается под формой и источником права, и в каких значениях эти понятия совпадают? 2. Что понимается под нормативным правовым актом? Каковы его признаки, особенности и виды? 3. Что такое закон в формально-юридическом смысле? Каковы его признаки, виды? 4. Что понимается под подзаконными нормативными актами, и какие виды нормативных правовых актов к ним относятся? 5. Что понимается под законодательством и что представляет собой его система? 6. Что такое систематизация законодательства, и в каких формах она осуществляется? Чем эти формы отличаются друг от друга? 7. Что собой представляют такие формы (источники) права, как санкционированный обычай, юридический прецедент, норматив- ный договор, правовая доктрина и религиозные источники? Имеют ли они распространение в современных государствах? Литература 1. Белкин А. А. Обычаи и обыкновения в государственном праве / А. А. Белкин // Правоведение. - 1998. - № 1. - С. 34-39. 2. Богдановская И. Ю. Прецедентное право / И. Ю. Богдановская. -М.: Наука, 1993.-240 с. 3. Гук П. А. Судебный прецедент в России: теория и практика / П. А. Гук // Правоведение. - 2001. - № 4. - С. 50-60. 4. Зивс С. Л. Источники права / С. Л. Зивс. - М.: Наука, 1981. - 240 с. 5. Калинин А. Ю. Форма (источник) права как категория теории государства и права / А. Ю. Калинин, С. А. Комаров // Правоведение. -2000.-№6.-С. 3-10. 6. Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юрид. лит., 1994. -136 с. 7. Малова О. В. Правовой обычай как источник права: автореф. дис.... канд. юрид. наук / О. В. Малова. - Екатеринбург. 2002. - 24 с. 8. Ровный В. В. Обычай в частном праве: науч. изд. / В. В. Ровный. -Иркутск: Иркут. ун-т, 2004. - 76 с. 9. Тихомиров Ю. А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. - М.: Наука, 1982.-256 с. 10. Хачатуров Р. Л. Источники права / Р. Л. Хачатуров. - Тольятти: Изд-во ТолПи, 1997. - Вып. 3. - 89 с. ОПРЕДЕЛЕНИЯ основных понятий теории государства и права, содержащихся в темах 1-8 1. Наука теория государства и права - система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно-правовых явлений. 2. Предмет науки теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью. 3. Метод науки теории государства и права - совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается теория государства и права и которые она использует при исследовании своего предмета. 4. Государство (в широком смысле) - политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.
5. Государство (в узком смысле) - состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. 6. Функции государства - определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни. 7. Государственная власть - способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. 8. Механизм государственной власти - совокупность (система) государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции. 9. Механизм государства - совокупность (система) государственных организаций, с помощью которых выполняются задачи и функции государства.
10. Государственный аппарат - совокупность (система) государственных органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства. 11. Принципы организации и деятельности государственного аппарата - исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования государственного аппарата в целом и отдельных его звеньев. 12. Орган государства - структурно обособленная часть государственного аппарата, которая наделена властными полномочиями и с помощью которой осуществляются определенные задачи и функции государства. 13. Государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач. 14. Самоуправление - самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. 15. Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. 16. Форма государства - организация государственной власти, выраженная главным образом в форме правления, форме государственною устройства и политическом режиме. 17. Форма правления - организация верховной власти в государстве. 18. Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти. 19. Политический режим - совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти. 20. Позитивное право - система установленных или санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством. 21. Функции позитивного права - определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения, в которых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни. 22. Система права - взятые в единстве и взаимосвязи действующие в государстве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру. 23. Принципы права - закрепленные в праве руководящие идеи, исходные положения, которые составляют главное содержание права и выступают в качестве основополагающих начал правового регулирования общественных отношений. 24. Нормы права - установленные или санкционированные государством, а также охраняемые им, правила поведения, которые носят общеобязательный характер и направлены на регулирование общественных отношений. 25. Институт права - совокупность (система) правовых норм регулирующих определенный вид общественных отношений. 26. Отрасль права - совокупность (система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений. 27. Формы (источники) права - способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права. 28. Нормативный правовой акт - принятый в установленном порядке управомоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права. 29. Закон - принятый в особом порядке высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой, содержит первичные нормы права и регулирует наиболее важные общественные отношения. 30. Подзаконные нормативные акты - основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить. 31. Законодательство - совокупность (система) всех действующих в государстве нормативных правовых, актов. 32. Система законодательства - взятые в единстве и взаимосвязи действующие в государстве нормативные правовые акты, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру. 33. Систематизация законодательства - деятельность, связанная с упорядочением действующего законодательства и приведением его в стройную, внутренне согласованную систему. 34. Санкционированный обычай - сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени правило поведения, признанное государством в качестве общеобязательного. 35. Юридический прецедент - решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придало общеобязательное значение и которое вследствие этого стало образцом для разрешения аналогичных дел. 36. Нормативный договор - соглашение двух или более
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |