Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества




Общественные объединения. Их роль в становлении гражданского

Впервые, в законодательстве современной России понятие "общественное объединение" как добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в Законе СССР "Об общественных объединениях" от 9 октября 1990 г.

В число общественных объединений включались: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, научно-просветительские и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации другие объединения граждан.

Общественные объединения и политические движения в отличие от политических партийных систем не имеют четких идеологических доктрин, программ, излагающих цели и средства их достижения, а также уставов, закрепляющих строение, жесткость границ членства, центральные руководящие органы и местные организации.
Движения не нуждаются в разветвленной функциональной сети местных отделений, в постоянной рутинной работе функционеров всех уровней.
В литературе отмечается, что существуют отличия между общественными организациями и общественно – политическими движениями.
Общественная организация – это устойчивое объединение людей на основе общности социальных, экономических, политических или духовных интересов с целью их удовлетворения и зашиты. Многообразие интересов людей породило огромное количество самых разнообразных организаций: социально – классовых (партии, профсоюзы предпринимателей, дворянские собрания и т. д.); профессиональных (союзы творческой интеллигенции, научные общества); духовных (клубы, культурно – просветительные общества, религиозные общины и церковно-просветительные объединения и т. д.). Их статус определяется государственным законом и собственными установлениями.
Общественно – политические движения – динамичное сообщество больших масс людей, осознающих общность своих социальных, экономических, политических или духовных интересов.
Общественно – политические движения отличаются от партий и общественных объединений массовостью, добровольностью, нередко стихийностью. Разворачиваются они так же, как общественные объединения и партии, на определенной социальной базе, поскольку она всегда выражает определенные общественные классово – групповые интересы и стремления.
В современной России особая роль отводится становлению и развитию гражданского общества. На пути формирования гражданского общества в России существует ряд трудностей, прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные прежним советским тоталитарным режимом, во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. В первую очередь порождают психологический дискомфорт такие общечеловеческие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. Вследствие ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения, что и определяет его реакцию отторжения ценностей конкуренции, демократии, рынка.
В соответствии с Конституцией РФ действуют ряд федеральных законов, которыми закреплен правовой статус большей части компонентов политической системы РФ. Среди них особое значение имеют Федеральный закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу 19 мая 1995 г., Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу 18 августа 1995 г., Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
Федеральные законы и подзаконные акты, принятые по вопросам организации и деятельности компонентов политической системы РФ, создают достаточно надежную правовую основу деятельности общественных объединений, религиозных организаций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а также способы защиты нарушенного права незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц.

Неправительственные организации в основном создаются в ответ на ту или иную специфическую ситуацию и являются продуктом общественных действий. Появление НПО являет собой ответ на те или иные обострившиеся проблемы, привлекая к ней внимание, требуя включения их «в повестку дня» деятельности государственных структур, мобилизуя общественное сознание на необходимость их решения. Нередко, благодаря усилиям НПО, в решении насущных проблем находятся нестандартные решения, а для их реализации подключаются непредвиденные ресурсы. Правозащитные организации отражают коллективные действия в форме различного рода объединений для защиты прав и свобод либо как общей, либо как целевой задачи обеспечения интересов определенных категорий населения (инвалидов, детей, заключенных и т.д.). Они оказывают дополнительную поддержку осуществлению международных норм в области прав человека, играют важную роль в развитии общей культуры прав человека. Правозащитные организации в силу общего для всех НПО характера обладают свободой выражения мнений, гибкостью действий и свободой передвижения, что в определенных условиях позволяет им решать задачи, которые неспособны или, возможно, даже не пытаются решать правительства и межправительственные организации. В целом очевидно, что Россия нуждается в присутствие независимых от власти организаций, которые активно и профессионально включались бы в формирующиеся в России демократические институты, поддерживали бы трансформацию России в правовое, социальное государство, добивались бы контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов в различных сферах. История не один раз доказывала, что успех демократических преобразований находится в пропорциональной зависимости от участия в них общественности, от ее способности формировать независимые от власти структуры, которые становятся полноправными участниками этих процессов. Практически все страны мира на пути к демократии прошли необходимые этапы, связанные со становлением института неправительственных организаций как полноценного института гражданского общества. Россия также переживает один из них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.