Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивистская традиция в философии науки




Позитивизм (от лат. - положительный) прошел сложный путь в своем развитии, возникнув в середине XIX века как особое понимание предмета философии и ее функций.

Этапы развития позитивизма

1. Первый позитивизм - 30-90-е годы XIX в. (О. Коит. Д. С. Милль, Г'.
Спенсер).

Родоначальник позитивизма О. Конт (1798—1857) был учеником К. Сен-Симона (1760—1825), известного мыслителя конца XVIII — начала XIX в. Он считается одним из первых создателей социологии как науки об обществе.

Основные идеи позитивизма изложены в трудах его основателя Огюста Конта «Курс позитивной философии» (6 томов) и «Дух позитивной философии». Конт объявляет «метафизикой» всякую теорию, признающую существование объективной реальности.

Термин «позитивный» О. Конт применял как характеристику научного знания.

2. Второй позитивизм - махизм (эмпириокритицизм) - 70-е годы XI Х-начало
XX в. в. (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре и др.)

Махисты исходят из того, что всё существующее, опыт понимается как совокупность ощущений. Мах выступает против понимания материи как объективной реальности. То, что мы называем материей, есть определённая регулярная связь элементов (ощущений).

Называя ощущения «элементами мира», махисты подразделяют их физические и психические. Они хотят представить их как нечто нейтральное по отношению к материи и к сознанию, «элементы мира» не могут быть в одном отношении физическими, а в другом — психическими. Между физическими и психическими элементами существует неразрывная связь, так что не может быть физических элементов без психических. В процессе исследования можно отвлекаться от этой связи и рассматривать физические элементы без психических.

В махизме предлагается редукция любого содержательного высказывания науки к ощущениям («элементам») индивидуального субъекта. Мах не признаёт за теоретическими понятиями никакой роли, кроме роли знака для совокупности чувственных данных.

3. Неопозитивизм - 20-е годы XX века (М. Шлик, Р. Карнап. Л. Витгенштейн
и др.).

4. Постпозитивизм: (критический рационализм) - 50-60-е годы XX в. (К.
Поппер).

5. Философия науки - 60-70-е годы XX века (Т. Кун, П. Фейерабенд, И.
Лакатос).

Термин "позитивизм" в истории философии употребляется в четырех различных смыслах:

1. Совокупность взглядов основоположника позитивизма О. Конта и его
непосредственных последователей.

2. Совокупность концепций всех позитивистов XIX века, прежде всего О.
Конта, Д.С. М.ИЛ.ЛЯ, Г. Спенсера.

3. Все позитивистские по своему содержанию концепции Х1Х-ХХ в.в.

4. Метод исследования, отказывающийся от абстрактного, спекулятивного
знания, опирающийся на факты и признающий только факты как основу
научного исследования.

 

32*ПОСТПОЗИТИВИЗМ

общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма.

П. не представляет собой особого филос. направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Это и фальсификационизм К. Поппера, и концепция научных революций Т. Куна, и методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, и концепция неявного знания М. Полани, концепции С.Э. Тулмина, Дж. Агасси, У. Селларса и многих др...

1. П. отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки.

2. В П. происходит существенное изменение проблематики методологических
исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ
структуры научного знания, то П. главной проблемой философии науки делает понимание
развития научного знания

3. Для П. характерен отказ от жестких разграничительных линий, установлению которых
позитивизм уделял большое внимание. Смягчается известная дихотомия эмпирического
— теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и
контекста обоснования.

4. П. постепенно отходит от идеологии демаркационизма, исповедуемой логическим
позитивизмом. Представители последнего полагали, что можно и нужно установить
четкую демаркационную линию между наукой и не-наукой, в частности, философией
(метафизикой).

5. Распространенной особенностью постпозитивистских концепций является их
стремление опереться на историю науки. Позитивизм не питал интереса к истории, в
качестве образца научности он принимал теории математической физики и полагал, что
все научное знание в конечном итоге должно приобрести форму аксиоматических или
гипотетико-дедуктивных теорий.

6. Отличительной чертой большинства постпозитивистских концепций является отказ от
кумулятивизма в понимании развития знания. П. признал, что в истории науки неизбежны
существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр

значительной части ранее признанного и обоснованного знания -.... не только теорий, но и

фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений

 

33. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выражены, например, австрийским философом Людвигом Витгенштейном (1889-1951) в работе ТгасШШз Ьо§1со-РЫ1озорЫст (1921) следующим образом: «Цель философии - логическое прояснение мыслей».

Примеры логического анализа можно найти в работах Платона и Аристотеля, средневековых теологов, рационалистов и эмпириков 17 и 18 вв., британских утилитаристов и в бесчисленном множестве сочинений других мыслителей. Вплоть до 20 в. философы обычно полагали, что главные философские вопросы - природа реальности, возможности и границы человеческого познания, природа добра и справедливости, смысл жизни - достаточно ясны, и задача философии заключается в том, чтобы дать на них ответы, причем неважно - ясные или не вполне понятные. Если идеал ясности должен быть отброшен ради того, чтобы найти истину, эту жертву следует принести не колеблясь.

По мере развития философии возникали различные соперничавшие друг с другом «школы», каждая из них имела своих лидеров и последователей, свою методологию, свое мировоззрение (например, существовали школы томистов, картезианцев, кантианцев, немецких идеалистов, марксистов, прагматистов и др.). Некоторые из этих школ, отпраздновав краткий триумф, исчезали, другие продолжали жить, третьи со временем обретали новое дыхание. Однако сколько-нибудь заметного прогресса в поиске общезначимых решений главных философских проблем не наблюдалось. После двух тысячелетий развития философской мысли однозначные решения казались столь же недостижимыми, как и в древности.

Возникновение аналитической философии означало надежду на прогресс. В конце 19 в. был разработан новый инструмент мышления - формальная логика. В том виде, который ей придали Г.Фреге, Б.Рассел и А.Н.Уайтхед, формальная логика позволила с большой точностью описать формы суждений и отношения между ними. На целый ряд философских вопросов, в частности касавшихся природы математики, были сразу даны новые и четкие ответы, и стало казаться, что с помощью формальной логики можно будет найти окончательное решение философских проблем. Б.Рассел назвал одну из своих лекций «Логика как сущность философии». Американский философ Ч.С.Пирс сформулировал суть нового подхода в своем знаменитом эссе Как сделать наши идеи ясными (1878).

Хорошим примером использования логики в решении философских проблем является «теория дескрипций» Рассела в ее применении к проблемам истины и существования. Рассел задался вопросом: истинно или ложно утверждение «Нынешний король Франции лыс»? По-видимому, здесь мы имеем дело со следующей дилеммой.

В период примерно с 1920 по 1950 в рамках аналитической философии существовало мощное движение, известное под названием логического позитивизма. Возникло оно в Вене (отсюда наименование первого периода развития логического позитивизма «Венский кружок»). Философы этого направления, М.Шлик, Р.Карнап, А.Дж.Айер и др., полагали, что все осмысленные утверждения являются либо научно верифицируемыми утверждениями о мире, либо чисто логическими тавтологиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.