Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство РФ: понятие, структура и принципы построения. Нормативно-правовое регулирование бюджетной системы РФ




Бюджетные системы зарубежных стран, их характеристика и особенности.

Бюд устройство различ-х стран обусловлено их госуд-ым, конституционным устройствомтерриториально-административным делением и Ур-нем разв эк отн-й. Известны 2 основ формы гос устройства: унитар 2) федератив. В унитар (Великобр, Фр, Ит, Яп) им 2 основ звена упр-я: 1) централь 2(местное. В федератив (США, Канада, ФРГ) 3 осн звена: 1) централь 2) субъектов федерации 3) мест звено. Федератив устройство США определило 3 ур-ня упр-я бюд-ми: 1) федер бюд-т 2) бюд 50 штатов 3) бюд более 80т местных административн территор обр-й. Это м б бюд округов, графств, городов, тауншипов. Федер бюд в основном осущ-ет расх по наиб значимым федер программам (прогр космич, ядер исслед-й, оборона). Бюд штатов – наиб затр идут на обр-е. За счет мест бюд-ов в основ финансир-ся программ инфраструктурного обеспеч: дороги, водоснабжение. Сист ФРГ им деление на: 1) федер бюд 2) бюд земель 3) бюд общин (бюд городов и насел). Особен-тью явл то, что сущ специфич сист межбюд выравнивания. Гос бюд Великобр сост из 2 частей: 1) консолидированного фонда (соьственно бюд-т) 2) национ фонда займа. Расх нац фонда займа напрвляются на обслуживание гос долга Великобр. Бюд сист Фр им 2 звена: 1) гос бюд 2) мест бюд. Ч/з гос бюд перераспредел-ся более 20% ВВП и до 80% дох-ов бюд системы. 1 ур-нь мест бюд-ов: областн (22), департаменты (96 вкл Париж), 4 заморские территории. 2 ур-нь: комунны (36т) – округа. Бюд Японии: 1) центр прав-во (цент бюд) 2) 47 префектур (3045 городов, поселков и районов). Значит место в бюд сист заним спец фонды: гос и местные. Осн часть налогов поступ в центр бюд-т, примерно 66-67%.

 

Бюджет образует центральное звено финансов и выражает все ее основные качественные признаки. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления (органов публичной власти).Задачи бюджета:

1.Перераспределение национального дохода (поступление налогов и дальнейшее их направление)

2.Государственное регулирование и стимулирование экономики

3.Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства

4.Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

Бюджет как экономическая категория выражает планомерное отношение по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов: индивидов, коллективов, государства.Функции бюджета:

1.Распределительная (перераспределительная) – через государственный бюджет концентрируется значительная доля национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны и содержание органов власти и управления. Благодаря бюджету происходит перераспределение национального дохода, что позволяет маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства

2.Воспроизводственная – расширяя объем государственных инвестиций государство вызывает повышение спроса на рабочую силу и средства производства, что в свою очередь дает импульс росту промышленного производства, занятости и оживляют хозяйственную конъюнктуру.

3.Регулирующая – аккумулированные посредством налоговых и др. обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан. В бюджетной системе финансовые ресурсы перераспределяются как в сферу материального производства так и в сферу нематериального производства, находящеюся на содержание бюджета.

4.Контрольная – позволяет контролировать степень и форму воздействия государства на воспроизводственный процесс.

5.Фискальная – обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения управленческих, социальных, оборонных, внешне-политических обязанностей.

6. социальная

Бюджетная политика государства – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, а также управления государственным долгом.

Бюджетная политика (БП) определяется президентом РФ в бюджетном послании направленную федеральному собранию, не позднее марта года предшествующему финансовому году. Наиболее важное направление в БП является сбор бюджет. доходов, выполнение бюджетных обязательств.

Критерии эффективности БП:

1. Уровень собираемости бюджетных доходов в целом и налогов в частности

2. Уровень выполнения бюджетных обязательств

3. величина бюджетного дефицита и скорость роста гос.долга

4. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание гос. Долга

5. уровень монетизации бюджетного дефицита

6. величина валютных резервов используемых для финансирования бюджетного дефицита

7. динамика ВНП

К бюджетным правоотношениям относятся:

1. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов, осуществление расходов бюджета всех уровней бюджетной системы и бюджет госуд. Внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга.

2.отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения и исполнения, а также контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс принят в 1998г, а вступил в силу с 1 января 2000г. Бюджетный кодекс служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования БС РФ. Порядок регулирования межбюджетных отношений определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Под бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Основой бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими основными законодательными актами, а также ролью бюджета в общественном производстве и социальных процессах.

БС РФ это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.БС состоит из 4 уровней

1.федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

2.бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

3.местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских, округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и С-Петербурга

- бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в БС РФ самостоятельно не входят в бюджет вышестоящих уровней.Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней БС на соответствующей территории.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона и федерации в целом. Они законодательно не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Принципы построения БС:

1.принцип единства БС означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, единства санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета и ведение бухучета.

2.принцип разграничения доходов и расходов между уровнями БС означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.

3.принцип самостоятельности бюджета означает право законодательных органов власти на каждом уровне БС самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов в бюджетах каждого уровня; законодательного закрепления регулирующих доходов бюджета, а также полномочий по формированию доходов соответствующего бюджета (регулир. доходы – по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты нижестоящих уровней); право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующего бюджета и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета

4.принцип полноты учета доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

5.принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренный бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета

6.принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и использовании бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

7.принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и поступлениями из источников финансирования дефицита бюджета

8.принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в открытой печати и средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

9.принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

10.принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

11.принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и использование расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов

12.принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся

13. принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.