КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика переходной динамики 1 страница
Политическая модернизация.Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собойсовокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств. Политическая культура — это разнообразные, неустойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора. Типы политических культур
Патриархальная политическая культура (или политическая культура местных общин). Если эти четыре типа повторяющихся ориентации относительно специализированных политических объектов не выделяются (отсутствуют) и мы обозначаем их нулями, то такую политическую культуру мы называем патриархальной. Подданническая политическая культура. В ней существуют устойчивые ориентации относительно дифференцированной политической системы и относительно того, что система дает «на выходе», но ориентации относительно специфических объектов «на входе» системы и относительно себя как активного участника очень слабы. Политическая культура участия. Такая культура, в которой члены общества определенно ориентированы на систему вообще, а также как на политические, так и на административные структуры и процессы; другими словами, как на «входной», так и на «выходной» аспекты политической системы.
Гражданская культура — это прежде всего культура лояльного участия. Индивиды не только ориентированы «на вход» политики, на участие в ней, но они также позитивно ориентированы на «входные» структуры и «входные» процессы. Другими словами, используя введенные нами термины, гражданская культура — это политическая культура участия, в которой политическая культура и политическая структура находятся в согласии и соответствуют друг другу. Относительно стабильные и преуспевающие демократии — Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Политическая культура этих наций примерно соответствует понятию «гражданская культура».Гражданская культура — это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Поддержание должного равновесия между правительственной властью и правительственной ответственностью (responsiveness) — одна из наиболее важных и сложных задач демократии. Если нет какой-то формы контроля за правительственными элитами со стороны неэлит, то политическую систему вряд ли можно назвать демократической. С другой стороны, неэлиты не способны сами управлять. Чтобы политическая система была эффективной, чтобы она была в состоянии разрабатывать и проводить какую-то политику, приспосабливаться к новой ситуации, отвечать на внутренние и внешние вопросы, должен быть механизм, с помощью которого правительственные чиновники наделялись бы полномочиями, позволяющими им принимать властные решения. Напряженность, создаваемая необходимостью решения противоречащих друг другу задач, вытекающих из правительственной власти и правительственной ответственности, становится наиболее явной в периоды кризисов. Пытаясь решить данную проблему, политологи обычно говорят на языке структуры электорального конфликта. Электоральная система, сконструированная таким образом, чтобы наделять властью определенную элиту на ограниченный промежуток времени, может обеспечить баланс между властью и ответственностью: элиты получают власть, однако эта власть ограничена самой периодичностью выбора. Чтобы система такого рода могла работать, необходимо существование не одной, а большого числа партий.
Чтобы элиты могли быть ответственными перед обычным гражданином, от него требуется ряд вещей: он должен уметь выразить свое мнение так, чтобы элиты поняли, чего он хочет; гражданин должен быть вовлечен в политику таким образом, чтобы знать и беспокоиться о том, ответственны ли элиты перед ним или нет; он должен быть достаточно влиятельным, чтобы навязывать элитам ответственное поведение. Однако для достижения другой составляющей демократии — власти элит — необходимо, чтобы обычный гражданин имел совершенно иные позиции и вел себя соответственно им. Чтобы элиты были сильными и принимали властные решения, следует ограничивать участие, активность и влияние обычного гражданина. Он должен передать власть элитам и позволить им управлять. Таким образом,от гражданина в демократии требуются противоречащие одна другой вещи: он должен быть активным, но в то же время пассивным, включенным в процесс, однако не слишком сильно. Есть два решения этого противоречия. С одной стороны, в обществе происходит распределение индивидов, преследующих одну из двух конфликтующих гражданских целей. И в целом всё общество решает эти проблемы. С другой стороны, решение состоит в способности граждан в случае необходимости создавать политические структуры. Гражданин не является постоянным участником политического процесса. Он редко активен в политических группах. Но он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенциально активный гражданин.
Особенности российской политической культуры. История государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила низкую политическую активность граждан (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.
В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. В результате ведущее на сегодняшний день положение в политической культуре российского общества завоевали ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а в конечном счете — ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни). В то же время по преимуществу персонализированное восприятие власти, а также нравственный характер требований к ее деятельности предопределяют стремление большинства граждан к поиску харизматического лидера («спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса). Причем явная непопулярность контроля за властями сочетается у людей со слабым уважением законов государства.
Неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России. В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций. Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, а в ряде случаев способствует активизации политических движений националистического и фашистского толка.
Понятие «гражданская культура» было введено ГэбриэломАлмондоми Сиднеем Вербой в одноименной книге, увидевшей свет в1963 г. Исследователи ставили своей целью выделить тип политическойкультуры, в наибольшей степени способствующий стабильному функционированиюи развитию либеральной демократии. Работа основываласьна результатах широкого опроса общественного мнения,который в 1959-1960 гг. был проведен одновременно в пятистранах: США, Великобритании, ФРГ, Италии и Мексике.
Политические субкультуры. Понятие «политические субкультуры» было введено исследователями, в целом находившимися под воздействием работы Алмонда и Вербы. О субкультуре можно говорить в том случае, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Это понятие, стало быть, нельзя применять к тем странам, в которых социальные различия столь глубоки, что общие характеристики национальной культуры не поддаются вычленению и описанию (например, Северная Ирландия, Нигерия). Такие общества иногда называют культурно-плюралистическими. Обычно носителями политических субкультур выступают группы, компактно проживающие в определенной части страны. К числу таких групп относятся франкоязычное население Канады, южане в США и т. д. Вводя понятие субкультуры, последователи Алмонда и Вербы стремились избежать упрека в том, что они «всех стригут под одну гребенку». Но в то же время они вызвали на себя новую волну критики. Дело в том, что сразу же возник вопрос: может ли класс бытьносителем политической субкультуры? Исследователи процессовэкономического развития Западной Европы еще в прошлом векеотмечали глубину различий между культурами рабочего класса ибуржуазии. Положительно ответить на этот вопрос — значитотвергнуть принципиально важную для Алмонда и Вербы концепциюнациональной культуры в пользу взглядов, восходящих к марксистскойтрадиции. Не удивительно, что по вопросу о классовыхсубкультурах разгорелась острая полемика.
40.Демократический режим: виды и характерные черты. См. вопрос № 13.
41.Политическая система современной России. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства. См. вопрос № 36 и вопрос № 43 +
42.Государство как политический институт: генезис, основные признаки, способы институализации, исторические типы. Центральным институтом политической системы является государство. Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человекомспециальный термин «stati».Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. Существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Общими для государства являются следующие признаки: 1. Отделение публичной власти от общества, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. 2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. 3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. 4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура. 5. Право на взимание налогов и сборов с населения. 6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых: — развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа — государства; — возникновение в ходе развития производства частной собственности; — завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.); —рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни; — психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа — государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития. — антропологические факторы. Государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.
Теории возникновения государства: 1) теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский); 2) психологические теории (Л. Петрожитский, Н. Коркунов, Т. Гоббс: государство возникло из-за коллективной природы человека и его страха) 3) теория общественного договора (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс); 4) патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Михайловский); 5) теологическая теория (Фома Аквинский, Августин Блаженный); 6) теория классов (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)
В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии. Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Типичным воплощением такого государства являлись монархии Средневековья. Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностьюполномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства. Одним словом, он связан с появлением конституции. Конституция — это определённый свод принципов формирования политической власти и государственного устройства, способов волеизъявления граждан в формировании институтов власти, принятии политических решений, а также обоснование прав человека и гражданина. Конституция — свод законов, юридический или нормативный акт. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Наличие конституции — показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» ив 1791 г. конституция). В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Зачатки правовой государственности возникли ещё в античные времена (Аристотель, Цицерон). Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов — Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества. Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате развития гражданского общества. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством часть общества. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности.В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Общие признаки правовых государств: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; 3) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 4) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения; 5) суверенитет народа. Именно народ является конечным источником власти; 6) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства; 7) «Разрешено все то, что не запрещено законом»; 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других. Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Ответом на несовершенство правового государства явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия. Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, примерно одинаковых возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным и т.п. Примерно в 60-х гг. XX в. возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Деятельность современного социального государства: перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д. Междуправовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства. (т.е. не дать рыбу, а дать удочку) Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологическую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасности и экологических прав личности. В новых условиях государство вместе с общественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить поддерживающий экологическое равновесие образ жизни. В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, децентрализации ряда функций государства. Вторая тенденция — этатисгекая — проявляется в повышении роли государства как регулятивного инструмента общества. Роль государства особенно велика в переходные этапы общественного развития, как это имеет место, например, в России. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, поддержания стабильности и порядка.
43.Структура современной государственной организации и функции ее основных элементов. Основы государственного строя современной России. То, как выглядит государственная организация сегодня, имеет своими истоками идеи, заложенные Локком и Монтескье, в которых доказывалось, что разделение властей способно предотвратить нарушения справедливости, возникающие вследствие бесконтрольности исполнительных или законодательных органов.В дальнейшем эта теория была развита Мэдисоном и Гамильтоном в «Федералисте». В течение XIX и первой половины XX вв. политические теоретики в ходе опыта осмысления Великобритании и Соединенных Штатов Америки — двух успешных примеров представительной демократии — постепенно сформулировали то, что можно назвать «классической» теорией разделения властей, получившей доминирующее влияние в политической науке. Согласно этой теории, имеется две основных формы представительного демократического правительства — президентская и парламентская. Демократический президентский режим (США, Бразилия) предполагает наличие двух раздельных правительственных органов — исполнительного и законодательного, которые самостоятельно избираются народом. Каждая ветвь власти наделена особыми полномочиями в рамках конституции и избирается на определенный срок, причем ни одна из них не может сместить другую. В свою очередь парламентский режим (Великобритания, Германия, Япония) обеспечивает взаимозависимость исполнительной и законодательной ветвей власти. При таком устройстве непосредственно избирается только законодательная власть, тогда как кабинет (коллективное руководство исполнительной власти) вырастает из легислатуры (законодательный орган). В кабинете председательствует премьер-министр (в Германии его именуют федеральным канцлером), который возглавляет правительство и отбирает других министров кабинета. Как правило, ни одна из ветвей власти не имеет фиксированного срока полномочий. Кабинет в любой момент может быть смещен посредством вотума недоверия, ив большинстве случаев то же самое относится и к законодательному органу (парламенту). Важнейшим фактором, обусловливающим функционирование данной системы, являются отношения доверия между кабинетом и парламентским большинством. Право парламентского большинства низложить кабинет и право премьер-министра распустить парламент — обеспечивают взаимозависимость двух ветвей власти. Но не все демократии соответствуют критериям президентской или парламентской системы. Некоторые относятся к смешанному типу, который обычно называют полупрезидентским. Режимы, в которых полномочия различных правительственных органов определены и ограничены писаными конституциями, сводами законов или традицией, называются конституционными. Ключевую роль в ограничении правительственной власти играют суды. Судебный надзор позволяет федеральному суду и судам штатов не допускать превышения правительственными институтами своих полномочий. Конституции, которые предусматривают сложные процедуры внесения поправок (типа американской), называются «жесткими», те, где такие правила проще, — «гибкими». Аренд Лейпхарт подразделил демократические системы на две основные категории, выделив мажоритарные и консенсусные режимы. Институты мажоритарной демократии наделяютвластью представителей большинства избирателей. Полномочия сконцентрированы в одном органе, а не рассредоточены, как при системе разделения властей. Выборы происходят по правилу простого большинства в одномандатных округах и часто порождают двухпартийную систему. Со своей стороны консенсусные демократии храрактеризуютсяпропорциональным представительством, многопартийными системами, коалиционными правительствами и более уравненным соотношением исполнительной и законодательной властей. Прекрасным примером консенсусной демократии является Швейцария, тогда как Великобритания — классический образец мажоритарной системы. Мажоритарные системы типичны для однородных, единых в культурном отношении стран, в то время как консенсусная демократия чаще встречается в конфессионально, лингвистически и этнически гетерогенных обществах. Соединенным Штатам присущи некоторые черты как мажоритарной (выборы по правилу простого большинства), так и консенсусной (федерализм) системы. Такие модели можно назвать смешанными.
Законодательные органы. Г. Алмонд и Дж. Пауэлл в своей книге «Сравнительная политология сегодня» рассматривают законодательные органы на примере ассамблей. Члены ассамблеи, численность которых варьируется от нескольких десятков до более чем тысячи человек, взвешивают, обсуждают и принимают либо отвергают посредством голосования представленные на их рассмотрение политические курсы. Контроль над расходами (бюджетной политикой) является одной из основных их функций. Кроме того, некоторые ассамблеи наделены важными полномочиями в сфере правительственных назначений.Ассамблеи варьируются не только по объему властных полномочий и функциям, но и по своей организации. Легислатуры могут состоять из одной или из двух палат (в первом случае их называют однопалатными, во втором, соответственно, — двухпалатными). В Европе палаты парламентов выросли из «сословий» (статусных социальных групп) — органов, время от времени созывавшихся королями для консультаций. Во Франции существовали три сословия — духовенство, высшая аристократия и так называемое третье сословие, представлявшее остальные классы. В Англии сословия были изначально организованы в две палаты: лорды — духовные (епископы) и светские (знать) — заседали в палате лордов, а нетитулованные дворяне и бюргеры — в палате общин. В настоящее время последняя крупнейшая наследственная палата парламента — британская палата лордов — подвергается радикальным изменениям, которые могут привести к ликвидации наследственной титулованной аристократии.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |