КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели пенсионного обеспечения
Государственное социальное страхование наемных работников возникло в конце XIX в. В Германии. Вопросами пенсионного обеспечения по старости и инвалидности ведали специальные страховые органы. Фонды на эти виды пенсионного обеспечения формировались путем взносов, уплачиваемых в равных долях застрахованными и предпринимателями.Вслед за Германией законы об обязательном государственном страховаван были приняты и в других странах Европы. Вначале они охватывали сферу страхования от несчастных случаев на производстве, затем – по болезни, инвалидности, старости, безработице.Начиная с 20-30-х г. XX в. Государственное социальное страхование стало доминирующей формой социального обеспечения во всех развитых странах, хотя сами условия предоставления и размеры отдельных пенсий и пособий впоследствии многократно изменялись и дополнялись. В период после второй мировой войны многие страны осуществили реформу социального обеспечения. Примером такой реформы может служить законодательство, принятое английским правительством в 1946-1948 гг. Оно предусматривало охват социальным обеспечением всех лиц наемного труда и членам их семей, а также лиц, занятых самостоятельным трудом, установление пенсий и пособий в твердых размерах вне зависимости от заработка на уровне национального минимального стандарта. Была устранена диспропорция в размерах пособий по болезни, безработице и пенсий по старости. Подобные реформы заложили базу современных систем социального, в том числе и пенсионного обеспечения. В мировой практике преобладают две модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная); также они могут комбинироваться в разных вариантах. Полностью распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т. Д. сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, то есть по принципу «работающий платит за пенсионера». Собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, все имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, поступившие в пенсионный фонд в соответствующем периоде, целиком расходуются на выплату пенсий в текущее время. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров целиком и полностью зависит от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством. В такой системе уровень пенсии не зависит от предыдущих заработков и целиком зависит от финансовой обеспеченности пенсионного фонда. Если финансов не хватает, надо либо уменьшить размер выплат, либо увеличить налоги, либо повышать пенсионный возраст.
Полностью накопительная модель является полной противоположностью распределительной системе финансирования пенсий. При ней страховые взносы на текущие выплаты не тратятся, а зачисляются на личные счета граждан и затем инвестируются в порядке, который в большинстве стран установлен законом. Таким образом, гражданин самостоятельно накапливает свою пенсию в течение трудовой жизни, а ее размер зависит только от объема взносов, уплаченных в накопительную составляющую и дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений. Накопительная система отличается от распределительной тем, что при этом каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому застрахованному лицу, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании.
Считается, что накопительная система имеет ряд существенных преимуществ: не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных механизмов и систем; дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития; обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления. В целом можно сказать, что накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная. Более того, накопительный, в отличие от распределительного, вполне сочетается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что позволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Однако переход к накопительной системе связан с серьезными трудностями финансового и организационного плана. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные системы получили в странах Латинской Америки и Азии. При этом функция государства в данной системе сводится только к контролю за деятельностью пенсионных фондов, а гарантии самим гражданам по размерам и условиям пенсионных выплат имеют очень локальный характер. Как показала практика работы частных пенсионных фондов, они становятся активными участниками финансового рынка и благоприятствуют экономическому росту в этих странах. В большинстве же промышленно развитых стран главное место в организации обязательных пенсионных систем занимают распределительные схемы. Накопительные схемы обычно носят добровольный (дополнительный) характер. Объем накопленных взносов во многих промышленно развитых странах не велик и зависит от уровня пенсионного обеспечения, предусмотренного по обязательным распределительным схемам. В последнее десятилетие очевидность доминирования как полностью распределительной, так и полностью накопительной систем поставлена под сомнение во многих странах. Во многих из них в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы – накопительный. Независимость от демографических тенденций оборачивается зависимостью от темпов роста экономики страны.
Однако невозможен обратный путь в полностью распределительную систему даже в том случае, если общество по каким-либо объективным или субъективным причинам “передумает” реформироваться. Риск в накопительной системе возлагается полностью на его участников. Однако система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни лишь могут накопить достаточную для получения пенсии сумму денег. Система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции. Наличие данных проблем наряду с некоторыми другими соображениями вынуждает многие страны воздерживаться от коренного реформирования распределительных систем, несмотря на осознание преимуществ систем накопительных. Каждая из рассмотренных моделей может быть использована для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наиболее эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Оптимальное решение задачи пенсионного обеспечения заключается не в альтернативном выборе одной из моделей, во взаимодействии основной (доминирующей) и дополнительной пенсионных схем. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от целей, которые определены в социальной политике государства. Таким образом, с учетом комбинирования, в современном мире можно выделить следующие основные формы финансирования пенсионной системы: 1. Полностью распределительная система. 2. Распределительная система с элементами накоплений. 3. Условно-накопительная система. 4. Полностью накопительная система. Рассмотрим более подробно вторую и третью формы (первую и четвертую см. выше). Условно-накопительная пенсионная система представляет собой также систему, основанную на распределительном принципе ее финансирования, однако размер выплачиваемой пенсии ставится в зависимость от заработка пенсионера за какой-либо промежуток трудовой деятельности. По существу, это означает всего лишь измененную форму расчета пенсии, позволяющую производить дифференциацию выплачиваемых пенсий в зависимости от предыдущих заработков. Вместе с тем, все проблемы и способы их решений идентичны полностью распределительной системе.
Распределительная система с элементами накоплений – это система, основу которой составляет либо полностью распределительная система, либо условно-накопительная система финансирования пенсий, однако на текущие выплаты расходуются не все средства, собираемые пенсионным фондом. Остатки средств направляются на создание специального накопительного резерва, который инвестируется с целью сохранения средств и получения дохода в установленном порядке. Однако этот резерв не является персонифицированным и может быть израсходован на выплаты пенсий в случае их индексации или в случае появления дефицита фонда по иным обстоятельствам. Первые три системы составляют единый принцип организации пенсионного обеспечения с так называемой «установленной выплатой», когда законом устанавливается размер выплачиваемой пенсии, а система финансирования пенсий жестко привязана к необходимости обеспечения гарантий по выплате пенсий. Обычно в полностью накопительных системах предполагается, что в случае смерти владельца лицевого счета все накопленные средства могут наследоваться его родственниками или указанными им самим лицами. Этот принцип характеризует т.н. систему пенсионного страхования с «установленным взносом», когда законом устанавливается размер уплачиваемого взноса, а размер пенсии зависит от результатов инвестирования средств. Как мы можем увидеть далее, конструкция трудовой пенсии РФ содержит в равной степени почти все вышеупомянутые элементы: базовая часть трудовой пенсии финансируется на полностью распределительных принципах, страховая часть трудовой пенсии финансируется по принципу условно-накопительного финансирования пенсий, накопительная часть трудовой пенсии действует на принципах полностью накопительной составляющих. Разработчики объясняют это как результат балансирования рисков, связанных с финансовой устойчивостью системы пенсионного обеспечения и страхования в целом. Сравнение факторов риска (демографических – старения населения, безработицы, инфляции, финансовых рисков и страновых рисков) распределительной и накопительной систем говорит о том, что распределительная система более уязвима с точки зрения демографических факторов. Старение населения, как и высокий уровень безработицы приводят к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансирования раннего выхода на пенсию. В то же время, чем выше уровень безработицы, тем меньше работающих формируют финансовую базу распределительной системы. Сторонники реформ получение в последнее время пенсионерами заниженных доходов объясняют именно этими негативными аспектами российской экономики. Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае индексация пенсий производится с запаздыванием по отношению к росту инфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция может стать причиной обесценения пенсионных сбережений в случаях, когда она может являться причиной отрицательной реальной доходности. Влияние странового риска на финансовую устойчивость распределительной и накопительной составляющих различно в силу специфики формирования их финансовой базы. Полностью зависящая от состояния отечественной экономики распределительная составляющая в полной мере примет на себя все негативные последствия, возникшие в результате принятия тех или иных решений, страновых и финансовых кризисов. В то же время зависимость от странового риска накопительной составляющей зависит от доли пенсионных резервов, размещенных на территории России.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |