Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторическое мастерство педагога – основа его профессионального успеха




I. Риторическое мастерство педагога – основа его профессионального успеха

Викторова О. В.

Часть 2

УЧИТЕЛЯ И РАБОТА СО СЛОВОМ

РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО

(учебно-методическое пособие)

Содержание

 

1. Подготовительный этап

2. Композиция выступления

3. Структурно-логические схемы подготовки и содержания выступления

4. Произнесение речи

5. Творческая составляющая речи учителя

II. Логика устной речи 1. Речевые такты и логические паузы. Их выделение в звучащей речи.2. Логические ударения.3. Интонирование знаков препинания.4. Практические задания по логике речи. III. Программы курсов повышения квалификации и факультета переподготовки педагогических кадров 1. Программа «Культуре речи» для отделения «Социальная педагогика. Руководитель детского театрального коллектива»2. Программа «Коммуникативные технологии» для отделения «Социальная педагогика. Руководитель детского театрального коллектива»3. Программа «Работа с поэтическим словом» для отделения «Социальная педагогика. Руководитель детского театрального коллектива»4. Программа «Сценическая речь» для курсов повышения квалификации учителей «Театр и театральная педагогика в образовательном процессе»

 

 

Риторика – это очень древняя наука, восходящая к пятому веку до нашей эры. Сегодня риторика как учебный предмет полноправно вошла в школьные и вузовские программы, но, к сожалению, сами учителя не всегда знают и понимают ее возможности, ее педагогические потенциалы. Однако, риторическая наука жизненно необходима для формирования учителя.

Педагогическая риторика, как одно из направлений, основана на принципах и законах общей риторики, сформулированных еще Аристотелем. Среди ситуативно обусловленных процессов, обеспечивающих эффективное публичное высказывание, школьное преподавание имеет свою риторику, отличную от других прикладных направлений, сложившихся исторически. Ее предназначение — формировать и регулировать ситуации общения, обусловленные педагогической задачей, ликвидировать барьеры общения, формировать речевой аспект педагогического мастерства.

Подлинное владение словом, искусством и техникой общения достигается преподавателем при помощи педагогической риторики. Мастерство педагога проявляется через слово, чем точнее, яснее и понятнее будет выражена мысль, тем скорее будет выполнена педагогическая задача. Учитель раскрывается в общении с учениками, именно мастерство общения определяет в конечном итоге умение быть учителем. Мы уже затрагивали такие стороны педагогической речи, как техника и культура речи. Но для полного воздействия на ученика этого недостаточно. Французский лингвист Соссюр определяет речь как индивидуальный акт воли и разума, как деятельность говорящего. Педагог держит в поле своего коммуникативного воздействия всю аудиторию; говоря для аудитории, он прогнозирует восприятие своего обращения каждым, предвидит его реакцию. Именно поэтому для достижения педагогической задачи важно овладение способами построения текста и приемами воздействия на аудиторию, адекватными данной аудитории.

Подготовка к выступлению начинается еще до того, как вы возьмете ручку, и начнете писать текст выступления (урока). Итак, какой путь следует пройти, чтобы создать эффективное воздействующие выступление? Прежде всего, надо понимать, что все части текста должны составлять единое целое, и подчиняются единой цели. Текст выступления и само выступление зависят от места, времени, аудитории и темы. Образно готовый текст можно представить как «риторическое дерево»

1. Корень (всегда скрыт от аудитории) – основная причина, приведшая вас на трибуну. Цель выступления.

2. Ствол - основная тема, основные проблемы выступления.

3. Основные несущие ветви – основные вопросы плана.

4. Мелкие веточки – подвопросы, подразделы.

5. Крона (листья) – слова.

6. Цветы – выразительные средства речи ( тропы, фигуры, фразеологические обороты, цитаты и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.