Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция и ее признаки. Особенности поведения фирм




Совершенная конкуренция как эталон эффективности использования ресурсов.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, борьба за получение максимальной прибыли. Конкуренция – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Для рынка совершенной конкуренции характерно:

- на совершенном рынке продукцию предлагают множество производителей;

- все производители предлагают одинаковый товар;

- доступ на рынок абсолютно свободен.

Рынок является совершенно конкурентным, если выполняются следующие основные условия:

1) каждый участник мал относительно размеров рынка; никто не может оказать влияние на рыночную цену своими индивидуальными действиями;

2) продаваемые каждым производителем продукты однородны;

3) покупатели хорошо информированы о ценах. Соблюдение 2-го и 3-го условий означает, что покупателям безразлично, у какого производителя покупать товар. И если последний поднимет цену, то потеряет своих покупателей;

4) продавцы действуют независимо друг от друга. Они не вступают в сговор между собой по поводу цен. Каждый производитель выбирает лучший для себя объём производства;

5) фирмы-производители могут свободно покидать отрасль или входить в неё, что позволяет фирме выбрать наиболее эффективный вид деятельности, поддерживает «конкурентное давление в отрасли». Свои функции – передача достоверной информации показателям и продавцам, формирование структуры рыночного предложения, распределение ограниченных ресурсов – рынок выполняет беспрепятственно, если отношения м/у участниками складываются на принципах СК.

В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет эластичен, т.к. доля каждой фирмы на рынке незначительна, что она не может повлиять ни на рыночную цену, ни на рыночный объем производства, следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы будет горизонтален.

Предложение фирмы будет представлено кривой предельных издержек, а т.к. в условиях совершенной конкуренции цена, средний и предельный доход равны, то можно вывести условия, на которые ориентируются фирма при выборе объема производства. В условиях краткосрочного равновесия конкурентная фирма может иметь прибыль или убытки.

 

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, состоящая из множества конкурирующих фирм, выпускающих неоднородную фирменную продукцию.

Само понятие монополистической конкуренции уже предполагает сочетание определенных характерных особенностей монополии и конкурентного рынка.

Выделим основные черты рынка монополистической конкуренции:

- ограниченное число средних и крупных фирм;

- каждая фирма обладает определенной долей рынка;

- фирмы обладают неценовыми преимуществами;

- доступ в сферу деятельности для других фирм возможен, при условии обладания неценовыми преимуществами.

Характеристика рынка монополистической конкуренции позволяет сделать вывод, что его основная особенность состоит в наличии так называемых неценовых преимуществ, благодаря которым предприятие имеет возможность устанавливать цену на свою продукцию выше рыночной, и это не отпугивает покупателей. Таким образом, фирма имеет определенную (в какой-то степени монопольную) власть над ценой. При этом на рынке представлено большое число фирм, что предполагает конкуренцию неценовых преимуществ.

Неценовые преимущества включают в себя:

- предоставление гарантий высокого качества товара;

- улучшенное сервисное обслуживание;

- особенности технологии изготовления продукции;

- особенности упаковки доставки продукции;

- особенности хранения продукции;

- простота использования;

- наличие дополнительных функций;

- соответствие моде;

- престижность потребления данной продукции.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. В отличие от чистой конкуренции, для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм. Достаточно сравнительно небольшого их числа. Из наличия такого числа фирм вытекает следующие признаки монополистической конкуренции:

- Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над ценой.

- Тайный сговор (согласованные действия фирм) с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен невозможен.

- В отрасли нет взаимной зависимости между фирмами. Каждая из них самостоятельно определяет свою политику.

- Дифференциация продукта. При этом Дифференциация принимает ряд различных форм:

1. Качество продукта. Продукты различаются по своим физическим или качественным параметрам, включая функциональные особенности, дизайн, качество работы…

2. Услуги. Условия связанные с продажей продукта (одни придают значение качеству обслуживания клиентов и т.д.).

3. Размещение. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения или доступности. Например минимагазин или гипермаркет.

4. Стимулирование рынка и упаковка.

Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко, т.к. эффект масштаба, и требующийся капитал невелики. Под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. В конкуренции на основе цен сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. Производитель в условиях монополистической конкуренции может добиться временного преимущества над конкурентами с помощью манипулирования продуктом, рекламы и других приемов стимулирования сбыта.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. Положительной чертой данного рынка является более полное удовлетворение разнообразных запросов потребителей.

Привычное на Западе, но поражающее нас многообразие вариантов в сущности одних и тех же продуктов является зачастую плодом деятельности небольших фирм, существующих в условиях монополистической конкуренции.

Именно такой тип рынка характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. На рынке действует множество фирм, причем среди них мало крупных, и они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невелики: для того чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка - всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция здесь все же не является совершенной? Причина кроется в той самой заметной черте рынка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, а именно в разнообразии, дифференциации, продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение "мини-монополиста" (единственного производителя данного продукта) и обладает известной властью на рынке. Причем с непривычки режущее слух словосочетание " мини-монополист" является не метафорой, а точным отражением сути ситуации.

Хотя " фрут энд нат " и " сникерс " безусловно разные шоколадки, они все же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции. Спрос на каждую из них высокоэластичен: стоит слегка поднять цены одной - и он переключится на другую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.