Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 24. Гос.власть РФ. Президент-дума(верхняя и нижняя палаты)-кабинет министров




Вопрос 23

Гос.власть РФ. Президент-дума(верхняя и нижняя палаты)-кабинет министров.

 

 

Из определения правового государства выделить два главных принципа (две

стороны сущно­сти) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав

и свобод человека и граж­данина (социальная сторона); 2) наиболее

последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование

для государственных структур правового ограничения (фopмaльнo–юридическая

сторона).

Первый принцип нашёл своё конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ,

где ска­зано, что “человек, его права и свободы являются ценностью”. Правовое

государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение —

гарантировать каждому гражда­нину возможность всестороннего развития

личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права

человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как

возможность отправления функций государственной власти является вторич­ной,

производной. Политической и правовой наукой ныне в виде естественных

признается система гражданских (личных), политических, экономических,

социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей

декларации прав человека 1948 года и дру­гих международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием всего следующих способов

и средств:

1) Ограничивают государственную власть сами и свободы человека и гражданина,

то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в

основу системы “сдержек и противовесов”, правового ограничения для

государства, не допуская тем излиш­него регулирующего последнего в частную

жизнь. “Индивидуальные права представляют вес одну черту: они ограничивают

праве государства, — писал в начале XX века А. Эсмен. — Государство должно

воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный

простор личной деятельности.”.

2) Среди правоограничивающих мер особое место проблема разделения властей. Её

главное требование, выдвинутое Л. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы

буржуазии с феодализ­мом, заключалось в том, что для утверждения политической

свободы, обеспечения законно­сти и устранения злоупотреблений властью со

стороны какой–либо социальной группы уч­реждения или отдельного лица

необходимо разделить государственную власть на законода­тельную (избранную

народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества пу­тём принятия

законов), исполнительную (назначаемую представительным органом и реали­зацией

данных законов и оперативно–хозяйственной деятельностью) и судебную

(высту­пающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого

наказания виновных). Причём из них являясь самостоятельной и

взаимосдерживающей друг друга, должна осуще­ствлять свои функции посредством

особой системы органов и в специфических формах.

3) Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной

власти. Над своеобразное государственное устройство “федерация дополняет

горизонтальное разде­ление власти еще и разделением её по вертикали и тем

становится средством ограничения государственной власти, системой сдержей и

противовесов”. Это создаёт своего рода “двой­ную безопасность” для прав

человека и гражданина. При реально действующих федератив­ных отношениях

различные государств структуры и ветви власти будут контролировать друг

друга, уменьшить вероятность злоупотреблений и произвола в отношений

личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, понятой суверенизации, в

рамках неустойчивых Федератив­ных отношений и национально–государственной

неразберихи “двойная безопасность” мо­жет легко превратиться в “двойную

опасность” для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны

субъектов федерации происходит покушение на права человека и граж­данина.

4) Еще один способ ограничения политической власти — верховенство закона и

его господ­ство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый

верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных

процедур, не может быть отменён, изменен или приостановлен актами

исполнительной власти. Закон принимается либо наро­дам, либо депутатами,

которые являются представителями всего народа и которые выражают

соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов,

принимаю­щихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или

корпоративных интере­сах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений

с законом должен действовать последний.

5) Взаимная ответственность государства и личности — ещё один способ

ограничения поли­тической власти. Еще И. Кант данную идею так: каждый

гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к

точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к

гражданину. В условиях правового государства лич­ность и властвующий субъект

(как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных

партнёров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и

ответ­ственности. Это своеобразный способ ограничения политической власти,

который нравст­венно–юридические начала в отношениях между государствам, как

носителем политической власти, и гражданином, как участников её

осуществления.

Таким образом, отношения государством н личностью должны осуществляться на

основе взаимной ответственности. Названные способы и средства ограничения

государственной власти могут рассматриваться в самостоятельных принципов, так

или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип. Кроме них

можно выделить и другие прин­ципы, которые в той или иной мере вытекают из

вышеприведённых и создают для них обес­печивающий фон, Это: высокий уровень

правосознаний и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и

осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами

права и т.п.

Идея правового государства — есть взаимоуправления гражданского общества и

государ­ства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с

одновременным изме­нением соотношения свободы государства и общества в пользу

последнего и отдельной лич­ности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них всё равно

остается ос­новными, главными, определяющими, которые необходимо

рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности

правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую

привлекательность, ценность идеи правовой государ­ственности, её самоцель)

без второй (формально–юридической, олицетворяющей собой средства достижения

названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наибо­лее полного

обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за

основу только формально–юридический аспект, тогда становится не совсем

понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную

власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так

ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни из своих

функций. И тогда тоже гражданское общество от этого ничего не выиграет, а,

наоборот, только проиграет.

Идея правового государства в некотором роде носит универсальный характер в

том смысле, что она практически присуща политической и правовой идеологии

цивилизаций всех наро­дов, участвующих в мировом метрическом процессе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.